Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, отчет по практике
Целью прохождения практики явились изучение и анализ деятельности педагога-психолога с целью оказания помощи в профессиональной педагогической деятельности воспитателей, в соответствии с возрастными особенностями детей оказания консультативной помощи родителям воспитанников.
Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1 Анализ деятельности МДОУ…………………………..…………5
1.1 Краткая характеристика МДОУ №20 с. Аргаяш………..…………5
1.2 Качественная оценка приемов обучения в МДОУ № 20 с. Аргаяш…………………………..……………………………………………7
Глава 2 Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….11
2.1 Функции и задачи деятельности педагога-психолога………………11
2.2 Этический кодекс педагога-психолога………………………………16
2.3 Паспорт кабинета практической психологии и педагогики в ДОУ..........................................................................................................16
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования………………………………………………………………………22
2.5 Отчетная документация педагогов-психологов…………………….23
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога………………27
3.1 Педагогический этап практики…………………………………..…..27
3.2 Психологический этап……………………………………………..…37
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….57
Приложения……………………………………………………………….58
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день".
Занятие 2.
Игра "Чем похожи?"
Цель: развитие мыслительных процессов.
Материал: картинки, разложенные по парам: лиса-волк, скворец – грач, сапоги – ботинки, самолет – вертолет, врач – лекарство, чашка – чайник, дверь – окно.
Описание игры. Каждый ребенок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства.
Игра "Поезд".
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Описание игры. В игре участвует не более 5-6 детей. Выбирается "паровозик", остальные дети – "вагончики". "Вагончики" встают друг за другом. Ребенок – "паровозик" смотрит внимательно на "вагончики" и старается их запомнить. Потом он отворачивается, а ведущий спрашивает: "Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?".
"Паровозик" отвечает. Затем сам становится "вагончиком", выбирается другой "паровозик". Выигрывает тот, кто правильно расставит свои "вагончики".
Задание "Закрой карточкой картинку, которая не подходит к остальным".
Цель: развитие мыслительных процессов.
Задание выполняется по типу игры: "Четвертый лишний".
Упражнение на релаксацию и развитие воображения "Радуга".
Психолог: "Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.
Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день."
Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
Вопросы к родителям:
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.
2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.
3. Какой ребенок по счету в семье?
4. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?
5. Как долго находится в данной группе детского сада?
6. Какие болезни перенес ребенок?
7. Какие травмы перенес ребенок?
8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?
9. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?
10. Единодушны ли все
взрослые члены семьи в
11. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?
12. Кого в семье ребенок больше всего слушается?
13. С кем чаще капризничает?
14. Кому чаще жалуется на обидчиков?
15. С кем чаще делится своими впечатлениями?
16. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?
17. Помогает ли ребенок
по дому (участвует в домашней
уборке, в накрывании на стол,
ухаживании за животными,
18. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия.
19. Какие из перечисленных
занятий выполняются ребенком
успешнее всего: рисование,
20. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).
21. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?
22. От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?
Комплексное занятие по развитию речи и конструированию "Жил-был самолетик"
Цель: Вызвать у детей
радость от чтения стихотворения, учить
детей подговаривать слова
Предварительная работа: Рассматривание картинки о самолетике, чтение стихов о самолете, знакомство со свойствами бумаги, с пооперационной картой.
Материал: Квадрат из белой бумаги 15×15 на каждого ребенка. Самолет игрушка, самолет из оригами.
Ход занятия
На столе у воспитателя стоит самолет игрушка или картинка с изображением самолета.
Воспитатель: Я вам немного расскажу о самолете, что самолет летает в воздухе и поэтому относится к воздушному транспорту. Когда самолет летит и издает звук "Р", что самолет стоит в аэропорту и ведет его пилот-летчик.
Вспомните ребятки, что мы с вами читали стих о самолете. Кто из вас может рассказать.
Ангелина:
"Самолет построим сами
Поднесемся над лесами
Поднесемся над лесами
А потом вернемся к маме"
Воспитатель: Артем ты тоже расскажи это стихотворение А. Барто "Самолет".
Физкульт минутка.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру "Самолеты"
Покажем движение, как летает самолет и как он звучит.
Летит самолет в аэропорт и приземляется.
Ребятки у вас у всех есть круг двух цветов красный и синий, игра "Найди свой цвет" самолет приземляется к своему цвету.
Молодцы – все справились со своим заданием. Мы поиграли, а сейчас мы сядем на свои места.
А сейчас мы с вами сделаем самолетик из бумаги, а то у нас на столе стоит один самолет, а мы ему сделаем друзей самолетов.
Посмотрите, у вас у всех на столе лежит квадрат белой бумаги, давайте согнем его пополам по диагонали, затем развернем его и две прилегающие одна к другой стороны квадрата согнем к диагонали, еще раз согнем к диагонали, затем отгибаем крылья самолета. Посмотрите, как хорошо получилось у Артема, Риналя, Айнура. А сейчас мы поиграем со своей поделкой. Давайте поиграем "Чей самолет дальше пролетит". Молодцы как хорошо все справились с заданием.
Итог занятия: Сегодня
на занятие мы вспомнили пройденное
стихотворение, запомнили, что самолет
относится к воздушному транспорту,
познакомились с согласной
Дата и время проведения консультации |
Консультируемый |
Повод обращения |
Проблема |
Краткое содержание и результат консультации |
Консультант педагог- психолог |
13.02.2011 17:00 |
Родитель (мать) Сережа П. |
Ребенок отказывается играть с другими детьми. |
Замкнутый и необщительный ребенок. |
1. Знакомство с родителем 2. Беседа 3. Выявление проблем внутри 4. Предложена система совместных занятий родителей и ребенка с психологом. |
Савинова Л.Б. |
16.02.2011 16:00 |
Сережа П. |
Ребенок не дружит с другими детьми из группы. |
Замкнутость и необщительность |
1. Диагностирующая беседа в ходе
которой выявлен пониженный 2. В семье ребенка активно обучают и стремятся подчеркнуть его уникальность, намекая на, то что он "не такой как все"Показатели умственного развития у ребенка выше среднего. 3. Для решения проблем ребенка
необходимо проведение |
Савинова Л.Б. |
Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдение за ребенком в группе – за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима – помогает психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.
Перед началом обследований
психолог должен создать благоприятные
условия для общения с
В некоторых случаях
установление контакта становится основной
целью начальной части
Как бы то ни было, доброжелательное отношение к ребенку, принятие его таким, каков он есть, отсутствие замечаний, одергиваний, авторитарного тона, настаивания на соблюдении обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на вы к взрослому и т.п.), положительная оценка его личности и его действий создают тот фон, на котором могут в наибольшей степени реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.
Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет посмотреть перед началом обследования. Выставленные на виду яркие, необычные предметы или чересчур привлекательные игрушки нежелательны, так как они могут отвлечь внимание ребенка от поставленных заданий. Перед началом обследования психолог должен подготовить весь экспериментальный материал, но расположить его так, чтобы он не был виден ребенку.
Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующая методика.
В первой части обследования лучше предлагать методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, так как они наиболее трудны для детей, и, выполняя эти задания, ребенок не должен быть уставшим. После проведения одной-двух "интеллектуальных" методик возможно чередование заданий различных типов.
Некоторые "личностные" методики и задания предполагают наличие особенно доверительного контакта со взрослым, их желательно предлагать, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих детей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, поэтому предлагать таким детям словесные задания лучше в середине или в конце обследования, предварительно наладив с ними речевое общение. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.
Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка – привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком (получить ответы на существенные вопросы) или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).
По ходу обследования психолог должен вести протокол, в котором фиксируются предлагаемые задания и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь и уровень его обучаемости, способность к самостоятельному нахождению ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также характер реакции ребенка на ситуацию обследования, особенности контакта с психологом, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении с психологом и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и личностного развития.