Особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:17, дипломная работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников – ключевой вопрос, волнующий учёных, методистов, учителей. Большое влияние на качество их знаний влияет умение читать. Проблема чтения в различных её вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре». Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания детей.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ 1 часть диплома.docx

— 112.31 Кб (Скачать документ)

Или такой прием: учащиеся закрывают  закладкой часть текста и, дойдя  до нее, пытаются предположить, что  будет дальше, потом сравнивают свои предположения с текстом. Самое  важное здесь- заинтересовать детей. Подбор и подачу материала следует вести  дифференцированно. Для детей, приходящих в школу читающими, можно организовать самостоятельную работу по карточкам, красочно оформленным, а потом по иллюстрированным интересным

книгам.

На самом первом этапе обучения чтению для развития четкости произношения используются упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:

— четкое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучное, затем шепотом, потом  только

вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе);

— четкое произнесение скороговорок (пять раз и более) (Шесть мышат в шалаше шуршат. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. Архип охрип, Осип осип. Боря Ире дал редиску, Ира Боре -барбариску. Сын Сени накосил стог сена);

— заучивание стихов, детских потешек, считалок, прозы;

— подведение итогов, вручение победителям  призов;

— чтение перевертышей (справа налево) (Анна, барабан на!);

— обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым  звуком и буквой;

— работа над загадками (загадки  приучают детей пристально вглядываться каждое слово и вдумываться в  смысл);

— чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд); затем учитель  останавливает учеников и предлагает читать медленнее,

красиво, выразительно.

На уроках литературного чтения (II–IV классы) чтению отводится 30–35 минут.

В работе можно использовать различные  по целям и формам организации приемы. Чтобы освоенные умения довести до автоматизма, до уровня навыка, следует использовать приемы и методы короткими порциями, но с большей частотой. Домашние тренировки в чтении целесообразно проводить также порциями по несколько минут, постоянно увеличивая время чтения. Назовем приемы и методы чтения.

Многократное чтение с определенными заданиями. После того как новый рассказ прочитан и осмыслен детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого чтения. Увеличение количества прочитанного текста вызывает положительные эмоции ученика.

В практике часто используется и  такой прием: указывается слово, до которого дети должны дочитать, и  поднять руку. Чтобы проконтролировать  чтение, задаются вопросы по содержанию прочитанного.

Метод жужжащего чтения. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Желательно отводить для чтения не более 5 минут урока.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: после чтения нескольких строк ученик получает кратковременный отдых. Хорошо, когда он будет читать с родителями «по цепочке».

Ежеурочные пятиминутки  чтения. На каждом уроке (математики, русского языка, рисования, труда) дети читают свою любимую книгу. Это дает положительный эффект.

«Успевай следить за учителем!» Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения, школьники следят и стараются успеть читать за ним про себя. Проверка: внезапная остановка чтения учителем.

Чередование чтения вслух  и про себя.

Проверка: чтение перед классом.

Чтение вслух «по  цепочке» (так дети читают с большим интересом).

Комментированное чтение (читают хорошо подготовленные ученики).

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Хоровое чтение (в практике автора статьи используется нечасто).

Медленное чтение (используется на начальной стадии формирования умения читать).

Групповое чтение.

Чтение в паре с товарищем.

Чтение перед сном (учителю следует найти время, чтобы спросить, что перед сном вместе с родителями читал вчера ребенок).

Чтение молча — это чтение «глазами», без внешних речедвижений. При работе по азбуке проводятся упражнения в чтении «глазами» отдельных слов и предложений. Со II класса вводится чтение молча. Но увлекаться данным чтением нельзя — можно разучить детей читать вслух. Обучение чтению молча должно идти параллельно с обучением чтению вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков полноценного чтения  обучающихся 3 «А» класса МОУ ООШ № 2 г. Старый Оскол

 

2.1 Определение уровня сформированности  навыков                                   полноценного чтения обучающихся  3 «А» класса МОУ СОШ № 2 г.  Старый Оскол

 

   Чтение – это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, скорость, правильность, автоматизированность и понимание прочитанного.

   Научить детей правильному, осознанному,  выразительному, беглому – одна  из главных задач начальной  школы. Эта задача очень актуально,  так как чтение играет огромную  роль в образовании воспитании  и развития человека.

Полноценный навык чтения это база для дальнейшего  обучения всем другим предметам, основной источник получения информации и способ общения.

  С  научной точки зрения значимость  процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком полноценного  чтения- один из показателей общего  уровня развития познавательной  деятельности ребенка.

   Выделяется четыре качества навыка  чтения: правильность, беглость, выразительность,  сознательность. Главной задачей   обучения является выработка у детей этих навыков. [11]

  Индивидуальная  проверка навыка чтения дает  учителю достаточно полное представление  об уровне сформированности навыков  чтения у младших школьников.

  Обучающимся  для чтения вслух предлагается  незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень сформированности навыка полноценного чтения.

   Правильность чтения определяется  как плавное чтение без искажений:  правильно передается слого-буквенный  состав слова, грамматические  формы слова, не допускается  пропусков и перестановок слов  в предложении. При фиксации  данных надо выделить обучающих, читающих без ошибок, с 1 ошибкой, с 2 ошибками и т. д. Также выделяются дети, которые допускают ошибки: пропуск слов, замена слов, перестановка букв, слогов и слов.

    Выразительность чтения как качество  формируется в процессе анализа  произведения. Выразительно читать  – это найти в устной речи  средство, с помощью которого  можно правдиво, точно, в соответствии  с замыслом писателя, передать  идеи и чувства, вложенные автором в произведение. [12] При проверке выразительности чтения обращается внимание на грамотность и четкость произношения слогов, слов, выделения при чтении важных по смыслу слов, на паузы, интонации, посредством которых ученик выявляет не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к содержанию.

