Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:22, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности памяти детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс упражнений для развития памяти.
Введение…………………………………………………………………
Глава I. Память как высшая психическая функция человека
1.1.Общее понятие о памяти: физиологическая основа,
виды и типы……………………………………………………..
1.2.Процессы памяти: запоминание, сохранение,
забывание и воспроизведение………………………………….
1.3. Законы осмысленного запоминания……………………………..
1.4. Особенности памяти младших школьников……………............
1.5. Основные принципы хорошей работы памяти………………….
Глава II Эмпирические исследования.
2.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………..
2.2. Методы и методики, использованные в работе
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение…………………………………………………………….
Литература …………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………
Пресс,2002.- 1008с.
5. Возрастные особенности психического развития детей. /Под ред.
В.И. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 150 с.
6. Дидактические игры и занятия с детьми младшего
школьного возраста./ Под ред. С.Л.Новосёловой. – М.,1985. – 105с.
7. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В.Зейгарник – 5-е изд.,
-М.: Академия, 2007. – 206 с.
8. Истратова ,О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до
10 лет. / О.Н.Истратова . -Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-317с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика./ С.А.Козлова, Т.А. Куликова.-
М.: Академия, 2000.- 315с.
10. Как улучшить память? / сост. М.Судани, И. Ледансер, М.Фьерино –
Китай: Ридез Дайжест 2006.- 320с.
11. Крайг ,Г. Психология развития / Г.Крайг.- Спб.: Питер, 2000.- 378с.
12. Крутецкий, В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ.-
М.: Просвещение, 1980.-352с.
13. Кулагина , Ю.В. Возрастная психология: Развитие человека от
Рождения до поздней зрелости./ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. –
М.:ТЦ Сфера, 2004.-464с.
14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии /А.Н.Леонтьев –
М.:Академия,2007.-509с.
15. Мухина , В.С. Возрастная психология: Феноменология развития,
детство, отрочество.-М.: Академия,1997.- 398с.
16. Немов, Р.С. Психология. / Р.С.Немов - М.: Просвещение: Владос,
1994.-364с.
17. Никитин, Б.А.Развивающие игры/ Б.А.Никитин – М.; 1994. – 114с.
18. Обухова , Л.Ф. Детская психология / Л.Ф.Обухова.- М.:
Российское пед. Агенство, 1996.- 374с.
19. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.
Образования./ сост. Е.И.Рогов.- М.:Владос, 1995.-342с.
20.Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов/
В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.П.Виноградова и др.; Под ред.
В.В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. И доп. –
М.: Просвещение, 1981
21.Овчинникова, Т.Н.Личность и мышление ребёнка, диагностика
и коррекция / Т.Н. Овчинникова –М.; 1999.- 235 с.
22. Практикум по общей психологии / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев,
В.В. Богословский и др.; Под редакцией А.И.Щербакова.- М.:
Просвещение, 1990.-288с.
23. Рубенштеин ,С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштеин –
СПБ.: Питер, 2007. -705с.
24. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти /А.А.Смирнов – М.:
Просвещение, 1996.389с.
25. Эльконин , Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин- 5-е изд.
спер - М.:Академия, 2008.-384с.
Диагностика
развития памяти у детей в возрасте от
3 до 6 лет
Предлагаемые задания
для диагностики развития памяти можно
использовать и в качестве развивающих
упражнений для занятий с детьми. В заданиях
не приводятся количественные критерии
для оценки памяти. В зависимости от того,
справляется ребенок или нет с каким-либо
видом заданий, надо подбирать ему упражнения
подобного типа для развивающих занятий.
Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.
1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
2. Рисование
по памяти (диагностика кратковременной
памяти): ребенку
предъявляется для запоминания на 1 минуту
несложная картинка, затем взрослый ее
убирает, и малыш должен нарисовать картинку
по памяти. Как вариант данного задания:
дорисовать по памяти недостающие части,
детали рисунка.
3. Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти):
4. Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти) . Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.
5. Исследование долговременной памяти. В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.
Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т.д. Заодно здесь исследуется и его наблюдательность, уровень развития речи.
6. Исследование двигательной памяти: взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев:
Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.
7. Диагностика ассоциативной памяти:
Игры для развития различных видов памяти
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на "Ящик") под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив, их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста - на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти .
Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Для детей 2-4 года, существует упрощенный вариант этой игры - "Чудесный мешочек". В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
В старшем
дошкольном возрасте можно развивать
тактильную память ребенка, обучая его
завязывать морские узлы (тем более
что это помогает и развитию зрительного
пространственного воображения)
Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра "Делай, как я". На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.
На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Дополнительные игры
Игра "Кто больше запомнит?"
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
Игра в "Магазин" (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в "магазин" и "купить"… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.
«Вспомни фигуру»
Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), дает рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.
«Игрушки-непоседы»
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.
Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста