Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить особенности памяти детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс упражнений для развития памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава I. Память как высшая психическая функция человека
1.1.Общее понятие о памяти: физиологическая основа,
виды и типы……………………………………………………..
1.2.Процессы памяти: запоминание, сохранение,
забывание и воспроизведение………………………………….
1.3. Законы осмысленного запоминания……………………………..
1.4. Особенности памяти младших школьников……………............
1.5. Основные принципы хорошей работы памяти………………….
Глава II Эмпирические исследования.
2.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………..
2.2. Методы и методики, использованные в работе
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение…………………………………………………………….
Литература …………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 552.00 Кб (Скачать документ)

     Диагностика  уровня развития памяти у детей  3-7 лет , изучение произвольной и непроизвольной памяти

     Подготовка к исследованию: подобрать 3 набора предметных картинок по 16 – 25 в каждом так, чтобы можно было разбить по тематике на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда и др..

    Проведение исследования.  Проводиться 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3-7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

   Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти.

Ребенку показывают картинки с изображением различных  предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно  посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые та запомнил».

     Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала.

     Ребенку  предлагают разложить картинки  второй набор картинок в 4 ряда, т.е на 4 группы: «Что к чему  подходит?». После выполнения  задания картинки убирают и  просят ребенка вспомнить и  перечислить все картинки по  рядам.

   Третья серия. Изучение произвольной памяти.

    Детям,  участвующим в первых двух  сериях, показывают третий набор  картинок и предлагают запомнить  как можно больше картинок  для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы не указывают.  Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них[6 c.150].

 В ходе диагностики  по определению памяти детей были получены  и занесены в таблицу следующие результаты: 
 
 
 

Таблица 1.

И.РЕБЕНКА 1 СЕРИЯ 2 СЕРИЯ 3 СЕРИЯ
Артем 5 13 8
Надя 7 13 11
Карим 4 9 8
Егор 6 13 8
Даша 3 9 7
Максим 5 10 8
Аня 6 10 7
Илья 6 12 9
Наташа 6 11 7
Кристина 4 12 9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В таблице 1. представлен результат определения  памяти детей, в количестве воспроизведенных названий предметов.  

Показатель  развития памяти детей  младшего дошкольного  возраста (в баллах). 

Обратимся к показателям критериев  О.Н. Истратовой :

5 и меньше  ответов – низкий уровень

6 - 9 ответов  – средний уровень

10 и  больше ответов – высокий уровень 

Анализ  полученных результатов.

1 серия      низкий уровень – 5 детей

                  средний уровень -5 детей

                  высокий уровень- 0  

2 серия      низкий уровень -0

                  средний уровень – 2 детей

                  высокий уровень – 8 детей   

3 серия     низкий уровень – 0

                 средний уровень - 9 детей

                 высокий уровень -1 ребёнок 

 

Показатель  развития памяти детей  младшего дошкольного возраста (в процентах).

Условные обозначения:

ПН - пассивная  непроизвольная память

АН - активная непроизвольная память

АП - активная произвольная память

Проведённая методика позволила определить уровень развития памяти у детей экспертной группы.

Согласно этой таблице, видно, что высокий уровень активной непроизвольной  памяти имеют     80 % исследуемых дошкольников, но следует отметить, что у детей 4 лет уже начинает сформировываться  произвольная память (у 10%  высокий уровень, у 90%-средний).

Таким образом была подтверждена гипотеза, что у детей младшего дошкольного возраста преобладает активная непроизвольная память.

 

2.2. Беседа и рекомендации для родителей.

Детям память нужна не только для повседневной жизни: она влияет на их успехи в учебе. В детском саду и школе малыши должны приобрести множество знаний: уметь умножать и делить, красиво и грамотно писать. Но вряд ли ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не может удержать в памяти новую информацию или если через некоторое время он не способен вспомнить то, что учил.

Очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления малыша, связано и развитие памяти. Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспомнить старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.

Так же большое значение имеет и то обстоятельство, что новые знания должны иметь какое-то значение для ребенка. И чем более они соприкасаются и интересами, тем легче ему будет их запомнить. Чтобы убедиться в этом, попросите вашего малыша назвать имена его любимых мультипликационных героев: без сомнения он назовет их без единой запинки. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными дляизучающего. 
   Маленькие дети редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т.п., повторяя их в игровых ситуациях. 
Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. 
    Куда более полезно научить ребенка "организовывать" заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, Ведь новые знания практически всегда в чем-то "повторяют" старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим, и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и малыш без труда овладеет этой полезной стратегией.

Для развития памяти ребенка можно использовать следующие развивающие игры см. приложение 1,2. 

Выводы  по второй главе.

По результатам  исследования можно сделать вывод, что у детей младшего дошкольного  возраста преобладает активная непроизвольная память, но так же начинает формироваться и произвольная. Если сравнивать эти показатели с нормативами: 7-9 картинок – средний уровень развития памяти

                          меньше 5 – недостаточный уровень

                           больше 10 – высокий уровень развития памяти, то первой серии исследования по определению пассивной непроизвольной  памяти у 0% - высокий уровень развития памяти, у 50% детей - средней уровень и 50% - низкий уровень развития памяти.

Во второй серии исследования у 80% детей – высокий уровень и 20% -  средний уровень развития памяти.

Третья  серия исследования показала, что  у 10% детей высокий уровень развития памяти, 90%-средний уровень

Анализируя  развитие памяти в целом у всех испытуемых детей в возрасте 4 года, активная непроизвольная пассивная память, можно отметить, что у  80%  детей -  высокий уровень развития памяти, а у 20%  - средний уровень. Что значит, что память исследуемых детей развивается на достаточно высоком уровне. 

Заключение.

Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память — это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину. Способность сохранять информацию о событиях является фундаментальным свойством материи вообще, как живой, так и неживой. Примером этого может быть способность накопителей информации, таких как магнитная лента, виниловая или лазерная пластинка, сохранять информацию, которая при соответствующих условиях может быть преобразована в звук, изображение и, в принципе, в любой чувственный образ. Однако только в деятельности живых организмов способность сохранять структуры воздействий начинает играть важную функциональную роль (поскольку память компьютера и других носителей включена в функциональные системы живого организма — человека). Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек

    Несмотря  на то, что многие вопросы памяти остаются нерешенными, психология располагает сейчас несравненно большим материалом по изучению процессов памяти, чем это имело место некоторое время назад. Многие из теорий памяти и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память - это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. [9]

    Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества, без постоянного улучшения этой функции немыслим.

    В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются в  дошкольном возрасте. Раннее детство  характеризуется сензитивностью к  развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. Желание ребенка запомнить, нужно всячески поощрять, это залог успешного развития памяти  не только, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления и др.

    Задача родителей и педагогов, научить детей переводить события или объекты, требующие запоминания в яркие образы. Абстрактный образ сложен для запоминания, поэтому, чтобы память о нём оставалась на долгое время, его нужно представить в виде конкретного зрительного образа.

Ребенку нужно помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации к школе, учебной деятельности. 
 
 

                                                                                                                                     Литература

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких детей в детском саду/ В.Н.Аванесова – М., 1968.-135с.
  2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон, Ю.М.Забродина.- М.: Прогресс, 1980.- 258с.
  3. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П.Блонский  - М.:Просвещение, 1964.- 250с.
  4. Выготский ,Л.С. Психология /Л.С. Выготский –М.: Экспо-

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста