Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа
Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………
Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в МДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
II этап – основной. Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
III этап – заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон13.
Итак, для успешной адаптации ребенка необходимо в условиях семьи заранее готовить его к поступлению в детское учреждение. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям МДОУ являются:
В связи с этим на подготовительном этапе адаптационного периода для родителей необходимо выполнение следующих условий:
Для
успешной адаптации к условиям дошкольного
учреждения необходимо сформировать у
ребенка положительную
Личностный фактор является основополагающим для менее болезненного или безболезненного протекания социальной адаптации. Ребенок желает видеть своего первого воспитателя ласковым, добрым, заботливым, как мама. А от взрослых зависит, сформирована ли у ребенка положительная установка на детский сад, положительное отношение к сверстникам, к воспитателю.
В рамках социальной адаптации воспитателю необходимо осуществить два основных направления:
Для этого необходимо:
Все это, т.е. знакомство с окружающим, с другими детьми, воспитателем, должно проходить с учетом субкультуры детства в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знаний, умений, а самое главное – бескорыстного, беззаветного материнского отношения воспитателя к своим воспитанникам16.
Поэтому
организация адаптационного периода
начинается задолго до 1 сентября с
повышения профессионального
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в МДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что резкий подъем напряжения и беспокойства, нарушение эмоционального состояния большинства детей — показатели высокой значимости для них момента поступления в МДОУ. Эта ситуация требует особого внимания взрослых — родителей и педагогов-воспитателей. В детском саду в период адаптации детей должны быть созданы следующие педагогические условия:
Безусловно,
в проведении процесса адаптации
главная роль принадлежит воспитателю.
Создавая у ребенка положительное отношение
ко всем процессам, развивая различные
умения, соответствующие возрастным возможностям,
формируя потребность в общении со взрослыми
и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных
задач уже в период привыкания ребенка
к новым условиям и тем самым ускоряет
и облегчает протекание адаптационного
процесса.
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста
Цель: создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Задачи:
Данное исследование проводилось на базе ММДОУ № 59 г. Владимира. В исследовании участвовали 20 детей воспитанников младшей - ясельной группы, из них восемь мальчиков, двенадцать девочек, в возрасте от 2-х до 3-х лет. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось в сентябре месяце. В исследовании участвовали дети контрольной (10 человек, которые не испытывали специального педагогического воздействия) и экспериментальной (10 человек, которые испытывали специальное педагогическое воздействие) групп.
Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению