Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить особенности памяти детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс упражнений для развития памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава I. Память как высшая психическая функция человека
1.1.Общее понятие о памяти: физиологическая основа,
виды и типы……………………………………………………..
1.2.Процессы памяти: запоминание, сохранение,
забывание и воспроизведение………………………………….
1.3. Законы осмысленного запоминания……………………………..
1.4. Особенности памяти младших школьников……………............
1.5. Основные принципы хорошей работы памяти………………….
Глава II Эмпирические исследования.
2.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………..
2.2. Методы и методики, использованные в работе
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение…………………………………………………………….
Литература …………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 552.00 Кб (Скачать документ)

Такой процесс памяти, как кодирование начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.

Сохранение, как процесс памяти, представляет собой накопление материала в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение, как процесс памяти, имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, а при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. О сохранении информации, и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти — узнаванию и воспроизведению.

Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания и ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Забывание – весьма целесообразный, естественный  и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладая способность забывания, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений и фактов. Оно дает возможность мозгу освободиться от избыточной информации.

Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых  мыслей, осуществление заученных  движений, в основе чего лежит оживление  следов, возникновение в них  возбуждения. Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, и составе, которой она запоминалась. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс памяти. Припоминания чего-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения, но это действие носит иной характер, чем перебор информации, зафиксированной в запоминающем устройстве кибернетической машины. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации. Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения. 

1.4.  Младший дошкольный возраст 

Ранний  возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов [5.с.13-15 ]. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенического потенциала к развитию.

Это период овладения социальным пространством  человеческих отношений, через общение  с близкими, взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Игра  оказывает значительное влияние  на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процесс сюжетно-ролевой творческой игры дети берут  на себя роли взрослых и отношения между  ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора…, и образы его действий. Но ,хотя в игра протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек , как носитель определённых общественных функций, вступающий о определённые отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определённые правила [6.с.11].

Игра  способствует становлению не только общения , но и произвольного поведения ребенка. Механизм поведения складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Дошкольное  детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

Дети  задают множество вопросов, новая  информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения[5 с.45].

У младшего дошкольника память непроизвольная  и непосредственная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить  или вспомнить, и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Стихи, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Часто воспринимаемый предмет представляется ребенку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает, Часто какая-нибудь деталь, которая осталось бы не замеченной взрослым, ребенок запоминает  прочно и надолго. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В 4-5 лет  начинает формироваться произвольная память. Сначала  ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, логической группировки материала). Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо усвоенного [1.с.23 ] . Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Дошкольник  младшего возраста, как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему  слов он запоминает лишь 1-2 слова.

Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Память  дошкольника, несмотря на ее видимое  внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией 

Выводы  по первой главе. 

Таким образом, память - это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества, без постоянного улучшения этой функции немыслим.

    Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ей человек учится всю жизнь. Люди с древних времен старались изобрести приемы, помогающие запомнить нужную информацию, передавая их из поколения а поколение, под общим названием « мнемотехника» (от греч. «мнемо» - память). На протяжении детства, ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

    В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются в  дошкольном возрасте. Раннее детство  характеризуется сензитивностью к  развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Важно подбирать такие методы развития памяти, которые способствуют его активизации и делают какую-либо деятельность интересной.

В этом возрасте у ребенка начинает формироваться  произвольная память и очень важно  не пустить этот процесс на самотек. Детей необходимо и учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок раннего и младшего дошкольных возрастов не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания.

Ведь  произвольное запоминание – это  внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях : она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка, интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Желание ребенка что –то запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. 
 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО

ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

2.1 Описание  и анализ исследования по определению  памяти детей

младшего  дошкольного возраста. 

На базе МДОУ детского сада №377 было проведено  опытно-экспериментальное исследование по определению памяти детей младшего дошкольного возраста, в котором  принимали участие 10 ребят, в возрасте 4 года. 
 
 

Список  детей

п/п

Ф.И.ДЕТЕЙ ДАТА РОЖДЕНИЯ

п/п

Ф.И.ДЕТЕЙ ДАТА РОЖДЕНИЯ
1. Панасюк

Артем

04.04.2006 6. Ишмаев

Максим

14.05.2006
2. Шайдук

Надя

12.07.2006 7. Кабатова

Аня

19.05.2006
3. Шаймерденов

Карим

23.09.2006 8. Мосин

Илья

07.04.2006
4. Александров

Егор

08.10.2006 9. Бойко

Наташа

15.12.2006
5. Егорова Даша 29.03.2006 10. Горащенко Кристина 20.06.2006
 

Исследование  проведено в три этапа:

- 25 января 2010 года было проведено исследование  по определению пассивной непроизвольной  памяти;

- 27 января 2010 года было проведено исследование  по определению активной непроизвольной памяти;

- 29 января 2010 года было проведено исследование  по определению произвольной  памяти.

Проведена диагностика детей 4 лет по методике О.Н.Истратовой по изучению памяти детей  младшего дошкольного возраста. 

                    Описание методики исследования.

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста