Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:22, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности памяти детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс упражнений для развития памяти.
Введение…………………………………………………………………
Глава I. Память как высшая психическая функция человека
1.1.Общее понятие о памяти: физиологическая основа,
виды и типы……………………………………………………..
1.2.Процессы памяти: запоминание, сохранение,
забывание и воспроизведение………………………………….
1.3. Законы осмысленного запоминания……………………………..
1.4. Особенности памяти младших школьников……………............
1.5. Основные принципы хорошей работы памяти………………….
Глава II Эмпирические исследования.
2.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………..
2.2. Методы и методики, использованные в работе
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение…………………………………………………………….
Литература …………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………
ОУ ВПО «
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
МАРКЕВИЧ Мария Викторовна
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 2 курса заочного отделения
факультета педагогики и психологии детства
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Память как высшая психическая функция человека
1.1.Общее понятие о памяти: физиологическая основа,
виды и типы……………………………………………………..
1.2.Процессы памяти: запоминание, сохранение,
забывание и воспроизведение………………………………….
1.3. Законы
осмысленного запоминания………………
1.4.
Особенности памяти младших
1.5. Основные
принципы хорошей работы
Глава II Эмпирические исследования.
2.1. Организация
и этапы опытно-
работы………………………………………………………………
2.2. Методы и методики, использованные в работе
2.3. Анализ
результатов опытно-
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема развития памяти у маленьких детей является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека - Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д., Смирнов А.А., Рибот и другие психологи работали над этой проблемой. Но данные исследования мало востребованы и малоизвестны родителям и учителям, что и послужило выбором темы исследования.
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное средство - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память является жизненно-важнейшей, основополагающей способностью человека.
Изучение же особенностей памяти детей младшего дошкольного возраста является в настоящее время важной педагогической задачей, потому что память одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей, особенно в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ.
Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, а вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы как для родителей, так и для будущих молодых специалистов системы образования.
Цель исследования: определить особенности памяти детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс упражнений для развития памяти.
Объект исследования: процесс развития памяти детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы психологического воздействия для активного развития памяти.
Из поставленной цели вытекают задачи:
- изучить литературу по данной теме
- выявить виды памяти у детей младшего дошкольного возраста
- определить
особенности памяти детей
- провести сравнительный анализ результатов исследования
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей младшего дошкольного возраста преобладает активная непроизвольная память.
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ литературы);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование);
3.Метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ №377 г. Омска. В исследовании приняло участие 10 детей, в возрасте 4 лет.
Практическая
значимость заключается в разработке
рекомендаций для родителей, методик развития
памяти детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЯ ПАМЯТИ,
КАК ПСИХИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА.
1.1.Понятие и значение памяти, её виды.
В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” [20.с.87 ].
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая, простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими процесс подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, Память самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события нашего детства восьмидесятилетней, а то и большей давности.
Вся наша жизнь есть нечто иное, как путь из пережитого в неизвестное будущее, которое называется «настоящим». Тем не менее, настоящее- это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не даёт ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придаёт направленность ходу времени, Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестаёт существовать.
Абсолютно всё, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишённый памяти, как указывал И.М.Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научится, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, не плодотворная деятельность. Таким образом , памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляются в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.(В.А. Крутецкий)
Способность
к обучению и качество любой профессиональной
деятельности зависят от возможностей
кратковременной и долговременной памяти.
Виды памяти
Существует
несколько оснований для
Виды памяти с точки зрения сохранения материала.
Мгновенная память, как следует из ее названия, это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время (от 0,1 до 0,5 с.) и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и мгновенная память заполняется новыми сигналами.
Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. [3,8]
Кратковременная память возникает в том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т. е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд: за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.
В случае, если информация не вводится повторно или не прокручивается в памяти, она по истечении этою промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.
Емкость памяти (сколько информации человек может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов) ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Память в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.
Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого.
Из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в долговременной памяти. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. [3]
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. [8]
Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста