Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:17, дипломная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников – ключевой вопрос, волнующий учёных, методистов, учителей. Большое влияние на качество их знаний влияет умение читать. Проблема чтения в различных её вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре». Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания детей.
Непременным условием, соблюдение которого позволяет соединить в единый процесс познавательную и воспитательную функцию уроков классного чтения, является установка учителя на развитие общественно значимых оценочных суждений школьников при восприятии и анализе ими художественных произведений или научно-популярных статей. «Недостаточно заучить слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные, нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность»,— пишет известный советский психолог А. Н. Леонтьев. «Значит,— продолжает он,— главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем, те стремления, которые мы у него возбуждаем».[9] В приведенном высказывании выражена весьма важная для учителя мысль о том, что приобретаемые учащимися знания и формируемые у них чувства должны осознаваться самими школьниками как необходимые в жизни и значимые.
В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Однако в классах всегда оказывается группа слабо читающих учеников. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и в конечном счете к отставанию в учебе. Чтобы избежать этого, можно проводить специальные тренировочные упражнения. Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это формирует умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу.
Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.
Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «почему» — свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Целями работы по проблеме «Формирование читательского интереса» являются: —поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению; —привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
—создание
системы организации творческих
конкурсов и занятий с
Задачи уроков классного чтения.
1.Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.
3. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.
4.Идейно-политическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание школьников.
5. Развитие речи (главным образом, устной) и мышления.
6. Формирование элементов литературоведческих представлений.
Каждая из задач имеет свои конкретные пути реализации, но решается во взаимосвязи с остальными в процессе всей работы и уроках чтения и во внеклассной работе по предмету. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты . Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Занятия проводятся один раз в четверть. Родители вместе с детьми устраивают выставки книг, поделок, рисунков, разучивают стихи, песни, инсценируют отрывки, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. В конце занятия подводится итог, награждаются победители в личном первенстве, в командном или семейном. В конце учебного года подводятся итоги «Самая читающая семья». Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Я. Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена [8] «Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. М. С. Соловейчик говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.
Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителя, так и ученика. Творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. При изучении художественных произведений главное — «исследование» языкового материала частичный или всесторонний анализ текста. Ясно, что прикосновение к текстам больших художников слова должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким. Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать» [18].
В ряду проблем, касающихся функционирования и развития русского языка, одной из самых острых и трудноразрешимых является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины.
Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества. Полимодальные мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст — на экране, на бумаге или в спроецированном виде прямо на сетчатке глаза. Но оно становится другим: нелинейным и некнижным. Текст тоже становится другим: звучащим, движущимся и даже предъявляющимся на подпороговом уровне восприятия.
Стратегия жизни уже в меньшей степени ориентирована на чтение. Жизненный успех стал зависеть не столько от способности читать, сколько от эрудиции, общей культуры, прагматических «компетенций». Юноша, не прочитавший с интересом хотя бы одного романа, но научившийся программировать, в кратчайшие сроки решит проблему удовлетворения своих базовых потребностей.
Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Эти интерактивные — движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие — живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, сенситивном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.
Вторая базовая причина
По нашему мнению, этот метод в массовом обучении дает такую психофизиологическую модель чтения, которая становится для большинства детей препятствием на пути к эффективному чтению.
Самые тяжелые потери — на первых годах обучения. Малоинтересные и короткие тексты, акцент на скорости озвучивания и артикулировании, низкое понимание, неполное эмоциональное и образное восприятие содержания делают урок чтения трудным для учителя и ребенка.
Самый очевидный недостаток данной методики — чрезвычайно длительный период «учебного, подготовительного, тренировочного, переходного и т.п.» чтения. [20] Самый очевидный дефект этой психофизиологической модели — ее несоответствие природным механизмам «считывания» человеком всего окружающего мира (прежде всего низкий темп и психофизическая «бедность» процесса).
Для нас очевидно, что традиционное обучение вытесняет «быстрые» природные механизмы восприятия текста и заменяет их на медленные, искусственные. Последовательно линейное «воссоздание звукового образа слова по графической модели» и последующее понимание этого воссозданного «звукового образа» похоже на последовательное ощупывание руками крупного малознакомого предмета в темноте в попытке понять, что это. А ведь чтение может быть построено так, как мы ориентируемся в пространстве до всякого специального обучения (мгновенное узнавание даже малознакомого предмета с помощью мимолетного, сверхкороткого, подобно фотовспышке, взгляда на него). Можно строить чтение как процесс мгновенного узнавания и понимания знакомых слов. Именно так читают взрослые. Но совершенно не так учат читать детей.
В результате многолетней работы исследовательского коллектива НИИ школьных технологий создана альтернативная технология начального обучения чтению, при использовании которой моделируется психоинтеллектуальный процесс, отличающийся принципиально от такового при использовании аналитико-синтетического метода. Экспериментальная работа в разных регионах страны в разное время обнаружила следующие параметры ее результативности (в сравнении с показателями в других системах обучения):
- существенно усиливается мотивация чтения. Дети любят читать, популярность урока чтения зачастую выше, чем урока физкультуры (по материалам опросов родителей и учащихся, анализа библиотечных формуляров);
- нагрузка во внеучебное время в рамках предметной области «филология» снижается на 80 % (например, нет домашних заданий по чтению);
- за счет значительного улучшения техники чтения и изменения
психофизиологического режима работы зрительного анализатора существенно снижается общая психофизиологическая нагрузка в учебном процессе;
- показатели качества понимания информации при контроле с помощью экспресс опросов увеличиваются на 50-70 %;
- показатели сохранения информации по результатам отсроченных экспресс опросов выше в среднем на 31 % и др.;
В Год русского языка редакция журнала «Народное образование», НИИ школьных технологий приглашают всех, кому небезразличны интеллектуальные перспективы миллионов российских школьников, приступить к реализации проекта «Читающая Россия». Его цель — постараться реализовать «ключевое действие», способное сдвинуть архиважный вопрос приобщения подрастающего поколения к чтению с точки обсуждения и перевести его в плоскость реальной социально-педагогической инженерии. «Ключевое действие», в понимании инициаторов проекта, — это формирование в младшем школьном возрасте психофизиологической модели чтения принципиально нового — природосообразного — типа. При условии соблюдения технологического регламента авторы проекта гарантируют достижение в любой начальной школе следующих параметров процесса обучения, а также воспитанности и обученности младших школьников:
1. Дети любят читать.
2. Дети читают с полным пониманием на всех этапах обучения.
3. Домашние задания по чтению отменяются, общая учебная нагрузка снижается.
4. За четыре года только на уроках чтения вместо четырех книг типа «Родной речи» прочитывается не менее пятидесяти книг аналогичного объема.
5. Средний темп чтения «про себя» в IV классе составляет не менее 250-300 слов в минуту при хорошем понимании.
6. Темп чтения вслух — не ниже действующих нормативов на всех этапах обучения.
Работа построена на принципах аукциона: в первую очередь внедренческие работы осуществляются в регионах, где созданы лучшие условия для инновационного развития.
Итак, нами рассмотрено значение уроков литературного чтения, которое заключается в том, что на них в комплексе решаются образовательные и воспитательные задачи: расширяются знания об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, формируются элементы научного мировоззрения, воспитываются положительные нравственные качества, обучающиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний.
А также выявлены основные задачи уроков литературного чтения в
современной начальной школы, одной из которой является совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения.
1.2. Этапы формирования и характеристика навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.