Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить коррекционно-педагогическую поддержку детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
проанализировать виды нарушений развития у детей, их причины, механизмы, диагностика;
рассмотреть группу детей с задержкой психического развития как группу детей с нарушениями речи;
определить структуру специального образования;
обосновать особенности педагогического и психологического сопровождения в классах коррекционно-развивающего обучения.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………2
Глава I. Дети с задержкой психического развития - группа учащихся с отклонениями в развитии. ……………………………………………………..4
1.1. Виды нарушений развития, их причины, механизмы, диагностика. ....4
1.2. Дети с задержкой психического развития. ……………… ………..10
Глава II. Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования. ……………………………………………………………………14
2.1. Структура специального образования. ……………………………………….14
2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения
в классах коррекционно-развивающего обучения. ……………………….18
Заключение. …………………………………………………………………….28
Библиографический список. ………………………………………………....31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая..doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

     Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию рудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

     Ряд педагогических коллективов  в разных регионах России осуществляет  коррекционно-развивающее обучение, не выделяя детей со специфическими  трудностями в обучении в отдельные  классы. Коррекционно-развивающая работа  с ними проводится учителями,  психологами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента Базисного учебного плана и консультативных часов групп продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности. Одной из форм дифференцированного обучения являются классы педагогической поддержки. Такое название классы для детей риска получают тогда, когда они первично создаются в среднем звене школы. Классы углубленного профессионального обучения с соответствующей программой и планом рекомендуется открывать, начиная с 6- го класса, когда с подростка не снят диагноз ЗПР или этот диагноз только поставили на ПМПК.

     Основываясь на положительном  опыте работы классов выравнивания и классов компенсирующего обучения, можно утверждать, что при соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты. Так 50-60 % детей с ЗПР после окончания начальной школы (с дополнительным годом обучения) готовы к обучению в массовых классах и после перевода в 5-е классы обучаются в нормативные сроки, успешно заканчивая 9-й класс.

     Опыт показывает, что если 5-6 -летних детей с ЗПР готовить к школе в дошкольных учреждениях в условиях коррекционно-развивающих групп или коррекционно-диагностических классов, то 80 % из них смогут нормально обучаться в начальных классах массовой общеобразовательной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Особенности педагогического и психологического сопровождения классов коррекционно-развивающего обучения. 

     Воспитание и обучение аномальных  детей — сложная социальная  и педагогическая проблема. Ее  решение служит целям подготовки  этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.

     Дефектология как педагогическая  наука оперирует рядом основных  педагогических терминов и категорий:

  • коррекция,
  • компенсация,
  • социальная реабилитация,
  • социальная адаптация,
  • воспитание аномальных детей.

     Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

     Коррекционно-воспитательная работа  представляет систему комплексных  мер педагогического воздействия  на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

     Коррекционно-воспитательной задаче  подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

     Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

     У аномальных детей в процессе  компенсации происходит формирование  новых динамических систем условных  связей, исправление нарушенных  или ослабленных функции, развитие личности.

     Специфическое развитие аномальных  детей, вызванное нарушением одной  из систем организма и его  функций, проходит на фоне активизации  защитных средств и мобилизации  резервных ресурсов, сопротивляющихся  наступлению патологических процессов.  Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций.

     В развитии аномального ребенка  ведущую роль играет не первичный  дефект, а его вторичные социальные  последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

     Чем раньше начинается специальное  педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении:

     Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении — включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике дефектологии.

Реабилитация  осуществляется с помощью медицинских  средств, направленных на устранение или  смягчение дефектов развития, а также  специального обучения, воспитания и  профессиональной подготовки.

В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

     Социальная адаптация (от лат. Аdapto — приспособляю) — приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

     В задачи обучения и воспитания  аномальных детей входит обеспечение  адекватного взаимоотношения их  с обществом, коллективом, осознанного  выполнения социальных (и том  числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведении показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

     Воспитание аномальных  детей — одно из основных понятий дефектологии. Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.

     Цели и задачи воспитания аномального  ребенка определяются общими  принципами педагогики — подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

     Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры повеления, умения жить и работать в коллективе.

     Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

     Качество обученности, несомненно, в большей степени зависит от развития психических познавательных процессов. Поэтому при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении бесполезно жаловаться  и  ссылаться на слаборазвитую память, неустойчивое рассеянное внимание, плохо развитое логическое мышление учащихся, а необходимо всегда в системе выбирать новые методы, приемы, упражнения для их развития на уроках и во внеурочное время.

     Своеобразие проявлений речевого  недоразвития, низкий уровень знаний  по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требует особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на неречевую и речевую функции. В работе учитывается единство коррекции речи, психических процессов и деятельности.

     Преодоление речевых нарушений  обеспечивается рациональным сочетанием  фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия учителю рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех других изучаемых предметов.

     Коррекционно-воспитательную работу  проводят в школе все учителя  и воспитатели, осуществляя единый  речевой режим и обеспечивая  реализацию целой системы внеурочных  мероприятий.

     Основная задача уроков развития  речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользоваться речью как средством общения и обобщения. Формирование навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внимание в период обучения уделяется специально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоятельного речевого общения.

     Словарная работа с детьми  направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением чётко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребёнок учится отбирать языковые средства для построения высказывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой – с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.

Информация о работе Особенности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя в системе специального (коррекционного) образования