Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа
Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети обеих групп в начале адаптационного периода средне адаптированы к условиям МДОУ.
Анализ опроса родителей раннего возраста через две недели адаптационного периода показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.
Для контрольной группы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для контрольной группы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.
В экспериментальной группе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.
Таким образом, для контрольной группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для экспериментальной группы – субъектный аспект.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы через две недели адаптационного периода в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми контрольной группы.
Как было отмечено в п.2.1. в начале адаптационного периода уровень готовности поступления детей обеих групп в дошкольное учреждение оценивался как 2,25, что соответствует условной готовности к детскому саду.
Как видно в Приложении 7, уровень готовности к поступлению в детский сад у детей контрольной и экспериментальной групп через две недели адаптационного периода стал различен. Более высокий уровень готовности у детей экспериментальной группы (2,7), они готовы к поступлению в детский сад. У контрольной группы по-прежнему условная готовность к детскому саду (2,4).
Таким образом, прогноз адаптации, сделанный в начале года оправдался для детей контрольной группы и не оправдался (в связи со специальным педагогическим воздействием в период адаптации) для детей экспериментальной группы.
Результаты исследования психофизиологической адаптации детей обеих групп в начале и через две недели адаптационного периода к условиям дошкольного учреждения отражены в Приложении 8.
Результаты
диагностики показали, что уровень
психофизиологической адаптации к
условиям дошкольного учреждения в
начале адаптационного периода в
обеих группах практически
Особенности
адаптации детей раннего
Анализ результатов показывает, что в результате адаптации (кроме начального этапа) не было выявлено ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.
В результате работы по реализации педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям МДОУ, мы выработали рекомендации для воспитателей и родителей (Приложение 9). Для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ необходимо выполнение ряда педагогических условий:
Заключение
В
данном исследовании, в соответствии
с поставленными целью и
Мы
рассмотрели теоретические
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей экспериментальной группы, они готовы к поступлению в детский сад. У детей контрольной группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется их потребностью быть все время с матерью. Уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей экспериментальной группы.
Анализ опроса родителей детей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками. Для контрольной группы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для детей контрольной группы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей. В экспериментальной группе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник. Для контрольной группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для экспериментальной группы – субъектный аспект.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми контрольной группы.
В рамках данного исследования был предложен опыт организации условий для успешной адаптации детей раннего возраста к МДОУ.
Вышеперечисленные
особенности организации
На наш взгляд, мы достигли главного:
Четкая
профессиональная и продуманная
работа педагогов, психолога, участие
родителей — залог оптимального течения
адаптации детей раннего возраста.
Список литературы
Приложения
Приложение
1. Психолого-педагогические
параметры определения
готовности поступления
ребенка в дошкольное
учреждение (Печора
К.Л.)
Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное
Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
3
2 1 |
Как засыпает Ваш ребенок? | Быстро, до 10 минут
Медленно |
3
1 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? | Ничего
Укачиваю, лежу рядом и пр. |
3
1 |
Какова длительность сна? | Соответствует
возрасту
Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
3
2 1 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? | Хороший
Неустойчивый, избирательный Плохой |
3
2 1 |
Просится ли на горшок? | Просится
Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый |
3
2 1 |
Как относится к высаживанию на горшок? | Положительно
Отрицательно |
3
1 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? | Нет
Есть (какие именно?) |
3
1 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? | Проявляет
Только в привычной обстановке |
3
2 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? | Проявляет
Недостаточно Не проявляет |
3
2 1 |
Инициативен ли в игре? | Способен сам
найти себе дело
Играет только со взрослыми Не умеет играть |
3
2 1 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? | Вступает в
контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми |
3 2 1 |
Инициативен ли в отношении с детьми? | Вступает в
контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
3
2 1 |
Был ли опыт разлуки с близкими? | Нет
Да |
1
2 |
Как перенес разлуку? | Очень тяжело
Спокойно |
1
3 |
Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению