Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание

Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.doc

— 797.00 Кб (Скачать документ)

    Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.

    Необходимо  обратить внимание на формирование навыков  самостоятельности. Ребенок, умеющий  есть, самостоятельно одеваться и  раздеваться, в детском саду не будет  чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

    Как только в семье посчитают, что  все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в МДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

    II этап – основной. Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

    Воспитатель, узнавая ребенка со слов родителей, сможет  найти подход к ребенку  значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

    III этап – заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон13.

    Итак, для успешной адаптации ребенка  необходимо в условиях семьи заранее  готовить его к поступлению в  детское учреждение. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям МДОУ являются:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
  • наличие у ребенка своеобразных привычек,
  • неумение занять себя игрушкой,
  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми14.

    В связи с этим на подготовительном этапе адаптационного периода для  родителей необходимо выполнение следующих  условий:

  1. Провести первое знакомство с МДОУ:
  • прийти на детский праздник;
  • проконсультироваться у психолога;
  • посетить занятия;
  • пройти с экскурсией по МДОУ;
  • посетить «День открытых дверей».
  1. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
  1. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя об «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
  2. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
  3. Нужно придерживаться режима дня, максимально приближенного к режиму в МДОУ.
  4. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением МДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
  5. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.
  6. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.
  7. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь воспитателю одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с воспитателем, другими детьми и чужими мамами.
  8. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
  9. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
  10. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними15.

    Для успешной адаптации к условиям дошкольного  учреждения необходимо сформировать у  ребенка положительную установку  на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

    Личностный  фактор является основополагающим для  менее болезненного или безболезненного  протекания социальной адаптации. Ребенок желает видеть своего первого воспитателя ласковым, добрым, заботливым, как мама. А от взрослых зависит, сформирована ли у ребенка положительная установка на детский сад, положительное отношение к сверстникам, к воспитателю.

    В рамках социальной адаптации воспитателю необходимо осуществить два основных направления:

  • создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, для этого воспитатель должен уметь сопереживать, быть доброжелательным, обладать коммуникативными, организаторскими и артистическими способностями;
  • формирование чувства уверенности ребенка в окружающем мире. Для ребенка, впервые попавшего в детский сад, этот «мир» не изведан, а значит, непонятен.

    Для этого необходимо:

  • познакомить детей, сблизить их друг с другом;
  • рассказать воспитателю детям о себе, о своем детстве с целью установления доверительных отношений между педагогом и детьми;
  • познакомить с помещением группы и всего детского сада с целью их «освоения» и восприятия как родных стен.

    Все это, т.е. знакомство с окружающим, с другими детьми, воспитателем, должно проходить с учетом субкультуры детства в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знаний, умений, а самое главное – бескорыстного, беззаветного материнского отношения воспитателя к своим воспитанникам16.

    Поэтому организация адаптационного периода  начинается задолго до 1 сентября с  повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения  с помощью традиционных и новых  методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д. Кроме того, воспитатель должен соблюсти следующие условия:

  1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
  • какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.
  • как называют ребенка дома
  • чем больше всего любит заниматься ребенок
  • какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
  1. Ознакомить родителей с МДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
  1. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в МДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.
  2. Уточнить правила в общении с родителями:
  • детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
  • родители могут забирать ребенка в удобное для них время и т.д.
  1. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
  1. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в МДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей в другие группы.
  2. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
  3. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
  4. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
  5. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах17.

    Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в МДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к  перемене в образе жизни.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  резкий подъем напряжения и беспокойства, нарушение эмоционального состояния большинства детей — показатели высокой значимости для них момента поступления в МДОУ. Эта ситуация требует особого внимания взрослых — родителей и педагогов-воспитателей. В детском саду в период адаптации детей должны быть созданы следующие педагогические условия:

  1. В период поступления детей в детский сад с семьями будущих воспитанников должна быть проведена предадаптационная работа.
  2. В период адаптации должны быть учтены психические и физические особенности ребенка, его эмоциональное настроение и состояние здоровья.
  3. Для комфортного пребывания ребенка в детском саду должны быть созданы благоприятные условия.

    Безусловно, в проведении процесса адаптации  главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. 
 
 
 

    Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира  по адаптации детей  раннего дошкольного  возраста к ДОУ

    2.1. Цели, задачи и  методы адаптации  детей раннего  возраста

    Цель: создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

    Задачи:

  1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме адаптации детей раннего детства, провести эмпирическое исследование, на предмет выявления особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям МДОУ.
  2. Проанализировать и выявить эффективные направления педагогического воздействия на детей раннего возраста в период адаптации.
  3. Подобрать комплекс диагностических методик.
  4. Провести исследование адаптации детей раннего возраста.

    Данное  исследование проводилось на базе ММДОУ  № 59 г. Владимира. В исследовании участвовали 20 детей воспитанников младшей - ясельной группы, из них восемь мальчиков, двенадцать девочек, в возрасте от 2-х до 3-х лет. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось в сентябре месяце. В исследовании участвовали дети контрольной (10 человек, которые не испытывали специального педагогического воздействия) и экспериментальной (10 человек, которые испытывали специальное педагогическое воздействие) групп.

Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению