Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую поддержку детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы, диагностика;
рассмотреть группу детей с задержкой психического развития как группу детей с нарушениями речи;
определить структуру специального образования;
обосновать особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.
Введение. …………………………………………………………………………2
Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4
1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4
1.2. Дети с задержкой психического развития. ……………… ………..10
Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14
2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14
2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения
в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18
Заключение. …………………………………………………………………….28
Библиографический список. ………………………………………………....31
Применительно к проблемам школьной дезадаптации в начальной школе на первый план выходит диагностика сферы познавательных процессов, школьной мотивации, предназначенная в первую очередь для учителя, в отдельных случаях для дефектолога и логопеда. (Консорциумом «Социальное здоровье России» подготовлены пособия «Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями», содержащие методы игротерапии и сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста.)
В среднем звене — подростковый возраст — это личностные качества. Здесь результат диагностики должен быть оформлен в виде рекомендаций, адресованных родителям и учителям, а также психологам, владеющим коррекционными психотехниками.
Сейчас стоит задача не просто иметь в школе одного психолога, которому, конечно же, не под силу справиться со всеми проблемами, а создать школьную психологическую службу, насчитывающую как минимум трех психологов.
Большую помощь психолого-педагогическим
консилиумам школ и школьным психологам
могут оказывать ППМС - центры, которые
наряду с собственной диагностико-коррекционной
работой ведут обучение, методическое
руководство, обмен опытом школьных психологов
района, округа, города. Безусловно, для
овладения современными диагностико-коррекционными
методами и технологиями психологам необходимо
постоянно учиться и пополнять свои знания.
Думается, что соответствующие статьи
расходов должны быть заложены в смету
каждой школы и каждого района. Очевидно
также, что соответствующие учебные дисциплины
как теоретического, так и практического
плана, ориентированные на работу со школьной
дезадаптацией, должны быть заложены в
учебные планы высших учебных заведений,
готовящих психологов.
Заключение.
Происходящие социально-
Одной из актуальных проблем
современной школы остаётся
Однако, количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По другим данным около 80% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Процесс определения
Задачи диагностики, таким
Нарушения развития у детей
многоплановы и многоаспектны.
Они выражаются в
Педагог должен иметь чёткое представление о закономерностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обучении и воспитании ребёнка, в том числе и ребёнка с отклонениями в развитии.
Современный подход к
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно-познавательная - в школьном возрасте, познавательно-трудовая - в подростковом).
Учитывая изложенное выше, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Учёт возрастных и личностных
особенностей ребёнка
Таким образом, коррекционно-
Опыт нашей страны, свидетельствует о том, что львиная доля заботы о проблемных детях общеобразовательных школ падает на учителя, который никогда не готовился специально в педагогическом вузе к решению таких усложнившихся профессиональных задач. Основы этой подготовки даются, как правило, на краткосрочных проблемных курсах. Этого недостаточно, т.к. без специальной фундаментальной подготовки для работы с проблемными детьми учителя не могут грамотно осуществлять эту самую сложную работу в педагогической профессии. На сегодняшний день, к сожалению, большая часть учителей не готова к продуктивной деятельности в системе компенсирующего обучения. Неслучайно, что значительная часть учителей этих детей считают необучаемыми, бесперспективными, которым якобы помочь никак нельзя, обосновывая это положение либо генетической предрасположенностью к неудачам, либо семейными проблемами, в которые учитель не хочет вторгаться.
Педагогическая система начальной школы,
несмотря на использование элементов
развивающего обучения, сегодня не всегда
срабатывает продуктивно, поэтому требует
неотложного решения со стороны науки,
органов образования, педагогических
коллективов школ, социально-педагогической,
психологической и медицинской служб.