Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, отчет по практике
Целью прохождения практики явились изучение и анализ деятельности педагога-психолога с целью оказания помощи в профессиональной педагогической деятельности воспитателей, в соответствии с возрастными особенностями детей оказания консультативной помощи родителям воспитанников.
Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1 Анализ деятельности МДОУ…………………………..…………5
1.1 Краткая характеристика МДОУ №20 с. Аргаяш………..…………5
1.2 Качественная оценка приемов обучения в МДОУ № 20 с. Аргаяш…………………………..……………………………………………7
Глава 2 Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….11
2.1 Функции и задачи деятельности педагога-психолога………………11
2.2 Этический кодекс педагога-психолога………………………………16
2.3 Паспорт кабинета практической психологии и педагогики в ДОУ..........................................................................................................16
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования………………………………………………………………………22
2.5 Отчетная документация педагогов-психологов…………………….23
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога………………27
3.1 Педагогический этап практики…………………………………..…..27
3.2 Психологический этап……………………………………………..…37
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….57
Приложения……………………………………………………………….58
Продолжение таблицы 1
Вспомогательный материал |
Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас). 2—3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2—3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы |
Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности (табл.2).
Таблица 2 Перечень оборудования для второй профессиональной зоны
Мебель и оборудование |
Мягкий диван или кресло (малогабаритные) |
Стимульный материал |
Стимульный материал
к диагностико-коррекционным |
Технический материал |
Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал |
Вспомогательный материал |
Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники) |
Третья профессиональная
зона обеспечивается средствами для
интерпретационной и
Таблица 3 Перечень оборудования для третьей профессиональной зоны
Мебель и оборудование |
Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности) |
Технический материал |
Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера |
Вспомогательный материал |
Нормативная документация. Специальная
документация. Организационно-методическая
документация. Литература и периодические
печатные издания по повышению научно- |
Интерпретационный материал |
Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности |
Безусловно, трудности
финансового и материально-
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования
Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).
2.5 Отчетная
документация педагогов-
Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
2. Заключение по результатам
проведенного
3. Журнал консультаций психолога.
4. Журнал учета групповых форм работы.
5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.
6. Программа работы педагога - психолога с группой.
7. Коррекционная работа.
8. Программа коррекционно-
9. Требования к авторским
10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.
Структура системы психолого-
Дети |
Педагоги |
Родители |
-Наблюдение
и анализ адаптационных -проведение диагнос-тики нервно-психичес-кого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста -диагностика возраст-ных и индивид.особен-ностей по запросам родителей, воспитате-лей -организация коррек-ционно-развивающей работы -проведение диагнос-тики по определению готовности к школьно-му обучению -проведение развива-ющих занятий - организация интел-лектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН» |
-Создание в
группах психологически комфорт -участие в работе проблемных микрогрупп «За год до школы», «Ступеньки развития» -участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагоги-ческих совещаниях -оказание психологичес-кой поддержки в иссле-дованиях по темам самообразования -разработка и участие в интегрированных занятиях - оказание помощи
в период проведения ат- |
- Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу», «Шко-ла молодых родителей» -участие в темати-ческих встречах в Роди-тельских гостиных -оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии -консультирование - изучение стиля семейного воспитания -организация совмест-ных детско-родитель-ских занятий, праздни-ков. |
Психолого-педагогическое
сопровождение организуется с
момента поступления ребенка
в детский сад прохождения
им в процессе социальной
Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:
- наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития
- проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей
- включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности
- формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
При
организации работы с детьми
дошкольного возраста следует
учитывать, что ребенок не
Ребенок не может
осознанно поставить перед
Результаты
психолого-педагогического
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога
3.1 Педагогический этап практики
Работая педагогом-психологом в ДОУ я неоднократно сталкиваюсь с непониманием со стороны родителей зачем вообще нужен психолог в детском саду. Многие родители не понимают, зачем организованы коррекционно-развивающие занятия. Образ психолога вызывает только одну ассоциацию - тестирование!
Чтобы придать значимость занятиям, раскрыть их сущность, показать направленность, методы и формы работы, я предлагаю посмотреть общую структуру коррекционно-развивающего занятия, в которой четко прописаны все упражнения, организационные моменты, их цели и направленность.
Подобную информацию
предлагаю предоставлять
Коррекционно- развивающее занятие №1 педагог-психолог проводит с целью развития психических процессов и эмоциональной сферы ребенка. Обычно, подгруппа составляет 5-6 человек, что позволяет максимально уделить внимание каждому ребенку. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Коррекционно-развивающее занятие строится по определенной структуре:
1. Ритуал приветствия Во всех странах мира люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим доброжелательность. Приветствие сопровождается словами и действиями: рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы.
Вариант:
Дети садятся в круг, берут друг друга
за руки и говорят: «Доброе утро». Потом
«передаем по кругу» хорошее настроение:
кладем руку на плечо соседа.
. Упражнение разминка
Это такое упражнение, которое подготавливает детей к работе на занятии, поднимает настроение, способствует раскрепощению.
Вариант:
Проигрывание эмоциональных состояний
по карточкам, пальчиковая игра.
Упражнения на развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки.
Вариант: