Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа
Описание
Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую поддержку детей с задержкой психического развития. Задачи исследования: проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы, диагностика; рассмотреть группу детей с задержкой психического развития как группу детей с нарушениями речи; определить структуру специального образования; обосновать особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.
Содержание
Введение. …………………………………………………………………………2 Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4 1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4 1.2. Дети с задержкой психического развития. ……………… ………..10 Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14 2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14 2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18 Заключение. …………………………………………………………………….28 Библиографический список. ………………………………………………....31
Л.Г.Выготский выдвинул тезис
об общности закономерностей
развития нормального и аномального
ребёнка, что было подтверждено
рядом более поздних исследований.
И в норме, и при патологии
психическое развитие имеет поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап завершается
формированием новых, более совершенных
по сравнению с предыдущими качеств, что
является основой для будущего скачка
в развитии. Свойства психики формируются
на основе чередования эволюции признаков
с революционным, скачкообразным формированием
новых качеств. Динамика развития нормального
и аномального ребёнка подчинена единым
общим закономерностям, при этом каждый
вид аномального развития характеризуется
своими специфическими особенностями.
Дети с отклонениями по всем параметрам
отличаются от детей с нормальным развитием.
При разных видах отклонений
в развитии доминирующим является
нарушение речевого общения, когда
у ребёнка нарушена способность
к приёму и переработке информации.
Это общая закономерность для всех аномальных
детей. Важной закономерностью психического
развития аномальных детей являются трудность
их социальной адаптации, затруднения
во взаимоотношениях и взаимодействиях
с социальной средой.
Воспитание детей с отклонениями
в развитии отличается своеобразием, которое
проявляется в коррекционной направленности,
в неразрывной связи коррекционного воздействия
с формированием практических навыков
и умений. Особенности воспитания конкретного
ребёнка зависят от характера имеющегося
у него дефекта, от степени выраженности
нарушений отдельных психических процессов
и функций, от возрастных и компенсаторных
возможностей ребёнка, от характера медико-педагогического
воздействия, от условий жизни и воспитания
ребёнка и ряда других факторов. Одни дети
нуждаются только в психолого-педагогическом
воздействии, другим требуется и серьёзная
лечебно-оздоровительная помощь. Всё это
подчёркивает необходимость ранней диагностической
и коррекционной работы, ибо раннее выявление
нарушений – залог эффективности их преодоления.
Основные закономерности развития
нормального и аномального ребёнка
одинаковы. Диагностика отклонений
в развитии всегда должна носить комплексный,
многоплановый, системный характер. Делать
заключение о психическом развитии ребёнка
на основании какого-то единичного проявления
(показателя, симптома) было бы ошибочным.
Структура имеющегося у ребёнка дефекта
может быть выявлена и правильно диагностирована
только при участии в обследовании ребёнка
специалистов разного профиля: врача,
психолога, дефектолога, логопеда. Такой
подход к изучению ребёнка позволяет правильно
оценить весь симптоматический комплекс
имеющихся у него отклонений в развитии,
дать адекватную оценку клинических, психологических,
педагогических и других особенностей
его развития. Важное значение в диагностике
аномального развития придаётся системному
анализу состояния высших психических
процессов и функций ребёнка. Это подразумевает
комплексный системный учёт данных нейропсихологического,
неврологического и психолого-педагогического
обследования ребёнка.
Большую помощь в диагностике,
лечении и воспитании детей
с отклонениями в развитии оказывают
психолого-медико-педагогические консультации
(ПМПК). В составе ПМПК работают: заведующий,
социальный работник образования, психолог,
врач-невропатолог, врач-психиатр, дефектологи:
олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед,
тифлопедагог, медицинская сестра. Эти
учреждения призваны решать многоплановые
задачи: разрабатывать и осуществлять
медико-психолого-педагогическую помощь
населению с целью предупреждения отклонений
в физическом и психологическом развитии
детей, своевременно выявлять и комплексно
обследовать детей раннего, дошкольного
и школьного возраста, выявляя нарушения
физического, интеллектуального и эмоционального
развития с целью оказания им лечебно-педагогической
коррекционной помощи; помогать населению
в предупреждении возможных отклонений
в психическом и физическом развитии детей;
обследовать детей старшего дошкольного
возраста с целью выявления их готовности
к школьному обучению и определять формы
их обучения, разрабатывать индивидуальные
рекомендации по лечению, обучению и воспитанию
детей; оказывать консультативную помощь
родителям, методическую помощь педагогам.
