Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа
Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………
Методы исследования:
Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. Исследование производилось воспитателем группы и психологом. В итоге мы получили целостную картину происходящего, то есть поведение ребёнка во всей полноте.
Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду:
Также был проведен опрос родителей детей, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.
Текст опросника:
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
В начале адаптационного периода уровень готовности поступления детей обеих групп в дошкольное учреждение оценивался как 2,25, что соответствует условной готовности к детскому саду.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит
Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой (Приложение 2).
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
Выше названные методы явились основой для определения эффективности работы в адаптационный период.
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира
В процессе наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада нами (сотрудниками МДОУ № 59 г. Владимира) было выявлено, что необходима разработка единых этапов при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение, поэтому состав творческой группы, в которую вошли старшая медсестра, воспитатели детского сада и психолог, на заседании Совета педагогов пришли к выводу о разработке таких механизмов и анализе опыта работы по данной проблеме (Приложение 3).
Направления адаптационной работы:
Для этого были разработаны соответствующие пакеты документов:
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, используется поэтапность в работе всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).
Работа с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих МДОУ:
Построенная таким образом работа позволяет:
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Во-первых, в коридорах и группах МДОУ находятся информационные стенды, на которых расположены документы из уже упоминавшегося пакета для родителей.
Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу МДОУ, цели которой:
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету.
С этой же целью родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?».
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. Например, пока один педагог-психолог беседует с мамой, второй играет с ребенком яркими, красочными игрушками. Если малыш пожелает, его можно отвести в сенсорную комнату. Кроме того, педагог-психолог наблюдает, как ребенок вступает в контакт, а также проводит, по согласованию с родителями, диагностику его нервно-психического развития.
Как показывает опыт, подобное изучение ребенка до его поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
После консультации педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.
Наконец, заведующий проводит групповое собрание, на котором мы еще раз объясняем родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуем:
Еще
раз отмечу, что адаптация ребенка
невозможна без тесного сотрудничества
с семьей. Центром повышения
Именно эту цель преследовали мы, создавая на базе детского сада клуб «Молодая семья».
Прежде, чем начать работу клуба, мы провели мониторинг для родителей и ответили на интересующие их вопросы. Любая встреча начиналась с какой-либо игры, чтобы расположить, воодушевить или заинтересовать родителей, а уже потом мы переходим к деловому общению. В ходе встреч формы подачи содержания были разнообразными, динамичными, чтобы удержать внимание родителей. Для этого нами использовались интерактивные формы: круглый стол, лекция, беседы, диспут и другие. При соединении усилий происходит взаимообогащение.
Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществляется совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом.
В
первую очередь составляются планы
работы по адаптации, с учетом возраста
детей, на основании которых строится
работа в доадаптационный и
Кроме того, между педагогами проводится диспут по вопросам адаптации. Его цели:
Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению