Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа
Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………
Различают четыре степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
Адаптация закончена, если:
Таким
образом, адаптацию в условиях дошкольного
учреждения нужно рассматривать
как процесс вхождения ребенка
в новую для него среду детского сада и
болезненное привыкание к ее условиям.
Отсюда – необходимость педагогического
сопровождения процесса адаптации.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в датский сад в первые три года жизни перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и устанавливать новые социальные связи. Е.К. Кричевская впервые указала в 1927 г. на особенности поведения ребенка при переходе из домашних условий в условия воспитания в коллективе детского сада. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми взрослыми, большим числом сверстников и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания с детсадовскими6.
Уделяя внимание детям раннего возраста, необходимо четко дифференцировать специфические особенности возраста.
Первое — это морфологическая и функциональная незавершенность всех систем организма и чрезвычайно быстрый темп их последующего созревания и развития. Это определяет высокую ранимость детского организма в первые три года жизни, но, с другой стороны, обеспечивает хорошие резервы компенсации. Быстрый темп развития организма ребенка требует очень внимательного отношения к возникающим отклонениям и к определению причин этих отклонений, так как способность к компенсации может проявиться только при своевременном вмешательстве, которое позволит предотвратить вредные для организма ребенка последствия.
Вторая особенность заключается во взаимозависимости физического и нервно-психического развития и состояния здоровья. Это вытекает из того, что состояние здоровья и ход развития ребенка раннего возраста зависят от уровня созревания системы высшей нервной деятельности. Для того чтобы осуществлять регуляцию, мозг и, в частности, его корковые отделы должны обладать достаточной степенью функциональной активности, которая в раннем детстве достигается через приток сенсорной и моторной информации и развитие функции мышления. Все системы подвержены взаимным влияниям, так, например, высокий уровень развития двигательной функциональной системы повышает активность обмена веществ, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.
Третья особенность — роль взрослого в жизни ребенка первых лет жизни. Ребенок не имеет врожденных форм поведения и, развиваясь в социальной среде, осмысливает и трансформирует в своей деятельности, через взрослого, три основных ее компонента, так называемое очеловеченное пространство (вещи, предметы и способы их употребления), очеловеченное время (режим, временной распорядок суток) и человеческие формы общения. Следовательно, с самого рождения ребенка активность регулируется внутри системы взаимосвязи взрослый — ребенок, с доминирующей ролью взрослого в первые три года жизни7.
В первые три года жизни можно четко отграничить три этапа, в которые дети по разному реагируют на изменения внешней среды (первый этап – первое полугодие жизни, второй этап - примерно от 7 до 18 мес. жизни, третий этап – после 18 мес. жизни). Так, в настоящее время детей принимают в детские сады не раньше 1,5 лет, то в рамках данного исследования подробно рассмотрим третий этап адаптации.
На третьем этапе, т. е. после 18 мес. жизни, ситуация более благоприятна, в первую очередь в связи с растущей способностью ребенка к речевому общению. Ребенок понимает простые явления и сведения, которые ему сообщают, уже независимо от конкретной ситуации и может поэтому, хотя и в незначительной степени, но все же ориентировать свое поведение на будущие требования и обобщать аналогичные ситуации. Он понимает уже смысл большинства конкретных слов, в особенности существительных и глаголов, даже если они произносятся незнакомыми людьми. Поэтому детей после 1,5 лет можно уже все в большей степени путем речевого общения ориентировать на предстоящее изменение условий. Развитие взаимосвязей между первой и второй сигнальной системой повышает и подвижность нервных процессов, облегчая этим и переделку динамических стереотипов. Это дает возможность влиять на проявления адаптации и регулировать их в первую очередь через социальные связи и взаимодействие ребенка со взрослыми. Соответствующее поведение родителей и воспитателей может значительно облегчить адаптацию ребенка8.
Как
определено научными исследованиями самый
оптимальный возраст для
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие ход адаптации, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка. Как отмечал, замечательный педагог К.Д. Ушинский: для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях10.
По
характеру поведения при
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей. Также, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении.
Таким образом, особенности раннего возраста определяют весь комплекс педагогических воздействий, на них основана и вся педагогика раннего возраста. Очевидно, говоря об особенностях социальной адаптации у детей раннего возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации — поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых 3-х лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Если
не будет соответствующим образом
организованного общения и
Итак,
необходимым условием для эффективного
руководства процессом
Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
I этап - подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению