Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:17, дипломная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников – ключевой вопрос, волнующий учёных, методистов, учителей. Большое влияние на качество их знаний влияет умение читать. Проблема чтения в различных её вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре». Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания детей.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников – ключевой вопрос, волнующий учёных, методистов, учителей. Большое влияние на качество их знаний влияет умение читать. Проблема чтения в различных её вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре». Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания детей.
Как известно, навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность.
Трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания обучающихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения. Теперь, чтобы получить какие-либо сведения по любому вопросу люди не просиживают в библиотеках, не прорабатывают литературу, а находят все ответы на вопросы в Интернете. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Человек и мир» на должном уровне или без посторонней помощи. Подготовить реферат, или сообщение по какой - либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. Возникает противоречие между необходимостью выработки у обучающихся начальных классов навыков полноценного чтения и малой эффективностью этой работы в современной начальной школе.
Данное противоречие легло в основу проблемы исследования. Проблема: поиск путей и способов повышения качества чтения младших школьников.
Исходя из проблемы, мы определили тему исследования: «Особенности использования учителем различных приемов для совершенствования навыка чтения у обучающихся начальных классов».
Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. Этим непосредственно занимается методика литературного образования в начальной школе. Работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме. В то же время задача учителя состоит не в том, чтобы изобретать новейшие методы приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общие методические подходы, направленные на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и азам читательской самостоятельности. В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения).
Проблема овладения обучающимися начальных классов навыками полноценного чтения раскрыта В.А.Сухомлинским. В своей работе он писал: «Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем». По словам Цветаевой, истинное чтение, «есть соучастие в творчестве».[ ] Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчевость, эстетические потребности и способности. [12] А так же эта проблема раскрыта в научных трудах В. Г. Горецкого, М. Р. Львова, О. В. Соколовской «Методика преподавания русского языка в начальных классах». [ ] А так же в книге Т. Г. Рамзаевой, М. Р. Львова, Н. Н. Светловской «Методика обучения русскому языку в начальных классах», Т.С. Пичола «Обучение детей чтению. Практические методы», «Детская книга и детское чтение» В.Н Зайцевым «Резервы обучения чтению».
Учителя начальных классов
класса большая часть обучающих имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Цель: выявить особенности использования различных приемов, оказывающих влияние на совершенствование навыка чтения обучающихся начальных классов, и разработать методическое обеспечение работы учителя.
Объектом исследования выступает процесс формирования навыка полноценного чтения обучающихся начальных классов.
Предметом исследования является: организация и методика работы обучащихся начальных классов по совершенствованию навыка полноценного чтения на уроках литературного чтения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
классов;
4)
организовать опытно-
5)
опробировать на практике
Для решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:
Работа имеет четкую структуру. Состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении
мы определили актуальность
В первой главе мы рассмотрели методические основы развития навыков полноценного чтения обучающихся начальной школы. Также рассмотрели значение и задачи уроков литературного чтения в начальных классах на современном этапе развития школы. Мы выявили и рассмотрели этапы формирования и особенности характеристики навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. А так же рассмотрели различные приемы работы над совершенствованием навыка чтения у младших школьников.
Во второй главе мы провели
опытно-экспериментальную
Практическое значение данного
исследования заключается в
1.1 Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития школы
Общеизвестна роль художественной литературы в идейно-политическом, нравственном, эстетическом и трудовом воспитании школьников. Хотя в начальных классах школы литература не изучается как особый предмет, тем не менее при определении значения уроков классного чтения необходимо прежде всего учитывать место литературы в жизни общества, ее влияние на формирование человека как личности. Независимо от того, в каком классе читается художественное произведение, какое оно по объему, остаются в силе положения, согласно которым литература представляет собой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности. «Благодаря литературе мы как бы живем множеством жизней, роднящих нас с прошлым человечества и со всем миром окружающей нас современности. Благодаря литературе мы становимся как бы участниками всего бесконечно сложного и разнообразного исторического пути развития человеческого общества. И понятно, что, вбирая в себя этот опыт, накопленный человечеством, мы растем не только потому, что обогащаемся прежде всего знаниями об этом пути людей, которые жили до нас или живут вокруг нас, мы растем и потому, что воспринимаем те высокие цели и идеалы исторического общественного развития, видим во всей их жизненной непосредственности героические картины борьбы за эти цели и идеалы, подвиги, совершенные во имя этих целей, силу и высоту человеческого духа, проявленные в этой борьбе». [16] Значимость уроков классного чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и воспитательные задачи: расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, формируются элементы мировоззрения, положительные нравственные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний и т. д.
Для осуществления образовательно-воспитательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была одновременно процессом познания, воспитания и развития. Поэтому важно не только что читать, но и как работать с текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний и умений и формирование у них личностных качеств, необходимых человеку.
Идейно-тематический и литературно-эстетический принципы построения книг для чтения в начальных классах позволили авторам в определенной системе включить произведения, всесторонне представляющие жизнь нашей страны, в том числе ее природу в разные времена года, грандиозность труда, борьбу людей за мир во всем мире.
Тема Родины, ее славного прошлого и героического настоящего является центральной в книгах для чтения. Понятие «родина» формируется у учащихся постепенно в процессе чтения произведений, которые углубляют конкретные представления школьников о природе родного края, о труде людей, об условиях жизни человека, об отношении к своей стране, о взаимоотношениях между членами коллектива, между людьми разных национальностей, населяющих нашу Родину, о сотрудничестве нашей страны с прогрессивными странами мира и т. д. Таким образом, Родина раскрывается для учащихся многоаспектно, и на конкретном материале, доступном детскому восприятию и обобщению Учитель подводит учащихся к пониманию того, что Родина — это не только земля, реки, леса и горы, но и прежде всего люди, народ, который своим трудом умножает богатства земли, создает радостную, свободную жизнь и защищает родную землю от врагов, не щадя сил и жизни. Чрезвычайно важно, чтобы формирование представлений о Родине осуществлялось в единстве воспитанием гражданских чувств, любви к Отечеству.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал, что познание ребенком действительности должно быть одновременно воспитанием гражданина: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями... Все, что происходит в окружающем мире, все, чем жили люди в прошлом и живут сейчас, ребенок разделяет на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла... Правильное видение добра и зла означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте; зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость. Душа ребенка не должна быть холодным хранилищем истин». [15]
В книгах для чтения помещено много высокохудожественных произведений русских и современных поэтов о природе: стихи А. С. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина, Н. Некрасова, А. Фета, И. Никитина, Ф. Тютчева, А. Твардовского и др., отрывки из прозаических произведений М. Пришвина, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, В. Бианки и др.
Анализируя произведения о природе и труде людей, обучающиеся обогащают свои знания новыми сведениями об окружающем мире. Одновременно они учатся наблюдать природу, видеть ее красоту, бережно относиться к природным богатствам.
Итак, воспитательная и образовательная функции уроков классного чтения взаимообуславливают друг друга и взаимодействуют между собой. Данное обстоятельство позволяет рассматривать их во взаимосвязи и говорить о едином воспитательно-образовательном процессе. При этом необходимо подчеркнуть, что воспитательно-образовательная функция уроков чтения включает в себя не только содержательную сторону, но и операционную, т. е. показывает, какие методы применяются в учебном процессе и, в частности, как учитель управляет познавательной деятельностью учащихся, как добивается их всестороннего развития.