  Беглость чтения- это скорость чтения способствующая понимание прочитанного. Такая скорость определяется количеством слов, произносимых в минуту.

   Сознательность чтения обусловлена  пониманием младшими школьниками  фактического содержания читаемого  текста, идейной направленности  произведения, его образов и роли  художественных средств. Оно проверяется  путем ответов на вопросы, выделения  главной мысли прочитанного, оглавления  и пересказа текста.

   Эти данные легли в основу  нашей экспериментальной работы.

   В период преддипломной практики в 3 «Б» классе МОУ ООШ №2 города Старый Оскол нами была поставлена цель: выявить уровень сформированности навыка полноценного чтения обучающихся, недостатки полноценного чтения и наметить пути исправления ошибок с помощью эффективных приемов и упражнений для совершенствования уровня сформированности полноценного чтения. Обучение в данном классе ведется по Образовательной программе «Школа России», авторами которой являются Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

  Проверка  навыка чтения обучающихся проводилась в начале и в конце практики.  

  В  начале  практики мы провели  диагностику по выявлению уровня развития навыков чтения у младших школьников. Для проверки беглости, выразительности, правильности и сознательности использовался текст Г. Боровиков «Родник». [Приложение №1]

  Текст  повествовательный, не сложный  по содержанию, жанр-рассказ, тематика- о природе, состоит из 133 слов. Данный рассказ пробуждает в  детях добрые чувства, желание  защищать природу, заботится о  ней.

Полученные  результаты были занесены в таблицу. [Приложение №2]

   Результаты проверки беглости чтения выявили, что самая высокая скорость чтения у Болтенкова Максима-130 слов минуту, Веремеева Владика- 114 слов в минуту, Грецова Валерия- 110 слов в минуту. У четырех человек скорость более низкая, чем у остальных учеников. Это у Барановой Елены, Глушко Вадима, Федорова Ильи, Щемелинина Дениса.

    Проанализировав у обучающихся правильность чтения, получили следующие результаты, выявили основные ошибки при чтении младших школьников- это пропуск букв, слов, замена букв, слогов, повторение слов.

   Также в процессе проверки выявлялось умение обучающихся выразительно читать.

   Сделав анализ полученных результатов, выявили, что восемь человек в классе читают не выразительно. Буянов Данила, Евсюкова Лада, Мациевич Надежда, Палагин Виктор, Смирнов Семен, Тращенко Андрей, Федоров Илья, Щемелинин Денис имеют при выразительном чтении ошибки в соблюдении знаков препинания, ошибки в постановке пауз, ударений в словах, интонации.

   Для проверки сознательности  чтения задавались вопросы по  содержанию текста. Все обучающиеся  смогли ответить на поставленные вопросы. [Приложение № 3]

     Для совершенствования всех этих качеств на уроках литературного чтения использовались различные методы, приемы, упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, развития правильности восприятия текста, развития внимания, памяти в процессе восприятия, на совершенствование навыка чтения. Мы стремились, чтобы обучающиеся овладели всеми необходимыми умениями и навыками по чтению, стремились повысить их интерес к нему. Процесс совершенствования строился с учетом специфики уровня сформированности навыка чтения данного класса, их возрастных особенностей. В процессе работы на уроках литературного чтения использовались приемы: чтение «цепочкой», чтение парами, чтение за диктором, «жжужащие» чтение и другие. После проделанной работы мы получили положительные результаты.

    Таким образом, мы определили  уровень сформированности навыка  полноценного чтения обучающихся  3 «А» класса МОУ СОШ № 2 г.  Старый Оскол на начало эксперимента. Диагностика беглости чтения показала, что от 50-70 слов в минуту читают 25 % обучающихся;  от 70-90 слов в минуту читают 60%; от 90-130 слов в минуту читают 15%. [Приложение № 4]

Диагностика сознательности чтения у всех обучающихся показала 100% результат. [Приложение №5]

Диагностика правильности чтения выявила следующие показатели: 30% читают правильно, 70% читают с ошибками. [Приложение № 6]

Диагностика выразительности чтения показала, что 25% обучающихся читают выразительно, а 75% читают без выражения. [Приложение

№ 7]

 

 

2.2 Организация работы  по развитию и совершенствованию  навыка полноценного чтения младших  школьников.

 

  Коррекция уровня сформированности литературоведческих и читательских навыков проводилась в течение всей практики на уроках литературного чтения.

  Нами  были разработаны конспекты уроков  литературного чтения и фрагменты. Их мы представили ниже.

  Фрагмент урока.

  Тема: Саша  Черный, его стихотворения.

  1. Подготовка к изучению нового материала. Речевая разминка.

  Учитель:  чтобы правильно и выразительно  читать, мы сейчас с вами проведем  речевую разминку. На доске написана скороговорка. Медленно прочитайте ее, а затем с ускорением.

  Дети читают скороговорку.

Перепел перепелку  и перепелят

В перелеске  прятал от ребят.

Учитель: читаем сердито, весело, с вопросительной, с восклицательной, с утвердительной интонациями.

  Вывод:  в данном фрагменте урока проводилась речевая разминка с целью развития артикуляционного аппарата, а также работа над правильностью и выразительностью речи. Обучающимся нравится этот прием работы, так как он вносит оживление в урок, повышает интерес к чтению.

  Фрагмент урока.

  Тема: «А. Блок «Сны», «Ворона», «Ветхая избушка».

  1. Проверка домашнего задания.

  Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с творчеством С. Черного и прочли его стихотворения. Дома вы должны были выучить любое его стихотворение наизусть и прочитать выразительно вслух.

  Дети рассказывают стихотворения наизусть по выбору.

Информация о работе Особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников