Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание

Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.doc

— 797.00 Кб (Скачать документ)
  • выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни;
  • пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

    Воспитатели очень активны при подготовке и обсуждении вопросов диспута. При моделировании разных ситуаций, игровых моментов и т.д., педагоги активно используют имеющиеся знания и практические умения.

    Обычно  сотрудники группы детей раннего  возраста испытывают трудности в  организации своей деятельности. Организация работы здесь кардинально отличается от работы в группах дошкольного возраста. Для того, чтобы наладить необходимый ритм работы и взаимодействие сотрудников, а также обеспечить плавность перехода от одного режимного момента к другому был разработан график взаимодействия.

    Еще одной немаловажной составляющей работы с воспитателями является осмотр групп, их оформления. Он проводится старшим  воспитателем, педагогом-психологом и  воспитателями групп.

    В первую очередь уделяется внимание раздевалке. В раздевалке детей встречает красочный поезд из любимой сказки. Машинист – веселый Колобок – приветствует новичка, предлагая выбрать шкафчик с ярким рисунком.

    Там для детей готовятся:

  • «полочка для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;
  • веселые, детские панно;
  • мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
  • подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

    В групповом помещении также переоборудуются  все зоны.

    Основная  цель – сделать помещение более  уютным, домашним и привлекательным  для детей. Цветовое решение интерьера влияет на настроение ребенка, поэтому в оформлении мы использовали больше оттенков желтого спектра (способствует общению, увеличивает скорость зрительного восприятия) с акцентами синего, зеленого, красного цвета. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у детей и взрослых.

    Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Вот лиса и кошка предлагают малышу рассмотреть книжку с веселыми картинками и поиграть с умной игрушкой. Уютно оборудован уголок чаепития. Объемные фигуры на картине изготовлены из картона, тонкого поролона и тканей разных фактур. Ручки, ножки, носик самовара – чеканка из тонкой фольги. Сам самовар, заварной чайник, вазочки и чашки с блюдцами выполнены из папье-маше. Большая ягода сшита из маленьких бархатных шариков, листья и стебелек выполнены из зеленого драпа. Фрукты в вазочке – пластмассовые. Прекрасный уголок для пополнения сенсорного опыта малышей!

    Передвижной домик – любимое место игр  детей. С помощью чудо-теремка  можно организовать вместе с малышами увлекательные игры-драматизации.

    Многообразие  предметов на полках, разнообразие фактур, тканей, цветов способствуют творческому, умственному и физическому развитию детей раннего возраста в период адаптации.

    Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

    За  день до прихода ребенка в детский  сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.

  1. Главное же направление адаптации детей к МДОУ – работа с ними.

    Адаптация ребенка контролируется с помощью  «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8й, 16й, 32й и при необходимости 64й (по методике К. Печоры)) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

    Первоначально для каждого ребенка устанавливается  индивидуальный режим. Время пребывания малыша в МДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

    В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать  себя более уверенно и снижает  тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.

    Приводить ребенка лучше не к завтраку, а  к прогулке. И оставлять ребенка  без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице  чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

    Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.

    Например, мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к  себе и почувствовать себя более  спокойно.

    Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.

    Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко  засовывают себе пальцы в рот. Такое  переключение на древнюю пищевую  реакцию затормаживает ранее  возникшие отрицательные эмоции. Чтобы предотвратить возникновение вредной привычки, но при этом помочь ему снять эмоциональное напряжение, мы ставим на видном месте воду и блюдо с сухариками, сушками и печеньем. Однако если привычка сосать палец (соску) у ребенка устойчива, мы ни в коем случае не отучаем от нее в адаптационный период.

    Главным же расслабляющим средством для  дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание  доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей  положительное отношение к детскому саду.

    В нашей группе предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания. На этапе адаптации мы используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении:

  • хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
  • затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.;
  • подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо.

    Особенно  хотелось бы отметить игры с песком (поверхность песка ровная; песок  влажный.):

  • отпечатки наших рук. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем по песку ощущаем маленькие песчинки…). Делаем другие упражнения:
  • отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);
  • скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;
  • «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);
  • «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх-вниз» - движения вся кисть);
  • оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).

    Ценность  этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительностьи и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

    Также используются наиболее популярные и  эффективные игры. Например, игра «Мой любимый садик» позволяет показать все лучшее, что есть в детском  саду. В группе помещается небольшой  стенд, посвященный МДОУ. В центре стенда располагается фотография учреждения. Рядом приклеиваются лепестки, на которых делаются записи. В течение указанного времени на этом стенде должны появляться «надписи», сделанные ребенком, о том, что хорошего, интересного произошло в детском саду за прошедший день (вместо надписей можно использовать рисунки).

    Часто проводится игра «Солнышко», которая  позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые  каждому человеку для того, чтобы  ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители. Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!»...

    Все дети усаживаются в круг, а в  центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу  – лучику солнца. Его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что  каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должен не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.

    Следует отметить, что игровая и природная  среда в группе насыщается нами постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом.

    В адаптационный период огромную роль для детей играют алгоритмы, которые  расположены в спальной комнате, туалетной комнате, раздевалке:

  • «Я одеваюсь»,
  • «Учимся складывать вещи»,
  • «Я умываюсь».

    Они позволяют детям быстрее усвоить, приобрести определенные умения, последовательность тех или иных культурно-гигиенических  навыков в самостоятельной деятельности ребенка.

    Наблюдения  за деятельностью ребенка в режимные моменты, в самостоятельной деятельности на занятиях, составление индивидуальных адаптационных карт помогает нам  сделать вывод о результатах  адаптации каждого ребенка.

    По  окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум расширенного состава – заведующий, старшие воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, врач, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    1. Анализ полученных результатов и их интерпретация
  1. Результаты наблюдения за детьми

    В результате наблюдения мы определили, что в целом адаптация детей  обеих групп проходила успешно (Приложение 4).

    Оценка  эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений  со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить степени адаптации детей в  начале и через две недели после  начала адаптационного периода (Приложение 5).

    Затем были сформулированы предварительные выводы об эффективности проделанной работы:

  1. В начале адаптационного периода степень адаптации в контрольной и экспериментальной группах существенно не отличалась (10 %).
  2. Через две недели адаптационного периода в контрольной группе не произошло существенных изменений в степени адаптации детей (сложная и средняя степени адаптации уменьшились на 10 %, а легкая степень адаптации увеличилась соответственно на 20 %).
  3. Через две недели адаптационного периода в экспериментальной группе произошли существенные изменения в степени адаптации детей (сложная степень адаптации уменьшилась на 40 % и стала равна 0, средняя степень адаптации уменьшились на 10 %, а легкая степень адаптации увеличилась соответственно на 50 %).

    Данные  показатели свидетельствуют о высокой эффективности педагогического воздействия на детей экспериментальной группы.

  1. Результаты опроса родителей детей раннего возраста (Приложение 6).

Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению