Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание

Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.doc

— 797.00 Кб (Скачать документ)
 

    Приложение 2. Шкала оценки психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения

  1. Эмоциональное состояние

    +3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

    +2. Улыбается, настроение хорошее,  спокоен.

    +1. Иногда задумчив, замкнут.

    –1. Легкая плаксивость.

    –2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

    –3. Сильный профилактический плач, подавленное  настроение.

  1. Социальные контакты ребенка

    +3. Много друзей, охотно играет с  детьми.

    +2. Сдержан, просится на руки, неохотно  играет с детьми.

    +1 Безразличен к играм, отстранен,  замкнут.

    –1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

    –2. Проявляет тревогу, бросает начатые  игры.

    –3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям  играть.

  1. Сон ребенка

    +3. Сон спокоен, глубокий, засыпает  быстро.

    +2. Сон спокойный.

    +1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

    –1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

    –2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен  во сне.

    –3. Отсутствие сна, плач.

  1. Аппетит ребенка

    +3. Очень хороший аппетит, съедает  все с удовольствием.

    +2. Нормальный аппетит, ест до  насыщения.

    +1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

    –1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

    –2. Приходится следить затем, чтобы  ел, ест долго, неохотно.

    –3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

    Приложение 3. Организация педагогической работы с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ № 59 г. Владимира 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 4. Динамика изменения  уровня адаптации (экспериментальные  и контрольная  группы), % 

Показатели Эксп. группа Контр. группа
% %
1. Заболеваемость  за исследуемый период 10 30
2. Гармоничность физич. развития 70 50
3. Развитие основных функц. систем 80 60
4. Сформированность  физической подготовленности 80 60
5. Развитие мелкой моторики рук 70 30
6. Овладение культурно-гигиеническими навыками 60 20
  Сформированность физической готовности 90 70
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 5. Степени адаптации  детей в начале и через две  недели после начала адаптационного периода

Степень адаптации В  начале адаптационного периода Через две  недели адаптационного периода
Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
Сложная адаптация 3 4 2 0
Средняя адаптация 5 4 4 3
Легкая  адаптация 2 2 4 7
 
 

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 6. Результаты опроса родителей детей раннего возраста 

    Результаты  опроса родителей  детей раннего  возраста в начале адаптационного периода

  Контрольная группа Экспериментальная группа
Да Нет Затруднились  ответить Да Нет Затруднились  ответить
1.Предпочитает  ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? 8 2   8 2  
2.Замечали  ли вы эмоциональные реакции  вашего ребенка при взаимодействии  со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). 10     10    
3.Проявляет  ли ваш ребенок инициативу  для того, чтобы привлечь внимание сверстника? 4 4 2 5 3 2
4.Есть  ли у вашего ребенка потребность  во взаимодействии с другими  детьми? 7   3 7 1 2
5.Как  вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым  он играет? 5 2 3 6 2 2
6.Бывает  ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей). 10     9   1
Итого 44 8 8 45 8 7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Результаты  опроса родителей  детей раннего  возраста через две  недели адаптационного периода

  Контрольная группа Экспериментальная группа
Да Нет Затруднились  ответить Да Нет Затруднились  ответить
1.Предпочитает  ли ваш ребенок играть со  сверстниками, а не с игрушкой? 8 2   7 3  
2.Замечали  ли вы эмоциональные реакции  вашего ребенка при взаимодействии  со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). 10     10    
3.Проявляет  ли ваш ребенок инициативу  для того, чтобы привлечь внимание  сверстника? 4 4 2 8   2
4.Есть  ли у вашего ребенка потребность  во взаимодействии с другими  детьми? 7   3 10    
5.Как  вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? 5 2 3 8   2
6.Бывает  ли так, что ваш ребенок проявляет  признаки «жестокости» к другим  детям? (дергает, щипает других  детей). 10     4 4 2
Итого 44 8 8 47 7 6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 7. Результаты диагностики  готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) 

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 8. Результаты исследования психофизиологической адаптации детей обеих групп в начале и через две недели адаптационного периода к условиям дошкольного учреждения 

    

    Результаты  исследования психофизиологической адаптации детей  обеих групп в  начале адаптационного периода к условиям дошкольного учреждения 

    

    Результаты  исследования психофизиологической адаптации детей  обеих групп через  две недели адаптационного периода к условиям дошкольного учреждения 
 
 
 
 

    Приложение 9. Рекомендации родителям  по адаптации ребенка  к дошкольному  образовательному учреждению

  1. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.
  2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.
  3. Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.
  4. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: „Я хочу пить“, и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать». Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.
  5. Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробочку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.
  6. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
  7. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
  8. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  9. Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
  10. Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
  11. Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.
  12. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению