Отчет по практике в МДОУ №20 с. Аргаяш

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, отчет по практике

Описание

Целью прохождения практики явились изучение и анализ деятельности педагога-психолога с целью оказания помощи в профессиональной педагогической деятельности воспитателей, в соответствии с возрастными особенностями детей оказания консультативной помощи родителям воспитанников.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1 Анализ деятельности МДОУ…………………………..…………5
1.1 Краткая характеристика МДОУ №20 с. Аргаяш………..…………5
1.2 Качественная оценка приемов обучения в МДОУ № 20 с. Аргаяш…………………………..……………………………………………7
Глава 2 Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….11
2.1 Функции и задачи деятельности педагога-психолога………………11
2.2 Этический кодекс педагога-психолога………………………………16
2.3 Паспорт кабинета практической психологии и педагогики в ДОУ..........................................................................................................16
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования………………………………………………………………………22
2.5 Отчетная документация педагогов-психологов…………………….23
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога………………27
3.1 Педагогический этап практики…………………………………..…..27
3.2 Психологический этап……………………………………………..…37
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….57
Приложения……………………………………………………………….58

Работа состоит из  1 файл

отчет по практике.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Вспомогательный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас). 2—3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2—3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы


 

 

Вторая профессиональная зона психологического кабинета —  пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно  обеспечивается средствами для коммуникативной  деятельности (табл.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Перечень оборудования для второй профессиональной зоны

 

Мебель и оборудование

Мягкий диван или  кресло (малогабаритные)

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам  и тестам

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал

Вспомогательный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с  детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а  также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники)


 

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для  интерпретационной и организационно-планирующей деятельности  психолога.

Таблица 3 Перечень оборудования для третьей профессиональной зоны

Мебель и оборудование

Письменный стол с закрывающимся  на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная  документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические  печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный материал

Программы обработки и анализа  данных, полученных в результате коррекционно-диагностической  деятельности


 

Безусловно, трудности  финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна.

 

2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования

 

Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).

  1. Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".
  2. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  3. Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
  4. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".
  5. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования.
  6. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.

 

 

2.5 Отчетная  документация педагогов-психологов

 

Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам  проведенного психодиагностического  исследования.

3. Журнал консультаций психолога.

4. Журнал учета групповых форм  работы.

5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.

6. Программа работы педагога - психолога с группой.

7. Коррекционная работа.

8. Программа коррекционно-развивающих  занятий.

9. Требования к авторским программам.

10. Аналитический отчет о работе  педагога - психолога.

Структура системы психолого-педагогического  сопровождения представлена на рис.2  

Рис.2 Структура системы психолого-педагогического сопровождения

Участие педагога-психолога в образовательном  процессе

Дети

Педагоги

Родители

-Наблюдение  и анализ адаптационных возможностей

-проведение  диагнос-тики нервно-психичес-кого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

-диагностика  возраст-ных и индивид.особен-ностей по запросам родителей, воспитате-лей

-организация  коррек-ционно-развивающей работы

-проведение  диагнос-тики по определению готовности к школьно-му обучению

-проведение  развива-ющих занятий

- организация  интел-лектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН»

-Создание в  группах психологически комфорт-ной предметно-развива-ющей среды

-участие в  работе проблемных микрогрупп  «За год до школы», «Ступеньки  развития»

-участие в  педсоветах, ПМПк, медико-педагоги-ческих совещаниях

-оказание психологичес-кой поддержки в иссле-дованиях по темам самообразования

-разработка  и участие в интегрированных  занятиях

- оказание помощи  в период проведения ат-тестации, конкурсов воспи-тательского мастерства.

- Организация  и участие в работе клубов  «Скоро в школу», «Шко-ла молодых родителей»

-участие в  темати-ческих встречах в Роди-тельских гостиных

-оказание поддержки  родителям, имеющим детей с  проблемами в развитии

-консультирование

- изучение стиля  семейного воспитания

-организация  совмест-ных детско-родитель-ских занятий, праздни-ков.




 

   

 Психолого-педагогическое  сопровождение организуется с  момента поступления ребенка  в детский сад  прохождения  им в процессе социальной адаптации.  Проводится собеседование с мамой   ребенка, выявляются особенности  раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

    Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:

-         наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития

-         проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей

-         включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности

-         формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

     При  организации работы с детьми  дошкольного возраста следует  учитывать, что ребенок не способен  самостоятельно заявить о своих  проблемах, они, как правило,  проявляются опосредованно, через  отставание в развитии, неадекватное поведение. Это  обусловливает необходимость, во-первых, активности со стороны самого психолога по выявлению проблемы, во-вторых, разделения в запросах родителей и воспитателей  собственных профессиональных, личностных проблем и трудностей ребенка.

Ребенок не может  осознанно поставить перед собой  цель избавиться от своих проблем, ребенок  станет сотрудничать с психологом, когда ему будет это интересно.

Результаты  психолого-педагогического сопровождения  прослеживаются:        

  • в снятии эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности        
  • профилактике нарушений поведения, коммуникативной сферы        
  • в развитии индивидуальных способностей и творческого потенциала детей              
  • в обеспечении плавного перехода детей в школьную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога

3.1 Педагогический этап практики

 

Работая педагогом-психологом в ДОУ я неоднократно сталкиваюсь  с непониманием со стороны родителей  зачем вообще нужен психолог в детском саду. Многие родители не понимают, зачем  организованы коррекционно-развивающие  занятия. Образ психолога вызывает только одну ассоциацию - тестирование! 

Чтобы придать  значимость занятиям, раскрыть их сущность, показать направленность, методы и формы работы, я предлагаю посмотреть общую структуру коррекционно-развивающего занятия, в которой четко прописаны все упражнения, организационные моменты, их цели и направленность.

Подобную информацию предлагаю предоставлять родителям  на первом родительском собрании, чтобы избежать непонимания и сопротивления с их стороны!

Коррекционно- развивающее занятие №1 педагог-психолог проводит с целью развития психических процессов и эмоциональной сферы ребенка. Обычно, подгруппа составляет 5-6 человек, что позволяет максимально уделить внимание каждому ребенку. Продолжительность занятия 25-30 минут. 

Коррекционно-развивающее  занятие строится по определенной структуре:

1. Ритуал приветствия  Во всех странах мира люди  при встрече приветствуют друг  друга, выражая этим доброжелательность. Приветствие сопровождается словами и действиями: рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы.

Вариант:  
Дети садятся в круг, берут друг друга за руки и говорят: «Доброе утро». Потом «передаем по кругу» хорошее настроение: кладем руку на плечо соседа. 

. Упражнение  разминка 

Это такое упражнение, которое подготавливает детей к  работе на занятии, поднимает настроение, способствует раскрепощению.

Вариант:  
Проигрывание эмоциональных состояний по карточкам, пальчиковая игра. 

  1. Основная часть 

Упражнения  на развитие познавательных процессов  и мелкой моторики руки. 

Вариант: 

  • "Четвертый лишний" - направлена на развитие мышления, внимания, связной речи.
  • "Лабиринт" - направлена на развитие внимания.
  • "Что перепутал художник" - направлена на развитие внимания, связной речи. 
  • "Назови одним словом" - направлена на развитие мышления
  • "Обведи по точкам" - направлена на развитие мелкой моторики руки.

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ №20 с. Аргаяш