Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание

Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.doc

— 797.00 Кб (Скачать документ)
"justify">    Анализ  опроса родителей раннего возраста в начале адаптационного периода  показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками. Опрос родителей также показал, для обеих групп на данном этапе характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость».

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети обеих групп в начале адаптационного периода средне адаптированы к условиям МДОУ.

    Анализ  опроса родителей раннего возраста через две недели адаптационного периода показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.

    Для контрольной группы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для контрольной группы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.

    В экспериментальной группе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.

    Таким образом, для контрольной группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для экспериментальной  группы – субъектный аспект.

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы через две недели адаптационного периода в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми контрольной группы.

  1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

    Как было отмечено в п.2.1. в начале адаптационного периода уровень готовности поступления детей обеих групп в дошкольное учреждение оценивался как 2,25, что соответствует условной готовности к детскому саду.

    Как видно в Приложении 7, уровень  готовности к поступлению в детский сад у детей контрольной и экспериментальной групп через две недели адаптационного периода стал различен. Более высокий уровень готовности у детей экспериментальной группы (2,7), они готовы к поступлению в детский сад. У контрольной группы по-прежнему условная готовность к детскому саду (2,4).

    Таким образом, прогноз адаптации, сделанный  в начале года оправдался для детей  контрольной группы и не оправдался (в связи со специальным педагогическим воздействием в период адаптации) для  детей экспериментальной группы.

  1. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

    Результаты  исследования психофизиологической адаптации  детей обеих групп в начале и через две недели адаптационного периода к условиям дошкольного  учреждения отражены в Приложении 8.

    Результаты  диагностики показали, что уровень  психофизиологической адаптации к  условиям дошкольного учреждения в  начале адаптационного периода в  обеих группах практически одинаков (КГ – 5,9, ЭГ – 6,1), а через две недели адаптационного периода он более высок у детей экспериментальной группы (КГ – 6,8, ЭГ – 8,4).

    Особенности адаптации детей раннего возраста экспериментальной группы определяются не только психофизиологическими особенностями  детей. Для детей данной группы значимо  общение со сверстниками. Для этих детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. При этом для детей экспериментальной группы также характерны переживания из-за разлуки с матерью, как и для детей контрольной группы.

    Анализ  результатов показывает, что в результате адаптации (кроме начального этапа) не было выявлено ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.

    В результате работы по реализации педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям МДОУ, мы выработали рекомендации для воспитателей и родителей (Приложение 9). Для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ необходимо выполнение ряда педагогических условий:

  1. Проведение предадаптационная работы с семьями будущих воспитанников детского сада;
  2. Учет психических и физических особенностей ребёнка, с позиции эмоционального настроения и состояния его здоровья;
  3. Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению особенностей организации адаптации  детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Мы  рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся социальной адаптации в  раннем детстве, особенностей адаптации  детей раннего возраста к дошкольному  учреждению и непосредственно особенности  организации адаптации детей  раннего возраста к МДОУ.

    В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад  у детей различен. Более высокий  уровень готовности у детей экспериментальной  группы, они готовы к поступлению  в детский сад. У детей контрольной группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется их потребностью быть все время с матерью. Уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей экспериментальной группы.

    Анализ  опроса родителей детей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками. Для контрольной группы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для детей контрольной группы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей. В экспериментальной группе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник. Для контрольной группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для экспериментальной группы – субъектный аспект.

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми контрольной группы.

    В рамках данного исследования был  предложен опыт организации условий  для успешной адаптации детей  раннего возраста к МДОУ.

    Вышеперечисленные особенности организации адаптации  позволили повысить уровень психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, установить психологический контакт с семьей, объединить процесс адаптации малыша в условиях МДОУ.

    На  наш взгляд, мы достигли главного:

  • ранней безболезненной адаптации малыша раннего возраста к условиям общественного воспитания;
  • более тесного сотрудничества детского сада и семьи.

    Четкая  профессиональная и продуманная  работа педагогов, психолога, участие  родителей — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49 – 53; №6 – С.46 –51.
  2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. – 398с.
  3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002. – 276с.
  4. Гуров В. Н. Социальная работа МДОУ с семьей. - М., 2003. – 292с.
  5. Данилова С.Е. Адаптация // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 1999. – С. 62.
  6. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников МДОУ. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 118с.
  7. Кричевская Е.К. Детские капризы и их предупреждение. - М.: Охрана материнства и младенчества. НКЗ, 1927. – 188с..
  8. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.: Просвещение, 1989. – 236с.
  9. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М.: Педагогика, 2005. – 254с.
  10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 372с.
  11. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8. – С. 12-17.
  12. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. - М., 1980. – 412с.
  13. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти тт., Т. 5 / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. – 794с.
 
 

    Приложения

    Приложение 1. Психолого-педагогические параметры определения  готовности поступления  ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) 

Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в  баллах
Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

Как засыпает Ваш ребенок? Быстро, до 10 минут

Медленно

3

1

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

Какова  длительность сна? Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно  нарушен

3

2

1

Какой аппетит у Вашего ребенка? Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

Просится  ли на горшок? Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

Как относится к высаживанию на горшок? Положительно

Отрицательно

3

1

Есть  ли отрицательные привычки (сосет  палец, раскачивание)? Нет

Есть (какие именно?)

3

1

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? Проявляет

Только в привычной  обстановке

3

2

Проявляет ли интерес, активность при обучении? Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Инициативен ли в игре? Способен сам  найти себе дело

Играет только со взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? Вступает в  контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт  со взрослыми

3 

2

1

Инициативен ли в отношении с детьми? Вступает в  контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

Был ли опыт разлуки с близкими? Нет

Да

1

2

Как перенес разлуку? Очень тяжело

Спокойно

1

3

Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению