Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую поддержку детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы, диагностика;
рассмотреть группу детей с задержкой психического развития как группу детей с нарушениями речи;
определить структуру специального образования;
обосновать особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………2
Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4
1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4
1.2. Дети с задержкой психического развития. ……………… ………..10
Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14
2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14
2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения
в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18
Заключение. …………………………………………………………………….28
Библиографический список. ………………………………………………....31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая..doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

     Л.Г.Выготский выдвинул тезис  об общности закономерностей  развития нормального и аномального  ребёнка, что было подтверждено  рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии  психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачкообразным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребёнка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенностями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

     При разных видах отклонений  в развитии доминирующим является  нарушение речевого общения, когда  у ребёнка нарушена способность  к приёму и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. Важной закономерностью психического развития аномальных детей являются трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.

     Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребёнка зависят от характера имеющегося у него дефекта,  от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребёнка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьёзная  лечебно-оздоровительная помощь. Всё это подчёркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления.

     Основные закономерности развития  нормального и аномального ребёнка  одинаковы. Диагностика отклонений  в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребёнка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребёнка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребёнка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребёнка позволяет правильно оценить весь симптоматический комплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностей его развития. Важное значение в диагностике аномального развития придаётся системному анализу состояния высших психических процессов и функций ребёнка. Это подразумевает комплексный системный учёт данных нейропсихологического,  неврологического и психолого-педагогического обследования ребёнка.

     Большую помощь в диагностике,  лечении и воспитании детей  с отклонениями в развитии оказывают психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). В составе ПМПК работают: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр, дефектологи: олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог, медицинская сестра. Эти учреждения призваны решать многоплановые задачи: разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения отклонений в  физическом и психологическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им лечебно-педагогической коррекционной помощи; помогать населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей; обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей; оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

     Отбор детей в специальное  учреждение и комплектование групп (классов) также проводятся специалистами ПМПК районного уровня и в самом учреждении. При этом специалисты руководствуются следующими принципами:

  • отграничение детей с определённым видом патологий от других детей (для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила приёма);
  • дифференцированное обучение по степени тяжести имеющегося отклонения в развитии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие);
  • возрастной (например, в детский сад для детей с тяжёлыми нарушениями принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет, в каждую группу зачисляются дети определённого возраста).

     В ходе медико-психолого-педагогического  обследования определяются и  основные аспекты коррекционного  воздействия на ребёнка.

     Для анализа и интерпретации  характера деятельности ребёнка  большое значение имеет каждый  этап: как ребёнок ставит цель, программирует (планирует) предстоящую  деятельность, как принимает и  осмысливает стоящую перед ним  задачу, как ориентируется в задании, как организует операционный уровень деятельности (выбор путей, исполнительский поиск операций по выполнению задания, решение мыслительной задачи, нахождение результата и его сличение, сопоставление с намеченной целью, разные виды контроля: текущий, завершающий – по следам выполненной работы, планирующий).

     Обследование начинается с изучения  неречевых функций, с психологической  базы. Учитывается не только то, что ребёнок знает и умеет,  но и чему его можно научить,  чем он может овладеть, что  в состоянии узнать и сделать.

     При обследовании психических функций ребёнка обращается внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Оценивается состояние внимания, восприятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регуляция произвольной деятельности ребёнка.

     Производится диагностическое наблюдение  за игрой ребёнка, за его  поведением в различных ситуациях.  Используется беседа с ребёнком  и со взрослыми о ребёнке,  производится обучающий эксперимент.

     Обращается внимание на то, как ребёнок понимает обращённую к нему речь, как общается сам (речью или с использованием паралингвистических средств общения – мимики, жестов, интонации). В соответствии с возрастными показателями учитывается, как ребёнок произносит простые и многосложные слова, правильно ли строит простую и усложнённую фразу, понимает ли усложнённый текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать развёрнутое сообщение, соблюдает ли в речи грамматические связи.

     Оценивая общение ребёнка, обращается  внимание на его активность: может ли ребёнок поддерживать речевой контакт, является ли инициатором общения, как отвечает на вопросы, задаёт ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценивается конструктивная деятельность ребёнка: может ли сложить узор или сделать постройку их элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребёнок познавательный интерес, может ли удерживать внимание, концентрировать его, распределять, переключать, продуктивна ли деятельность ребёнка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого развития ребёнка.

     Важно учитывать, что диагноз  – не ярлык, который приклеивается  ребёнку с момента обследования  на всю дальнейшую жизнь: ребёнок растёт, развивается, его нарушение сглаживается, а иногда усиливается, вызывая вторичные проявления. В ряде случаев диагноз ставится предположительно, а окончательное заключение делается только в ходе динамического наблюдения при диагностическом обучении.

     Изучение ребёнка в процессе  обучения и воспитания существенно  отличается от обследования в  условиях психолого-медико-педагогических  комиссий, консультаций, однако вне  зависимости от условий обследования  должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов. Педагог в ходе динамического наблюдения прослеживает поступательный ход развития ребёнка, формирования его познавательной деятельности и психических процессов в целом, он может сравнить динамику личностного развития ребёнка с возрастной нормой, соотнести с методами обучения и с требованиями программы коррекционной работы.

     Обследование ребёнка не может  и не должно быть стандартизировано.  Его индивидуальная направленность  проявляется в отборе заданий,  упражнений, видов предполагаемой ребёнку работы, языкового и дидактического материала. Индивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребёнку помощи при организации его деятельности и контроле за ней.

     Усиление гуманистической направленности  при изучении, обучении и воспитании детей, переориентация педагогического процесса на максимальный учёт индивидуально-творческих способностей, на создание каждому ребёнку условий для его самореализации и развития делают необходимым и дальнейшее совершенствование обследования, в первую очередь – это развитие экспресс-диагностики и усиление роли технических средств при обследовании ребёнка с отклонениями в развитии (разработка и внедрение технических средств обучения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Дети   с   задержкой   психического   развития   как   группа   детей  с нарушениями речи.

    

     Неуспеваемость, возникающая на  начальных этапах обучения, создаёт  реальные трудности для нормального  развития ребёнка, так как,  не овладев основными умственными  операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах их процесса обучения.

     Необходимо правильно и своевременно  диагностировать причины неуспеваемости  в каждом индивидуальном случае и возможности устранять или корригировать их последствия.

     Глобальный подход к реализации  идеи интегрированного обучения  может служить объяснением наблюдающейся  в последние годы тенденции  усиления неоднородности состава  учащихся общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого и в целом психического развития. Такое положение во многом обусловлено тем, что в эту школу попадают учащиеся с парциальными нарушениями развития, те, которые раньше обучались в специальных учебных заведениях.

     Как показывают исследования, среди  неуспевающих учащихся есть школьники  с педагогической запущенностью,  задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями,  причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Ранее для их обучения создавались специальные учебные заведения – школы и классы выравнивания (чуть позже – классы коррекционно-развивающего обучения). К сожалению, в последние годы чётко прослеживается тенденция к их сокращению и ликвидации.

     Рассмотрим более подробно одну  из наиболее многочисленных групп  неуспевающих школьников – детей с задержкой психического развития (ЗПР).

     Изучение детей этой категории  началось сравнительно недавно  – в конце 50-х годов позапрошлого  века. Ряд исследователей (Т.А.Власова,  М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский  и другие) выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. Исследователи выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом.

     В первую группу вошли дети  с нарушенным темпом физического  и умственного развития. Эти дети  уступают сверстникам в физическом  развитии, отличаются инфантилизмом  в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. Отставая в учёбе, они становятся более нервозными и всё более «трудными» для учителей.

     Вторую группу составили учащиеся  с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учёбе.

     На основе проведённых исследований  были разработаны рекомендации  для учителей по работе с  детьми, имеющими подобные отклонения  в развитии.

     Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребёнка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

     Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие  уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

Информация о работе Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования