Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую поддержку детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы, диагностика;
рассмотреть группу детей с задержкой психического развития как группу детей с нарушениями речи;
определить структуру специального образования;
обосновать особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.
Введение. …………………………………………………………………………2
Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4
1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4
1.2. Дети с задержкой психического развития. ……………… ………..10
Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14
2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14
2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения
в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18
Заключение. …………………………………………………………………….28
Библиографический список. ………………………………………………....31
С младшими школьниками
В учебных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассматривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции в общество.
Учащиеся с отклонениями в
развитии испытывают особые
Затруднения в понимании
Обучение чтению учащихся с
нарушениями развития в
Задача педагога сформировать
у таких детей прочные навыки
осознанного, беглого,
Необходимо отдавать должное и обучению с элементами опережения. Нельзя прийти на урок в класс КРО и сообщить новую тему, заранее не обращая внимания на какие-то особенности из материала. Подготовку к восприятию новой темы необходимо начинать за несколько дней, недель, а то и месяцев. Например, на уроке математики с понятием “Площадь” необходимо знакомить ребят одновременно с изучением темы “Периметр”; при изучении письменного сложения столбиком двузначных чисел обращать внимание на алгоритм вычитания двузначных, а также алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
По русскому языку вообще предлагается
планировать и строить обучение блоками,
изучать материал не от частного к общему,
а наоборот, от общего к частному. Так,
при изучении самой трудной темы “Глагол”
уже в 3-м классе можно продемонстрировать
учащимся все признаки глагола, включая
спряжение. Тогда дети заранее будут готовы
к восприятию новой темы. Ожидание нового
будет оживлять интерес, а без интереса
обучение неэффективно. Но при этом недопустимо
опускать принцип научности, заменять
научные слова в понятиях, формулировках,
определениях на более простые понятные
слова. Многие учителя предлагают вести
так называемые “теоретические тетрадки”,
в которых записаны опорные теоретические
конспекты-блоки по изучаемой теме.
В классах КРО дидактические
игры занимают одно из самых важных мест
на уроке. Примеры игровых упражнений
сегодня можно найти практически в любом
методическом пособии. Учителю важно только
верно определить место дидактической
игры в учебном процессе и ее цель. Очень
часто используются игры для переключения
внимания детей с одного вида деятельности
на другой, а также с целью отработки какого-то
важного определенного умения. Дети же
получают заряд положительных эмоций.
Конечно, нельзя обойтись и без эффективных
методов и приемов развивающего обучения.
На каждый урок необходимо подбирать такие
задания, которые заставляют детей задуматься,
перепробовать множество путей решения
задания.
Учителя часто прибегаем ко многим ухищрениям, чтобы оживить учебный процесс: придумываем различные мотивационные задания, разные способы подачи материала с использованием технических и методических средств. Но любые самые благородные стремления учителя могут оказаться напрасными, если ученики не видят цели изучения темы, раздела или самого предмета, не понимают, зачем это нужно. Поэтому каждый урок, а если возможно и задание, продумываются еще и с практической стороны. Например, решая задачи на нахождение цены, стоимости, количества, дети ясно осознают практическую ценность таких знаний и умений, а вот при изучении темы “Деление с остатком” затрудняются объяснить, зачем они это делают. Значит, “забежав” вперед, учитель должен показать необходимость этого умения при делении многозначных чисел столбиком, а в жизни – в том же магазине, когда, например, необходимо рассчитать, сколько возможно купить мороженого на имеющуюся сумму денег и, как говорят, “не отходя от кассы”, посчитать, правильно ли кассир дал сдачу.
Коммуникативный подход, как смысловой
аспект социального
Значительное внимание
Система коррекционно-развивающего обучения, которая складывается в массовой школе сегодня, представляет собой сферу услуг, адресованную учителям, работающим с проблемными детьми. Она основана на дифференциации образования, которая позволяет оказывать своевременную помощь детям с трудностями в обучении и готовить их к успешной адаптации в образовательной среде. Начальный этап оказания такой помощи проблемным детям - это дифференцированный подход на уроке в рамках личностно-ориентированного обучения. Однако в более сложных случаях существуют специализированные формы: классы компенсирующего обучения, классы выравнивания, классы адаптации, классы здоровья, классы интенсивного развития, коррекционные классы, классы трудового обучения, классы педагогической поддержки, группы коррекционно-развивающего обучения.
Нет полноты и в структуре профессиональной
компетентности учителей, решающих сложные
задачи с проблемными детьми: основное
внимание уделяется методической компетентности,
отсутствуют или слабо проявляется аутопсихологическая,
дифференциально-
Специфика работы в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО) заключается в том, что учитель имеет дело с дезадаптированными детьми, имеющими множество проблем личностно-деятельностного характера. Изменить школьную дезадаптацию, по мнению специалистов, возможно лишь путём конструирования и решения системы педагогических и акмеологических задач. Опыт общения с учителями показывает, что учителя, порой даже самые опытные, не владеют технологией конструирования и решения педагогических задач и сводят учебный процесс к преподаванию предмета. Такие учителя работают лишь в методологии функционального подхода на репродуктивном или адаптивном уровне деятельности, когда обучаемый в силу пассивной позиции воспринимается лишь как объект их прямого воздействия. Сами учащиеся нередко демонстрируют в этом случае психологические защиты, которые проявляются в закрытости, нежелании делиться со взрослыми своими проблемами и переживаниями, в недоверии к действиям взрослых.
Сегодня в результате реформирования системы образования сложилась новая ситуация. Появилась психологическая служба, которая выявляет уровень общеличностного и интеллектуального развития детей. В каждой школе появляются группы детей с трудностями в обучении. Несмотря на появление большого количества различных альтернативных развивающих программ, эти группы имеют тенденцию к ежегодному увеличению. Об этом свидетельствуют данные, которые обсуждались на 1-ой и 2-ой Всероссийских конференциях по компенсирующему обучению. Это вызывает озабоченность органов образования, педагогических коллективов, родителей учащихся. Важно отметить, что группы детей с трудностями в обучении и воспитании очень разнородны. Сюда входят: дети группы «риска», соматически ослабленные дети, дети с серьёзными проблемами в воспитании, так называемые агрессивные дети, а также тревожные дети. Проблема неуспеваемости, которая существовала и раньше в школе, осложнилась различными направлениями социальной и психолого-педагогической запущенности значительной части младших школьников, количество которых ежегодно возрастает в условиях системного влияния негативных факторов.
Однако следует отметить, что
успешность обучения по этой
системе возможна при
Проблема психологического обеспечения
остро встает уже на этапе первичной диагностики,
при отборе детей в классы компенсирующего,
коррекционно-развивающего обучения.
Нельзя согласиться с мнением, что диагностика
и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего
обучения должны производиться только
психолого-медико-
При ответе детей важно
Однако нельзя не считаться
с доводами, что психолого-педагогическая
диагностика при отборе детей
в классы коррекционно-
Чрезвычайно важно, чтобы
При решении проблемы