Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:17, дипломная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников – ключевой вопрос, волнующий учёных, методистов, учителей. Большое влияние на качество их знаний влияет умение читать. Проблема чтения в различных её вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре». Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания детей.
Обратим внимание на то, что форма «композиционного кольца» сказки так же обращена к этому содержанию: героям был дан шанс в жизни уйти от «разбитого корыта», но они потеряли его — и вновь вернулись к «разбитому корыту». И здесь уже возникает определенный интерес к героям.
А почему, собственно, старик со старухой утратили возможность стать богатыми, счастливыми? Что это за люди, какие они?..
Так логика произведения подсказывает логику урока — а интерес но всем: и детям, и учителю!
Или возьмем, например, пушкинское стихотворение «Зимнее утро».
Это произведение школьной программы для начальных классов.
Каков смысл этого стихотворения? Почему поэт обращается к изображению красоты именно зимнего утра, хотя известно, что больше всех годовых времен Пушкин любил осень?! И почему в картине зимнего утра выделяются два контрастных центра:«Мороз и солнце!..»? Почему, наконец, если
раскрывается чувство радости и восторга от красоты зимнего утра, упоминается «вечор» и очень мрачные природные моменты: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась...»? А все потому, что в конкретной
образной картине, передающей конкретную красоту зимнего утра, называются только те признаки, которые имеют общий, типический характер. Именно с ни ми связан общий смысл стихотворения.
Красота зимнего утра потому и привлекла поэта, что в ней есть то, что есть в целом в жизни: «мороз» (плохо) и «солнце» (хорошо), «нынче» (радостно) и «вечор» (печаль но), но светлого, радостного гораздо больше, и нужно только научиться воспринимать, «видеть» эту суровую жизненную
красоту («...пора, красавица, проснись, «Открой сомкнуты негой взоры...»)! Нужно научиться чувствовать радость мира и не «зацикливаться» на печальных сторонах жизни!
Можно рассмотреть и прозаические произведения. Например, рассказы Л.Н. Толсто го «Акула» и «Прыжок».
Необходимо только помнить, что произведения любого жанра литературы подчиняются одному и тому же закону: раскрывают ту или иную мысль при по мо щи изображения, раскрывают закономерности и проявления общего на материале изображения чего-то конкретного, выполняя свой эстетический, воспитательный, познавательный долг перед читателем.
На этот закон и нужно опираться при анализе произведений. Во-первых, нужно уяснить, что же конкретно изображается в произведении и, во-вторых, как изображается? Как изображение соотносится с названием, композицией, сюжетом, героями, выразительно"изобразительными средствами? Наконец, в-третьих, мы должны постараться понять, какой же общий смысл стоит за изображенной конкретикой.
В вышеназванных рассказах Л.Н. Толстого изображаются конкретные экстремальные жизненные ситуации, возникшие
в первом рассказе в результате легкомысленности героев-мальчиков, во втором — в силу возрастных особенностей героя"ребенка и его чувства ложного стыда. Писатель изображает происходящее таким образом, что читатель легко понимает: в рассказе «Акула» речь идет о том, что имен но легкомыслие могло привести к трагической развязке. Более то го, этот конкретный смысл, имея характер всеобщего, подразумевает вполне определенную закономерность: всегда любое легкомыслие подкарауливается своей жизненной «акулой». Потому рассказ так и называется!
Второй рассказ, «Прыжок», по существу, раскрывает хорошо известную истину: из любого положения (самого трудного и, казалось бы, без выходного) есть вы ход, нужно только собраться и совершить свой
«прыжок»!
Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. В свою очередь, это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. Такая трактовка сознательности чтения является в методике традиционной. В становление такого подхода значительный вклад был внесен К. Д. Ушинским. В настоящее время термин «сознательность чтения» используется в литературе и в школьной практике в двух значениях. Подобно тому как термин «чтение» употребляется в разных значениях, так и термин «сознательность чтения» может употребляться применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения) и применительно к чтению в более широком смысле слова (сознательность как качество, одна из сторон чтения).
Сознательность процесса чтения зависит от того, насколько учащиеся владеют слого-буквенным и звуковым анализом слова, умеют соотносить букву и звук, учитывая положение звука в слове и влияние соседства других звуков, сливают слоги в единый комплексую, т. е. осознанно выполняют те аналитико-синтетические операции, которые в итоге ведут к правильному «воссозданию звуковой формы слова на основе графического обозначения». [19]
Сознательное чтение слова, словосочетания и предложения теснейшим образом связано с пониманием смысла каждой из указанных единиц. Иначе говоря, овладение техникой чтения включает в себя семантический аспект. Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся задели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения. Таким образом, важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по выразительности чтения (если ученик читает вслух) и по ответам на вопросы. Сознательность и выразительность чтения взаимообуславливают друг друга, но они не тождественны.
Выразительность чтения как качество формулируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это «значит,— как справедливо пишет Л. А. Горбушина,— найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.
Интонация- совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг, друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом» [6] .
В методической литературе (3. А. Агейкина, А. А. Горбунова, Е. Е. Руднева и др.) в качестве важнейших условий овладения учащимися основами выразительной речи выдвигаются: 1) умение распределить свое дыхание в процессе речи, 2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звука и четкой дикцией, 3) владение нормами литературного произношения. Как нетрудно заметить, указанные условия важны не только для выразительного чтения, но в целом для выразительной речи (имеется в виду прежде всего рассказывание).
Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, длительностью (темпом), звуковой окраской (тембром). Учащиеся учатся говорить.
Таким образом, рассмотрев
этапы формирования и
Изученный теоретический материал позволил нам разработать практические аспекты исследования, которые представлены планом- конспектом урока литературного чтения и сборником упражнений, который можно использовать для обучения полноценному чтению младших школьников.
1.3 Приемы работы над
совершенствованием навыков
На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.
Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей»: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста.
Перед чтением
следует подготовить класс
Памятка
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения — загрузить уши учащихся посторонней работой — счетом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению следующая памятка:
Памятка
3. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
4. Ответь на вопросы к тексту.
Первый вопрос к учащимся - о числе
слов в тексте. Ответ можно считать отличным,
если расхождение между названным числом
и действительным не превышает 2 %, хорошим-удовлетворительным-5-
Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка можно предлагать прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.
Чтение-разведка заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
Памятка
3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на
вопросы.
Все знают, что ребенка надо научить «узнавать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесенного смысл. Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний — понимание читаемого.
Цель обучения чтению формулируется исходя из общей задачи развития личности ребенка. Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и
детской книгой, обладающего определенной начитанностью, развитыми (с учетом возраста) нравственно-эстетическими и гражданскими чувствами.
Чтобы воспитать такого читателя, нужно стараться решать следующие задачи:
— сформировать у учащихся правильный навык чтения;
— постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
— воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
— научить работать с учебной и детской книгой;
— обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.
Воспитание сознательного
— овладение навыками чтения, культурой чтения, слушания, говорения;
— сформированность навыков работы с разными видами текстов;
— эмоциональную отзывчивость на читаемое;
— творческую активность;
— определенную самостоятельность и способность воспринимать художественное произведение.
Непременное условие продуктивной деятельности человека XXI в. — освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением.
Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Как же добиться оптимальной скорости чтения?
Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы.
В азбуке заложены богатейшие возможности
для становления у
и конкретных умений, необходимых для выполнения «трудной» работы полного и глубокого понимания читаемого.
Интересен такой прием: прочитав, например, заголовок текста «Покупки», полезно сначала поразмыслить над смыслом слова: от какого слова оно происходит, какое значение имеет, о чем же должно говориться в тексте, имеющем такое название?