Отбор детей в специальное
учреждение и комплектование групп (классов)
также проводятся специалистами ПМПК
районного уровня и в самом учреждении.
При этом специалисты руководствуются
следующими принципами:
отграничение
детей с определённым видом патологий
от других детей (для каждого типа специального
учреждения предусмотрены свои особые
правила приёма);
дифференцированное
обучение по степени тяжести имеющегося
отклонения в развитии (например, глухие
и слабослышащие, слепые и слабовидящие);
возрастной
(например, в детский сад для детей с тяжёлыми
нарушениями принимаются дети в возрасте
от 2 до 7 лет, в каждую группу зачисляются
дети определённого возраста).
В ходе медико-психолого-педагогического
обследования определяются и
основные аспекты коррекционного
воздействия на ребёнка.
Для анализа и интерпретации
характера деятельности ребёнка
большое значение имеет каждый
этап: как ребёнок ставит цель,
программирует (планирует) предстоящую
деятельность, как принимает и
осмысливает стоящую перед ним
задачу, как ориентируется в задании,
как организует операционный уровень
деятельности (выбор путей, исполнительский
поиск операций по выполнению задания,
решение мыслительной задачи, нахождение
результата и его сличение, сопоставление
с намеченной целью, разные виды контроля:
текущий, завершающий – по следам выполненной
работы, планирующий).
Обследование начинается с изучения
неречевых функций, с психологической
базы. Учитывается не только то,
что ребёнок знает и умеет,
но и чему его можно научить,
чем он может овладеть, что
в состоянии узнать и сделать.
При обследовании психических функций
ребёнка обращается внимание на условия
его жизни и воспитания, на характер общения.
Оценивается состояние внимания, восприятия,
памяти, интеллекта, эмоциональных реакций,
регуляция произвольной деятельности
ребёнка.
Производится диагностическое наблюдение
за игрой ребёнка, за его
поведением в различных ситуациях.
Используется беседа с ребёнком
и со взрослыми о ребёнке,
производится обучающий эксперимент.
Обращается внимание на то, как ребёнок
понимает обращённую к нему речь, как общается
сам (речью или с использованием паралингвистических
средств общения – мимики, жестов, интонации).
В соответствии с возрастными показателями
учитывается, как ребёнок произносит простые
и многосложные слова, правильно ли строит
простую и усложнённую фразу, понимает
ли усложнённый текст (текст со скрытым
смыслом), может ли сам дать развёрнутое
сообщение, соблюдает ли в речи грамматические
связи.
Оценивая общение ребёнка, обращается
внимание на его активность: может
ли ребёнок поддерживать речевой контакт,
является ли инициатором общения, как
отвечает на вопросы, задаёт ли их сам,
знает ли стихи, песни и т.д. Оценивается
конструктивная деятельность ребёнка:
может ли сложить узор или сделать постройку
их элементов, действует сам или по подражанию,
использует ли помощь в работе, справляется
ли с разрезными картинками, проявляет
ли ребёнок познавательный интерес, может
ли удерживать внимание, концентрировать
его, распределять, переключать, продуктивна
ли деятельность ребёнка. Эти и ряд других
показателей являются информативными
для оценки психического и речевого развития
ребёнка.
Важно учитывать, что диагноз
– не ярлык, который приклеивается
ребёнку с момента обследования
на всю дальнейшую жизнь: ребёнок
растёт, развивается, его нарушение сглаживается,
а иногда усиливается, вызывая вторичные
проявления. В ряде случаев диагноз ставится
предположительно, а окончательное заключение
делается только в ходе динамического
наблюдения при диагностическом обучении.
Изучение ребёнка в процессе
обучения и воспитания существенно
отличается от обследования в
условиях психолого-медико-педагогических
комиссий, консультаций, однако вне
зависимости от условий обследования
должна быть обеспечена согласованность,
совместность действий разных специалистов.
Педагог в ходе динамического наблюдения
прослеживает поступательный ход развития
ребёнка, формирования его познавательной
деятельности и психических процессов
в целом, он может сравнить динамику личностного
развития ребёнка с возрастной нормой,
соотнести с методами обучения и с требованиями
программы коррекционной работы.
Обследование ребёнка не может
и не должно быть стандартизировано.
Его индивидуальная направленность
проявляется в отборе заданий,
упражнений, видов предполагаемой ребёнку
работы, языкового и дидактического материала.
Индивидуальная направленность проявляется
в виде и степени оказываемой ребёнку
помощи при организации его деятельности
и контроле за ней.
Усиление гуманистической направленности
при изучении, обучении и воспитании детей,
переориентация педагогического процесса
на максимальный учёт индивидуально-творческих
способностей, на создание каждому ребёнку
условий для его самореализации и развития
делают необходимым и дальнейшее совершенствование
обследования, в первую очередь – это
развитие экспресс-диагностики и усиление
роли технических средств при обследовании
ребёнка с отклонениями в развитии (разработка
и внедрение технических средств обучения).
1.2.
Дети с
задержкой психического
развития как
группа детей
с нарушениями речи.
Неуспеваемость, возникающая на
начальных этапах обучения, создаёт
реальные трудности для нормального
развития ребёнка, так как,
не овладев основными умственными
операциями и навыками, учащиеся не справляются
с возрастающим объёмом знаний в средних
классах и вследствие усугубляющихся
трудностей на последующих этапах их процесса
обучения.
Необходимо правильно и своевременно
диагностировать причины неуспеваемости
в каждом индивидуальном случае и возможности
устранять или корригировать их последствия.
Глобальный подход к реализации
идеи интегрированного обучения
может служить объяснением наблюдающейся
в последние годы тенденции
усиления неоднородности состава
учащихся общеобразовательной школы по
уровню умственного, речевого и в целом
психического развития. Такое положение
во многом обусловлено тем, что в эту школу
попадают учащиеся с парциальными нарушениями
развития, те, которые раньше обучались
в специальных учебных заведениях.
Как показывают исследования, среди
неуспевающих учащихся есть школьники
с педагогической запущенностью,
задержкой психического развития,
неярко выраженными сенсорными,
интеллектуальными, речевыми нарушениями,
причинами которых являются остаточные
поражения центральной нервной системы,
минимальные мозговые дисфункции. Дети
с задержкой психического развития составляют
примерно 50% неуспевающих школьников.
Ранее для их обучения создавались специальные
учебные заведения – школы и классы выравнивания
(чуть позже – классы коррекционно-развивающего
обучения). К сожалению, в последние годы
чётко прослеживается тенденция к их сокращению
и ликвидации.
Рассмотрим более подробно одну
из наиболее многочисленных групп
неуспевающих школьников – детей
с задержкой психического развития (ЗПР).
Изучение детей этой категории
началось сравнительно недавно
– в конце 50-х годов позапрошлого
века. Ряд исследователей (Т.А.Власова,
М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский
и другие) выявили среди неуспевающих
младших школьников учащихся, неуспеваемость
и особенности поведения которых часто
давали основание считать их умственно
отсталыми. Эти ученики были объединены
в особую категорию. Исследователи выделили
две наиболее многочисленные группы и
охарактеризовали их как детей с психофизическим
и психическим инфантилизмом.
В первую группу вошли дети
с нарушенным темпом физического
и умственного развития. Эти дети
уступают сверстникам в физическом
развитии, отличаются инфантилизмом
в познавательной деятельности и
в волевой сфере, с трудом включаются в
учебную деятельность, быстро утомляются,
отличаются низкой работоспособностью.
Отставая в учёбе, они становятся более
нервозными и всё более «трудными» для
учителей.
Вторую группу составили учащиеся
с функциональными расстройствами
психической деятельности (цереброастенические
состояния), которые чаще всего являются
следствием мозговых травм. Для этих школьников
характерна слабость основных нервных
процессов, хотя глубоких нарушений познавательной
деятельности у них нет и в периоды хорошего
состояния они добиваются высоких результатов
в учёбе.
На основе проведённых исследований
были разработаны рекомендации
для учителей по работе с
детьми, имеющими подобные отклонения
в развитии.
Задержка психического развития является
одной из наиболее распространённых форм
психической патологии детского возраста.
Чаще она выявляется с началом обучения
ребёнка в подготовительной группе детского
сада или в школе, особенно в возрасте
7-10 лет, так как этот возрастной период
обеспечивает большие диагностические
возможности.
Термин «задержка» подчёркивает
временной (несоответствие уровня
психического развития паспортному возрасту
ребёнка) и вместе с тем временный характер
самого отставания, которое преодолевается
с возрастом и тем успешнее, чем раньше
создаются специальные условия для обучения
и воспитания этих детей.