Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, отчет по практике
Целью прохождения практики явились изучение и анализ деятельности педагога-психолога с целью оказания помощи в профессиональной педагогической деятельности воспитателей, в соответствии с возрастными особенностями детей оказания консультативной помощи родителям воспитанников.
Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1 Анализ деятельности МДОУ…………………………..…………5
1.1 Краткая характеристика МДОУ №20 с. Аргаяш………..…………5
1.2 Качественная оценка приемов обучения в МДОУ № 20 с. Аргаяш…………………………..……………………………………………7
Глава 2 Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….11
2.1 Функции и задачи деятельности педагога-психолога………………11
2.2 Этический кодекс педагога-психолога………………………………16
2.3 Паспорт кабинета практической психологии и педагогики в ДОУ..........................................................................................................16
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования………………………………………………………………………22
2.5 Отчетная документация педагогов-психологов…………………….23
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога………………27
3.1 Педагогический этап практики…………………………………..…..27
3.2 Психологический этап……………………………………………..…37
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….57
Приложения……………………………………………………………….58
Осознание себя и своих действий.
Вариант:
Дети берут в руки определенный предмет и по очереди высказываются по заданному вопросу:
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Что тебе понравилось на занятии?
Психогимнастика
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать
психогимнастику в
Структура комплекса психогимнастики
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.
Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
І фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций
внимание детей привлекается ко всем
компонентам выразительных
Фаза носит
ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические
и пантомимические способности
детей для предельно
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.
Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе - 10 -12 детей.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.
Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику.
Пример записи.
Группа № 1.
1. Катя М. - робость, страхи.
2. Сережа С. - неустойчивое внимание, расторможенность.
3. Саша М. - пониженное настроение.
4. Юра Г. - упрямство, жадность.
5. Лена К. - фон.
Цель курса психогимнастики для группы № 1.
1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Формирование у детей моральных представлений.
4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5. Снятие эмоционального напряжения.
6. Обучение ауторелаксации.
При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.
Специфика организации занятий.
1. Каждое упражнение
включает в деятельность
2. Все занятия строится на сюжетно-ролевом содержании.
3. Все предметы и
события должны быть
4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.
5. В структуру занятия
входят: разминка, гимнастика, эмоции,
общение, поведение,
Цель: Познавательное развитие.
Задачи.
Оборудование:
Аудиозапись «музыка космоса», бланки-лабиринты,
картинка с изображением ракеты, геометрические
фигуры, ватман, бланки к упражнению: «Дорисуй
до предмета», картинки созвездий (Дракон,
Цефей, Малая медведица), картинки планет
(звезды, луна, солнце, комета).
Возраст детей: 5-6 лет
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психологический настрой "Подари улыбку".
Давайте возьмемся за руки и улыбнемся: А теперь посмотрим друг другу в глаза и подарим улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение
Звучит “музыка космоса”.
“Хотелось бы вам
стать космонавтами и отправиться
в путешествие к далеким
Итак, для начала космонавты должны пройти тренировку.
Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимитесь на носки – руки через стороны вверх, ладони сомкнуть. Задержите дыхание, потянитесь с силой в небо, поднимаясь на носки и удерживая равновесие – подготовка ракеты к старту. Медленно выдохните с открытым свободным длительным звуком АААА - опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню.
Затем снова сделайте глубокий вздох через нос, также потянитесь и задержите дыхание, а выдохните с силой резко и кратко А. Космонавты должны быть не только сильными, но и внимательными.
Чтоб отправиться в полет нам нужно соорудить летательный аппарат. Посмотрите внимательно на картинку, что здесь изображено? Запомните, из каких геометрических фигур состоит эта ракета и какого цвета эти фигуры? Теперь я эту картинку убираю, а вы по памяти сложите точно такую ракету. Теперь посмотрите снова на образец и проверьте, правильно ли вы сложили. Наша ракета готова. Отправляемся в полет. Займите места в космическом корабле.
Дети садятся на стульчики. Внимание! До старта осталось пять секунд. Начинается отсчет времени: “Пять, четыре, три, два, один, старт!” Сейчас мы с вами в невесомости, сила земного притяжения нас прижала к стульям. Ощутите прелести состояния невесомости. Дети имитируют звук двигателей. По ходу игры детям можно предложить испытать перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).
Пока полет продолжается космические загадки начинаются!
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета)
Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды)
Блин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел..
Поделиться не хотел! (Луна)
Мы все обязаны ему-
Оно дарует жизнь всему!
На букву «с» оно зовется,
Вы догадались, это… (солнце)
На небе происходит это-
Огромный хвост, сиянье света!
Да это, ясно же… (комета)
Перед вами неизвестная планета. Предлагаю вам приземлиться. Ракета идет на посадку.
Упражнение «Найди созвездие»
Упражнение “ Дорисуй фигуру”.
Как в каждой сказке есть волшебник, так и на этой планете он тоже есть. Он хотел сделать жителей этой планеты, но не успел, поможем ему? Вам нужно дорисовать эти фигуры, т.е. нужно нарисовать жителей этой планеты. Как вы их себе представляете. Расскажите о своих жителях.
Физкультурная пауза.
Робот потянулся,
Руки в стороны развел.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Повернулся и пошел.
Пора возвращаться домой, на землю. Возьмите звездные карты, и проложите путь домой.
Заключительный этап. Пришло время отправиться в обратный путь. Дети имитируют звук двигателя. Путешествие наше заканчивается, мы вернулись домой, здесь нас ждут, здесь нам рады. Давайте вспомним, где мы были и что видели? Что вам показалось сложным в нашем путешествии? До свидания!
Фон для проведения занятия
3.2 Психологический этап практики
Групповые занятие, проведенные мною в МДОУ №20:
Занятие 1.
Задание "Разложи карточки на группы так, так чтобы три карточки были подходящими друг к другу по какому-то признаку, а одна не подходила"
Цель: развитие навыков анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.
Описание задания. На каждом столе лежит по 12 картинок, которые нужно разделить на 3 группы, причем подобрать картинки нужно так, чтобы три из них можно было обобщить, а четвертая не подходила к первым трем.
Дети выполняют задание каждый за отдельным столом. Потом меняются местами, так как картинки у всех разные.
Игра "Слушай хлопки"
Цель: развитие активного внимания.
Описание игры. Предложите детям передать жестами дующий ветер и падающий снег. Затем договоритесь, что на один хлопок они должны изобразить ветер, на два – снег, на три – встать в круг. После этого включается музыка и дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют требуемое движение.
Задание "Выложи буквы так, как только что видел"
Цель: увеличение объема памяти, развитие внимания.
Материал: для каждого из детей приготовлено по 4-6 карточек с любыми буквами, такими же, какие психолог выкладывает на доске.
Упражнение на релаксацию и развитие воображения "Отдых на море".
Психолог: "Лягте с удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.,
Появляются ощущения обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.