Особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:17, дипломная работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников – ключевой вопрос, волнующий учёных, методистов, учителей. Большое влияние на качество их знаний влияет умение читать. Проблема чтения в различных её вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре». Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания детей.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ 1 часть диплома.docx

— 112.31 Кб (Скачать документ)

Как показывает школьная практика и  специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено; б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий); г) предварительное чтение текста про себя; д) систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение). Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными

приемами  чтения, совершенствовали навыки осознанного  чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

Учись читать правильно

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимательным к каждому слову.

4.Старайся понять, о чем читаешь.

5.Читай ежедневно вслух и про себя.

  В работе по совершенствованию навыка чтения можно использовать следующие упражнения

1) на развитие четкости произношения;

2) вырабатывающие внимание к слову и его частям;

3) развивающие оперативное поле чтения и память;

4)развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.

  Урок лучше начинать с игровой  разминки, т.е. с работы над  постановкой дыхания и развитие  четкости произношения (чистоговорки). Затем следуют скороговорки. Школьники знают их очень много, находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими одноклассниками. Далее проводится работа с таблицей согласных: ученики называют с согласного ряда квадрата на одном дыхании; читают согласные с какой-нибудь гласной. После этого учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э. «Жужжащее» чтение — это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут урока, причем 3 минуты учащиеся читают вслух с использованием решетки, которая накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания слова). Школьники, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логически связи содержания в отдельных местах теряются, можно сдвигать решетку влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.

   Также используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром»,когда один читает хорошо, а другой чуть по хуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим; «игра в прятки»: ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать, прервать чтение и прочитать слово правильно. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправлять самого учителя, что поднимает их авторитет и придает уверенность в своих силах; «чтение за диктором»: диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик, грамзапись произведения. Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Начиная с I класса, стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним. В I классе выполняется штриховка, схемы предложений, ученики печатают слова. Во П-1У классах в этих тетрадях проводятся тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко. При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее.

   Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Соревнование «Веселая гусеница» проводится в классе, прививает любовь к чтению, причем не только к содержанию прочитанного, но и к самому процессу чтения, превращает обучение в увлекательную игру. Суть игры в следующем: прочитав самостоятельно 10 страниц художественного текста (условия оговариваются в каждом классе), или окрашивает в какой-нибудь цвет одну сторону диаметром 5-10 см. Затем изображает либо главное действующее лицо, либо основное действие прочитанной книжки. На цветной стороне он записывает название книжки, фамилию автора и прикрепляет все это к голове гусеницы. Прочитав следующие 10 страниц, ученик к первому кружочку присоединяет второй и т.д. Таким образом, получается цепочка, напоминающая гусеницу. По мере увеличения числа прочитанных школьником книг гусеница становится все длиннее и длиннее.

Беглость чтения характеризуется  определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу II класса составляет 40—50 слов в минуту, к концу III класса — 65—75 слов, к концу IV — 85— 90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложении, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.

По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически. Этому способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже в III классе читают бегло.

    Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению, должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить их со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует тематические собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком дома.

   Рекомендации родителям: Уважаемые родители, известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».[17]

Только  совместными усилиями школы и  семьи можно добиться того, чтобы  ваш ребенок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки и титульного листа. Ваша домашняя библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает интерес к чтению.

    Способность видеть через конкретное, отдельное, индивидуальную целоcтность мира, — это и есть главное свойство литературы.

    Но  только художник, одаренный таланом,  может целостно воспринимать мир и, рассказывая о чем-то конкретном в своих произведениях, раскрыть существующие в мире связи. Это обстоятельство открывает перед нами, читателями, возможность воспринимать окружающий мир, как и художник, целостно! Читая, мы постигаем мир в его истинном значении, хотя и не осознаем этого сложного интеллектуально-творческого и духовно-метафизического процесса.

    Обратимся к стихотворению, строчку из которого мы процитировали выше, и рассмотрим сказанное на примере.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась  снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились  кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом  огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает  ветки

Новым серебром.

   Действительно, даже самое первое слово стихотворения С.А. Есенина «белая» связывает образ березы и с белым снегом, и с белым пухом, которым отличаются зайчишки зимой, и с белым пуховым плат ком, и с белыми лилиями, и с белоснежными лебедями — со всем, что имеет белый цвет.

   Образ березы моментально вызовет в сознании представления о других деревьях. Так устроены человек и его психика. «На экране» внутреннего зрения наше воображение за образом березы создаст широчайший фон из всех виденных когда-то нами деревьев. Причем отметим: у каждого читателя это будет своя неповторимая картина.

   Топонимический образ «под моим окном» ассоциативно всколыхнет память читателя, и на миллионные доли секунды в его сознании возникнет та или другая кар тина «виденного когда"то под окном». И этих картин будет ровно столько, сколько раз наше сознание когда-то было потрясено «виденным под окном».

   Слово  «принакрылась» тоже многообразное слово, связанное десятками невидимых нитей с другими предметами и явлениями бытия. Однако воображение моментально выхватывает из целого потока образ девушки, застенчиво прикрывающейся платком от настойчивого взгляда. Это — образ самой нежности, не допускающей грубости.

    А  далее дается сравнение снега с серебром. Этот лексический конгломерат образует совершенно новое значение: главным признаком серебра в данном контексте становится «пушистость снега», а снег приобретает признак «белой искристости серебра».

   И здесь одно неразрывно связано с другим, хотя, на наш обыденный взгляд, связь невозможна!

   Более того, благодаря образному сочетанию «принакрылась снегом» об раз снега оказывается объединенным со многими другими вещами предметного мира. Это может быть пушистая шуба, может быть легкое одеяло, что угодно! Аналогично и образ серебра вызовет разнообразные ассоциации (металл, драгоценность, денежный эквивалент и пр.), в первую очередь, конечно, связанные с определенным свечением, с игрой света.

    Во второй строфе стихотворения дается развернутый образ сказочно красивой шали. Этот новый образ возникает на художественной основе предыдущей строфы и, естественно, на основе уже имеющихся связей. Внутреннее содержание образа шали вводит в сознание читателя новые фрагменты бытия: ветки, кайму, кисти, бахрому, так как каждый из которых, в свою очередь, ассоциативно связан в наших представлениях с множеством других фрагментов. Например, ветки березы по своим очертаниям похожи на реки с их притоками, если смотреть с высоты «птичьего полета», или на кровеносные сосуды с капиллярами и т.п. Образ каймы вызовет в сознании читателя свой рисунок, свой орнамент, виденный когда-то даже мимолетно или только что созданный воображением. В результате орнамент окажется связанным в читательском подсознании и с ветками, и с реками, и с кровеносными сосудами, и с шалью и т.д.

     Слово «кисти» тоже развернется во всей своей многозначности: это и «малярные кисти», и «кисти рук», и «кисти в продукции ручного и текстильного производства». Образное выражение «распустились кисти» может быть связано как с позитивными представлениями («распустились бутоны цветов»), так и с негативными («распустилась связанная вещь»)...

     В свою очередь, представление о реках с притоками вызовет в нашем подсознании образы Земли и космоса, о кровеносных сосудах — образы микрокосмоса и человека. Эти образы будут дополнены и одухотворены другими, такими, как заря, сонная тишина, снежинки, золотой огонь. Образы космоса и человека сольются в этом одухотворении, круг замкнется в своей целостности.

   Таким образом, чем активнее мы читаем литературные произведения, чем глубже чувствуем и понимаем их, постигая конкретное как звено, фрагмент целого, тем отчетливее формирует наше подсознание представление о целостности мира, тем меньше в нашем сознании искажений картины бытия, тем адекватнее восприятие окружающего.

   Прежде  чем идти к ученикам в класс с тем или другим произведением, нужно понять его главный смысл «для себя». Начинать нужно с осмысления названия, композиции, сюжета, героев, не упуская из виду жанровую специфику произведения и развивая в себе способность абстрагироваться!

   Задумаемся, например, над названием программного произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Казалось бы, все действие сказки связано с образом старухи, а название говорит о старике и рыбке. Почему? Что понимать под образом-мыслью «рыбак» и «рыбка» («и» — сочинительный союз, связывающий в одно целое эти образы!).

   Рыбка — волшебный персонаж. Она не просто рыбка, а «золотая рыбка», обладающая чудодейственною силою безграничных возможностей. О такой исполнительнице желаний мог бы мечтать каждый живущий на белом свете! По существу, это — образ"символ удачи, богатства, счастья. Кстати, в литературных традициях образ золотой рыбки связан имен но с этим содержанием. Название будет теперь иметь такой вид: «Сказка о рыбаке и удаче, богатстве, счастье». А если мы слово «рыбак» заменим его лексическим значением, то и вообще содержание названия — да и самой сказки —станет более чем прозрачно: «Сказка о человеке, который ловит удачу, богатство, счастье».

   Конечно же, сказка с таким «общечеловеческим» содержанием не имеет никакого отношения к маленькому читателю. Она создана для взрослых и говорит о взрослых. Но та ков уж гениальный Пушкин, его произведения может читать и малый, и старый! И не только читать, а понимать их глубочайший смысл. Дети очень легко определяют, по какой причине героями была потеряна возможность стать богатыми, счастливыми и по какой причине все вер ну лось к «разбитому корыту».

Информация о работе Особенность использования различных приемов для совершенствования навыка чтения обучающихся младших школьников