Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую поддержку детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы, диагностика;
рассмотреть группу детей с задержкой психического развития как группу детей с нарушениями речи;
определить структуру специального образования;
обосновать особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………2
Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4
1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4
1.2. Дети с задержкой психического развития. ……………… ………..10
Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14
2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14
2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения
в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18
Заключение. …………………………………………………………………….28
Библиографический список. ………………………………………………....31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая..doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение. …………………………………………………………………………2

Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4

    1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4

    1.2. Дети   с   задержкой   психического   развития. ……………… ………..10

Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14

    2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14

    2.2. Особенности       педагогического и психологического сопровождения

           в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18

Заключение. …………………………………………………………………….28

Библиографический список. ………………………………………………....31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В современной общей и коррекционной  педагогике утвердилось положение  о необходимости раннего выявления  и преодоления отклонений в  развитии детей. Особую значимость  приобретает проблема готовности педагогов к встрече с такими детьми, их правильного распознавания, своевременного выявления их трудностей и оказания им необходимой психолого-педагогической помощи.

     Долгие годы в нашей стране  использовался термин «дефектология». В последние годы с развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации общей и специальной терминологии, в связи с чем чаще используются термины «коррекционная педагогика» или «специальная психология и педагогика».

     Педагоги должны иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребёнка, о причинах, их вызывающих, о путях их преодоления. В совокупности эти сведения составляют основу коррекционной педагогики.

     Процессы кардинальных преобразований  в современном обществе и в системе образования требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные творческой педагогической деятельности, требуют углублённого психолого-педагогического изучения каждого ребёнка для определения индивидуализированных средств воздействия в случаях имеющихся у ребёнка отклонений в развитии. А число таких детей, как свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика, велико и, к сожалению, неуклонно возрастает.

     В 90-е гг. под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства. Стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов. Началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на "полноценных" и "неполноценных", признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами.

     Одновременно на федеральном  и региональном уровнях начинают  возникать инициативы по внедрению  в практику нетрадиционных методов  психолого-педагогической коррекции и новых форм организации специального обучения, копирующих современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.

     Приказ Министерства образования  РФ о введении компенсирующих  классов был издан в сентябре 1992 г. Введение компенсирующего обучения было обусловлено тем, что у довольно значительной части детей (по разным данным 20—30%) уже при поступлении в школу выявляются некоторые парциальные отставания в развитии психических познавательных процессов, что не позволяет им осваивать школьную программу, а следовательно, ведет к стойкой школьной дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации.

     Существовавшие до этого классы  выравнивания были ориентированы  сравнительно на небольшой контингент  учащихся, задержка психического развития которых имела, как правило, органическую природу. Для остальных детей «группы риска» появилась необходимость открыть классы компенсации, где обучение носит коррекционно-развивающий характер и включает дополнительную психолого-педагогическую поддержку.

     Двумя годами позже была выдвинута  концепция коррекционно-развивающего  обучения, которая, по сути дела, сняла противоречие между классами  выравнивания и компенсирующими  классами. Было предложено детей  с выявленными психосоматическими  проблемами помещать в классы коррекционно-развивающего обучения (классы КРО) и затем в процессе первого года обучения, выполняющего, кроме того, и диагностические функции, определять более точно характер и природу отклонений, а вследствие этого, и форму дальнейшего обучения.

     Предмет моего исследования в  данной курсовой: коррекционно-педагогическая  поддержка детей с задержкой  психического развития.

     Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую  поддержку детей с задержкой  психического развития.

     Задачи исследования:

  • проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы,             диагностика;
  • рассмотреть группу детей   с   задержкой   психического   развития   как   группу   детей  с нарушениями речи;
  • определить структуру специального образования;
  • обосновать особенности       педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. 

1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. 

     Как свидетельствует мировой  и отечественный опыт, число детей  с отклонением в развитии велико  и неуклонно возрастает. Этому  есть ряд причин: дестабилизация  общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

     На начальных этапах развития  проблемного ребёнка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребёнка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

     В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

  • дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функцией опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
  • дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);
  • умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
  • дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

     Эта классификация детей с  отклонениями в развитии представлена  в работе М. А. Власовой и  М. С. Певзнер «Учителю о  детях с отклонениями в развитии»  (Москва 1967 г.).

     Возможно и другое подразделение на группы:

  • дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;
  • в связи с функциональной незрелостью;
  • дети с отклонениями в развитии на почве психических деприваций.

     Такое деление можно увидеть  в работе О. Н. Усановой «Дети с проблемами психического развития» (Москва 1995 г.).

     В монографии В. А. Лапшиной  и Б. П. Пузанова «Основы  дефектологии» (Москва 1990 г.) проводится  детей с нарушениями развития:

  • дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
  • дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
  • дети с искажённым (или дисгармоничным) развитием.

     Психомоторное развитие ребёнка  – сложный диалектический процесс,  в нём отмечаются последовательность  и неравномерность формирования  отдельных психических процессов  и функций. На каждой из усложняющихся  стадий развития выявляется её связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

     Нарушения развития детей могут  быть вызваны разными факторами.  Например, неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития, в период родовой деятельности, после рождения. Вызвать отклонения в развитии могут различные патологические факторы: генетические отклонения, отягощённая наследственность, хронические заболевания родителей и т.д.

     Другая группа причин – патология  родовой деятельности: быстрые, стремительные  роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

     Нарушения развития ребёнка могут быть вызваны и различными прижизненными факторами: опухоли мозга, инфекционные болезни с осложнениями на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.

     Нарушения психомоторного развития  ребёнка могут иметь место  при нарушениях питания и сна детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих истощение ребёнка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повышается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

     Нарушения развития, связанные с  органическим поражением центральной  нервной системы, называются органическими  нарушениями.

     Дефекты развития могут быть  вызваны функциональными, а не  органическими причинами, тогда  говорят о дефицитарном  развитии. В их числе социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта ребёнка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребёнка и др.

     Установлено, что благополучное  развитие ребёнка бывает только  в случаях равновесия между  внутренними и внешними условиями  формирования организма. По словам  И.П.Павлова, болезнь возникает  там и тогда, когда нарушается  равновесие внутренних и внешних  условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребёнок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нарушения обычно являются более лёгкими по сравнению с органическими. И при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребёнок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведённых коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Информация о работе Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования