Особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:17, дипломная работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников – ключевой вопрос, волнующий учёных, методистов, учителей. Большое влияние на качество их знаний влияет умение читать. Проблема чтения в различных её вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре». Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания детей.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ 1 часть диплома.docx

— 112.31 Кб (Скачать документ)

   Обратим  внимание на то, что форма «композиционного кольца» сказки так же обращена к этому содержанию: героям был дан шанс в жизни уйти от «разбитого корыта», но они потеряли его — и вновь вернулись к «разбитому корыту». И здесь уже возникает определенный интерес к героям.

А почему, собственно, старик со старухой утратили возможность стать богатыми, счастливыми? Что это за люди, какие они?..

    Так логика произведения подсказывает логику урока — а интерес но всем: и детям, и учителю!

    Или  возьмем, например, пушкинское стихотворение «Зимнее утро».

    Это произведение школьной программы для начальных классов.

    Каков смысл этого стихотворения? Почему поэт обращается к изображению красоты именно зимнего утра, хотя известно, что больше всех годовых времен Пушкин любил осень?! И почему в картине зимнего утра выделяются два контрастных центра:«Мороз и солнце!..»? Почему, наконец, если

раскрывается  чувство радости и восторга от красоты зимнего утра, упоминается «вечор» и очень мрачные природные моменты: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась...»? А все потому, что в конкретной

образной  картине, передающей конкретную красоту зимнего утра, называются только те признаки, которые имеют общий, типический характер. Именно с ни ми связан общий смысл стихотворения.

  Красота  зимнего утра потому и привлекла поэта, что в ней есть то, что есть в целом в жизни: «мороз» (плохо) и «солнце» (хорошо), «нынче» (радостно) и «вечор» (печаль но), но светлого, радостного гораздо больше, и нужно только научиться воспринимать, «видеть» эту суровую жизненную

красоту («...пора, красавица, проснись, «Открой сомкнуты негой взоры...»)! Нужно научиться чувствовать радость мира и не «зацикливаться» на печальных сторонах жизни!

   Можно рассмотреть и прозаические произведения. Например, рассказы Л.Н. Толсто го «Акула» и «Прыжок».

  Необходимо только помнить, что произведения любого жанра литературы подчиняются одному и тому же закону: раскрывают ту или иную мысль при по мо щи изображения, раскрывают закономерности и проявления общего на материале изображения чего-то конкретного, выполняя свой эстетический, воспитательный, познавательный долг перед читателем.

   На этот закон и нужно опираться при анализе произведений. Во-первых, нужно уяснить, что же конкретно изображается в произведении и, во-вторых, как изображается? Как изображение соотносится с названием, композицией, сюжетом, героями, выразительно"изобразительными средствами? Наконец, в-третьих, мы должны постараться понять, какой же общий смысл стоит за изображенной конкретикой.

   В вышеназванных рассказах Л.Н. Толстого изображаются конкретные экстремальные жизненные ситуации, возникшие

в первом рассказе в результате легкомысленности героев-мальчиков, во втором — в силу возрастных особенностей героя"ребенка и его чувства ложного стыда. Писатель изображает происходящее таким образом, что читатель легко понимает: в рассказе «Акула» речь идет о том, что имен но легкомыслие могло привести к трагической развязке. Более то го, этот конкретный смысл, имея характер всеобщего, подразумевает вполне определенную закономерность: всегда любое легкомыслие подкарауливается своей жизненной «акулой». Потому рассказ так и называется!

   Второй рассказ, «Прыжок», по существу, раскрывает хорошо известную истину: из любого положения (самого трудного и, казалось бы, без выходного) есть вы ход, нужно только собраться и совершить свой

«прыжок»!

Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. В свою очередь, это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. Такая трактовка сознательности чтения является в методике традиционной. В становление такого подхода значительный вклад был внесен К. Д. Ушинским. В настоящее время термин «сознательность чтения» используется в литературе и в школьной практике в двух значениях. Подобно тому как термин «чтение» употребляется в разных значениях, так и термин «сознательность чтения» может употребляться применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения) и применительно к чтению в более широком смысле слова (сознательность как качество, одна из сторон чтения).

   Сознательность процесса чтения зависит от того, насколько учащиеся владеют слого-буквенным и звуковым анализом слова, умеют соотносить букву и звук, учитывая положение звука в слове и влияние соседства других звуков, сливают слоги в единый комплексую, т. е. осознанно выполняют те аналитико-синтетические операции, которые в итоге ведут к правильному «воссозданию звуковой формы слова на основе графического обозначения». [19]

Сознательное чтение слова, словосочетания и предложения теснейшим  образом связано с пониманием смысла каждой из указанных единиц. Иначе говоря, овладение техникой чтения включает в себя семантический аспект. Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся задели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения. Таким образом, важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по выразительности чтения (если ученик читает вслух) и по ответам на вопросы. Сознательность и выразительность чтения взаимообуславливают друг друга, но они не тождественны.

Выразительность чтения как качество формулируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это «значит,— как справедливо пишет Л. А. Горбушина,— найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация- совокупность совместно  действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг, друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом» [6] .

 В методической литературе (3. А. Агейкина, А. А. Горбунова, Е. Е. Руднева и др.) в качестве важнейших условий овладения учащимися основами выразительной речи выдвигаются: 1) умение распределить свое дыхание в процессе речи, 2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звука и четкой дикцией, 3) владение нормами литературного произношения. Как нетрудно заметить, указанные условия важны не только для выразительного чтения, но в целом для выразительной речи (имеется в виду прежде всего рассказывание).

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с  того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, длительностью (темпом), звуковой  окраской (тембром). Учащиеся учатся говорить.

 Таким образом, рассмотрев  этапы формирования и характеристику  навыка чтения младших школьников, мы можем сделать вывод: овладение  полноценными навыками чтения  является важнейшим условием  успешного обучения в школе  по всем предметам, вместе с  тем чтение - один из основных  способов приобретения информации  и во внеучебное время.

    Изученный теоретический материал позволил нам разработать практические аспекты исследования, которые представлены планом- конспектом урока литературного чтения и сборником упражнений, который можно использовать для обучения полноценному чтению младших школьников.

 

1.3 Приемы работы над  совершенствованием навыков чтения  у младших школьников.

 

На развитие темпа чтения положительное  влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей»: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Перед чтением  следует подготовить класс психологически, дать команды: «Пригото-виться! Внимание! Начали!» При обучении «чтению-спринт» пользуются следующей памяткой:

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Ответь на вопросы к тексту.

   Чтение  со счетом  слов  заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения — загрузить уши учащихся посторонней работой — счетом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению следующая памятка:

         Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.

3. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.

4. Ответь на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся - о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 %, хорошим-удовлетворительным-5-10 % при условии, если дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка можно предлагать прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

Чтение-разведка заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают  текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

         Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.

3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на

вопросы.

Все знают, что ребенка надо научить «узнавать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесенного смысл. Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний — понимание читаемого.

Цель обучения чтению формулируется  исходя из общей задачи развития личности ребенка. Современная начальная  школа должна сформировать младшего школьника как сознательного  читателя, проявляющего интерес к  чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной  работы с читаемым текстом и

детской книгой, обладающего определенной начитанностью, развитыми (с учетом возраста) нравственно-эстетическими  и гражданскими чувствами.

Чтобы воспитать такого читателя, нужно стараться решать следующие  задачи:

— сформировать у учащихся правильный навык чтения;

— постоянно развивать интерес  к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

— воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

— научить работать с учебной  и детской книгой;

— обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает следующее:

— овладение навыками чтения, культурой  чтения, слушания, говорения;

— сформированность навыков работы  с разными видами текстов;

— эмоциональную отзывчивость на читаемое;

— творческую активность;

— определенную самостоятельность  и способность воспринимать художественное произведение.

Непременное условие продуктивной деятельности человека XXI в. — освоение техники быстрого чтения, овладение  оптимальным чтением.

Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Как же добиться оптимальной скорости чтения?

Рассмотрим наиболее эффективные  методы и приемы.

В азбуке заложены богатейшие возможности  для становления у первоклассников  не только технической стороны чтения, но

и конкретных умений, необходимых  для выполнения «трудной» работы полного и глубокого понимания  читаемого.

Интересен такой прием: прочитав, например, заголовок текста «Покупки», полезно  сначала поразмыслить над смыслом  слова: от какого слова оно происходит, какое значение имеет, о чем же должно говориться в тексте, имеющем  такое название?

Информация о работе Особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников