Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить особенности памяти детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс упражнений для развития памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава I. Память как высшая психическая функция человека
1.1.Общее понятие о памяти: физиологическая основа,
виды и типы……………………………………………………..
1.2.Процессы памяти: запоминание, сохранение,
забывание и воспроизведение………………………………….
1.3. Законы осмысленного запоминания……………………………..
1.4. Особенности памяти младших школьников……………............
1.5. Основные принципы хорошей работы памяти………………….
Глава II Эмпирические исследования.
2.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………..
2.2. Методы и методики, использованные в работе
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение…………………………………………………………….
Литература …………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 552.00 Кб (Скачать документ)

    Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Виды  памяти с точки зрения преобладания органов восприятия.

    Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей творческих профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Поэтому данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

    Слуховая  память  - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.  Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

    Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

    Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

    Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. [8]

Произвольная  и непроизвольная память.

   По  характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на: непроизвольную и произвольную.

   Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. При произвольном запоминании мы ставим перед собой задачу что-то запомнить. При непроизвольном запоминании человек, запоминая информацию, делает что-то другое, не связанное с процессом запоминания. Непроизвольная память имеет личностную направленность, в нее попадает то, что нам интересно, нас затрагивает, задевает наши эмоции., интересные для Иными словами, интересные для человека события, если они вызывают эмоциональный отклик, легко запоминаются [21 с. 74-75].

[4]То есть в первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Любое произвольное запоминание предполагает использование средств для запоминания.

    Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. [8]

    Таким образом, память человека развивается  по линии совершенствования использования средств запоминания. А тренированная память – это память человека, владеющего средствами, способами запоминания. [4] 
 

1.2. Развитие памяти.

Развитие  памяти зависит от условий жизни  ребенка, от его воспитания и обучения. Под влиянием воздействий в мозгу ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших рефлексов. Так двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его  вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия, у ребенка появляется узнавание, Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у него положительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установление более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей.

Постепенно у младенца появляется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, а течение которого удерживается в памяти какое-нибудь  впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К трем годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев .

На втором и третьем году жизни ребенок  запоминает и повторяет слова, фразы  и стихотворения, словарный запас трёхлетнего малыша уже достигает 1500 слов [5 с.121 ], смысл которых для него еще не понятен, и поэтому существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В этот период запоминание и воспроизведение не представляют еще самостоятельных процессов, а являются лишь способами овладения  языком. Предметом сознания ребенка при таком  воспроизведении являются не значения слов, а именно их звуковой состав и ритмическая структура. Рифма и ритм служат объективной основой, на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек и стихов.  Р.И.Жуковская указывает, что для запоминания дошкольниками стихотворений и т.д. существенное значение имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Интерес к самому содержанию способствует запоминанию стихотворений только в тех случаях, когда они совершенны по форме. Конечно, характер такого осмысления  изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но наиболее существенные их особенности. В соответствии с этими изменятся и содержание детских представлений.

Прочность и длительность запоминания у  четырех-пятилетнего ребенка становится настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь. Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. В этом возрасте у них начинает развиваться произвольная память. Проявление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри  различных видов деятельности ребенка-дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти, как процесса, управляемого и обладающего специальными средствами. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращается в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами.

Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживается в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.

Существовало  неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической, В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника. Конечно, характер такого осмысления  изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но наиболее существенные их особенности. В соответствии с этими изменятся и содержание детских представлений.

В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость  памяти от особенности деятельности ребенка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости  оттого, что они с ним делают. Если, например, привести дошкольника в лабораторию и заставить его запомнить отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число. Но если дать ребенку запомнить тот же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо больше число слов.

Важным  моментом развития памяти в дошкольном возрасте является то, что память начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. А.Н.Раевский установил, что наиболее ранние воспоминания взрослых относятся именно к дошкольному возрасту. Именно на основе памяти становится возможным обобщение отношений ребенка к взрослым и, следовательно, влияние этих отношений на формирование его личности.

Дальнейшее  развитие памяти происходит уже в  школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития. Так же совершенствуются приемы логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, школьники в процесса запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.

Развитие  памяти не  заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности. 

1.3. Процессы памяти.

Память  является одной из высших мозговых функций, наряду с речью, интеллектом, целенаправленной двигательной активностью и восприятием. Процессы памяти обеспечиваются совместной деятельностью различных структур головного мозга.

Выделяют  три основных процесса памяти:

Первый  процесс памяти — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй  процесс памяти — это сохранение и забывание информации, и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

Третий  процесс памяти — это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

Первоначальная форма запоминания — так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т. п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В первом процессе памяти от непроизвольного напоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой, определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста