Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую поддержку детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы, диагностика;
рассмотреть группу детей с задержкой психического развития как группу детей с нарушениями речи;
определить структуру специального образования;
обосновать особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.
Введение. …………………………………………………………………………2
Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4
1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4
1.2. Дети с задержкой психического развития. ……………… ………..10
Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14
2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14
2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения
в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18
Заключение. …………………………………………………………………….28
Библиографический список. ………………………………………………....31
Снижение работоспособности и
неустойчивость внимания у
Особенности внимания детей с
ЗПР проявляются в его
У детей с ЗПР наблюдается и более низкий (по сравнению с нормой) уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечёркнуты или накладываются друг на друга.
Иногда у школьников
Некоторые недостатки речи
Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространённое. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.
Крайне важным является
Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.
Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объём памяти, неточность и трудность воспроизведения.
Выраженное отставание и
Своеобразно и поведение детей с ЗПР. В школе они продолжают вести себя как дошкольники. Учебная мотивация у них отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе.
Ведущей деятельностью для них остаётся игра. К началу систематического обучения у детей с ЗПР не формируется высшая форма игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра, которая, по существу, и готовит ребёнка к выполнению нового вида деятельности – учебной. Даже при организации игры взрослыми или нормально развивающимися ровесниками эти дети не всегда оказываются в состоянии выполнить взятую на себя роль, переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивную деятельность.
Общая готовность к школьному
обучению предполагает
Поступление в школу ребёнка, плохо
в ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные
последствия для дальнейшего его развития,
если не будут приняты необходимые психолого-медико-
В большинстве случаев та
Принципиальной разницы в частных методиках
коррекционно-логопедической работы с
детьми дошкольного возраста и младшими
школьниками нет. Работа с учащимися ведётся
с учётом возросших речевых и познавательных
возможностей, дополнительно к систематическому
школьному обучению. Учитывается, что
ведущим видом деятельности у учащихся
является уже не игровая, а учебная деятельность.
2.
Особенности учебной
деятельности учащихся
и педагогической деятельности учителя
в системе специального
(коррекционного) образования.
2.1.
Структура специального
образования.
Нормативно - правовую базу в документах
Министерства образования
Вариативность форм и методов
обучения - предполагает обеспечение гибкости
системы коррекционно-развивающего обучения.
Комплектование классов
КРО осуществляется на основе комплексного
клинико-
Преимуществом этого варианта комплектования
является то, что дети оказываются диагностированы
в более раннем возрасте, по сравнению
с 1-м вариантом, и направлены своевременно
в систему КРО. Адекватные их особенностям
условия обучения позволяют избежать
(или свести к минимуму) негативное воздействие
стойких неуспехов в учении на
формирование личности
ребёнка.
При 1-м варианте комплектования
ученик поступает во 2-й класс и учится
со 2-ого по
4-ый класс,
при 2-м варианте ученик поступает в 1-й
класс и учится с 1-го по 4-й класс. И в том
и в другом случае ребенок имеет возможность
перейти на обучение по массовой программе.
3-й вариант комплектования предназначен
для 6-7-летних детей, у которых обнаруживается
неготовность к школьному обучению. В
школе или детском саду могут открываться
<диагностические> коррекционно-развивающие
классы (1, 2-й). При этом варианте комплектования
успешность усвоения специальной коррекционной
программы в течение одного-двух лет, в
которую введены разделы, направленные
на формирование фонетико-фонематических
представлений, звукового анализа, обогащение
словаря, развитие речи, формирование
элементов учебной деятельности, служит
показателем - можно ли переводить ребенка
на массовую программу или стоит продолжить
его обучение по коррекционным программам. При
успешном освоении программы после одного-двух
лет обучения дети могут перейти на традиционную
систему обучения. Тем самым сохраняется
обучение в нормативные сроки (год в год).
При отсутствии положительной
динамики дети остаются в системе КРО
с дополнительным годом в начальной школе
и продолжают обучение по программам 1-го
варианта комплектования. В этом случае
увеличение сроков обучения приходится
на 3-4-й классы, то есть на те годы, когда
увеличивается доля самостоятельности
учащихся в выполнении учебных заданий
и формируется их читательская деятельность.
4-й вариант комплектования обеспечивает
обучение детей в учебно-воспитательных
комплексах детский сад-школа с началом
коррекционно-развивающей работы с 4 и
5 лет. При успешной коррекции и сформированной
готовности к школьному обучению дети
поступают в обычные классы на традиционную
систему обучения или, при необходимости
продолжения коррекционной работы, поступают
в классы КРО.
Учебный план включает базисные
общеобразовательные дисциплины, а также
курсы, специально направленные
на фронтальную коррекцию
сенсомоторного, речевого и интеллектуального
развития детей.
Реализация системы КРО
предполагает непрерывность реабилитационного
процесса: обеспечение преемственности
дошкольного и школьного обучения на начальной
ступени и сохранение при необходимости
таких классов на основной ступени обучения.
Психолого-дидактические
принципы КРО предусматривают:
Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:
социальная
профилактика, формирование
навыков общения,
правильного поведения.
Коррекционную направленность
обучения обеспечивает набор базовых
учебных предметов, составляющих инвариантную
часть учебного плана. К их числу кроме
математики и русского языка относятся
предметы такие, как ознакомление с окружающим
миром и развитие речи, ритмика, трудовое
обучение. Введение этих специально разработанных
учебных курсов позволяет обеспечить
максимальное погружение ребенка в активную
речевую среду, повысить его двигательную
деятельность, корригировать его эмоциональный
тонус, дает возможность формировать основные
этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный
этап и этап самоконтроля и самооценки,
улучшить мотивацию учебно-познавательной
деятельности. Фронтальное КРО, осуществляемое
учителем на всех уроках, позволяет обеспечить
усвоение учебного материала на уровне
требований к знаниям и умениям образовательного
стандарта начальной школы.
Методические принципы построения
содержания учебного материала, направленные
на обеспечение системного усвоения знаний
учащихся, включает: