Отчет по практике в МДОУ №20 с. Аргаяш

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, отчет по практике

Описание

Целью прохождения практики явились изучение и анализ деятельности педагога-психолога с целью оказания помощи в профессиональной педагогической деятельности воспитателей, в соответствии с возрастными особенностями детей оказания консультативной помощи родителям воспитанников.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1 Анализ деятельности МДОУ…………………………..…………5
1.1 Краткая характеристика МДОУ №20 с. Аргаяш………..…………5
1.2 Качественная оценка приемов обучения в МДОУ № 20 с. Аргаяш…………………………..……………………………………………7
Глава 2 Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….11
2.1 Функции и задачи деятельности педагога-психолога………………11
2.2 Этический кодекс педагога-психолога………………………………16
2.3 Паспорт кабинета практической психологии и педагогики в ДОУ..........................................................................................................16
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования………………………………………………………………………22
2.5 Отчетная документация педагогов-психологов…………………….23
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога………………27
3.1 Педагогический этап практики…………………………………..…..27
3.2 Психологический этап……………………………………………..…37
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….57
Приложения……………………………………………………………….58

Работа состоит из  1 файл

отчет по практике.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)

В том случае, если обследование проводится по просьбе родителей и кто-то из них сопровождает ребенка, целесообразно предложить родителю заполнить анкету (см. Приложение). Если по ходу заполнения анкеты у него возникают вопросы, не следует разъяснять возможные варианты ответов – родитель должен заполнять анкету самостоятельно, отметив те пункты, которые вызвали затруднения. Если родители не собираются присутствовать при обследовании, можно предложить им заполнить анкету предварительно. Материалы анкеты могут оказать психологу существенную помощь в работе с ребенком.

Данные об истории  развития ребенка могут быть получены от родителей и в дальнейшем, после  обследования. В этом случае психолог будет исходить из уже сложившегося у него в результате обследования представления о ребенке, и задаваемые им вопросы будут носить более направленный, "прицельный" характер. В любом случае знакомство с родителями и получение от них информации о ребенке необходимы для составления обоснованного психологического заключения по результатам обследования и для выработки педагогических рекомендаций.

Знакомство с историей развития ребенка.

Выяснение условий, в  которых рос ребенок, имеет большое  значение для понимания особенностей его индивидуального развития и  выработки рекомендаций по коррекции  отклонений. Узнать историю развития ребенка (собрать "психологический анамнез") психолог может в доверительной беседе с родителями. Возможно также проведение анкетирования, хотя данные, полученные таким путем, имеют значительно меньшую ценность.

Ниже приводится общая  схема составления истории психологического развития ребенка, которая может быть сокращена и уточнена применительно к каждому конкретному случаю. Характер вопросов зависит от жалоб воспитателей и родителей и от тех психологических проблем ребенка, которые были выявлены психологом в ходе предварительного обследования: какие-то вопросы психолог уберет вовсе, тогда как другие станут предметом особо тщательного выяснения.

1. Анкетные данные  о ребенке и основные сведения  о семье. Дата рождения и  точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

2. Данные о здоровье  ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

3. Особенности воспитания  ребенка, начиная с рождения. Где  и кем воспитывался. В каком  возрасте был отдан в дошкольное  учреждение. Как привыкал к нему, как складывались отношения с  детьми и педагогами. Резкие перемены  в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т.п.) и реакция ребенка на них.

4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал  сидеть, стоять, ходить и т.д. Как  шло развитие речи. Общий эмоциональный  фон. Трудности в поведении.  Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие, отношение к ним ребенка.

5. Какие еще моменты  в развитии ребенка родители  считают существенными. Особенности  ребенка, тревожащие родителей.

Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что сами по себе события в его жизни не могут быть правильно оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Вопрос о реакции ребенка на каждое жизненное обстоятельство не менее важен, чем выяснение самого обстоятельства.

Следует учитывать, что  родители часто не очень хорошо понимают смысл задаваемых им вопросов, не всегда точно помнят существенные для ребенка  особенности жизненных ситуаций, а нередко не хотят быть откровенными и осознанно утаивают часть информации. Сообщая психологу определенные факты, отец или мать одновременно дают и собственную оценку этих фактов, часто совершенно неадекватную. Задача психолога – суметь отделить факты от их интерпретации.

Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке должны помочь психологу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей  и стиля воспитания в семье.

Анализируя результаты обследований, в первую очередь психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.

Основная цель обследования – создать психологический портрет  нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного  и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

Анализ познавательного  развития ребенка подразумевает  выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и  воображения. Следует определить, равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития. Последнее выражается не только в различиях уровней восприятия, мышления, воображения и т.п., но и в симптоматических различиях внутри каждого отдельного познавательного процесса.

Анализ результатов  необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых "личностных" заданий.

Специальное значение при  анализе результатов обследования приобретает правильное понимание  особенностей взаимодействия ребенка  с другими людьми.

Значительную роль здесь  играют характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т.п. Не менее важны и качества самого ребенка, определяющие его поведение за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми), в частности, инициативность, конфликтность, организованность ребенка.

Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться не к оценке количественного уровня развития той  или иной функции, а к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения  ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.

Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) – только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее участие в их разработке принимает тот, кто обратился к психологу за консультацией, тем продуктивнее окажутся рекомендации.

Этика психолога в  работе с родителями и воспитателями  предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.

1. Общие сведения о  ребенке

Фамилия Имя ребенка: Артем К.

Дата рождения и возраст. 11.01.2006. 5 полных лет.

Диагноз: здоров

Медицинский анамнез: Вес 4кг.. рост 53см. Патологии беременности – не отмечено. Патологии родов- не отмечено. Патологии периода новорожденное  не отмечено.

В грудном возрасте присутствовало расстройство желудка и работы кишечника.

В раннем детстве присутствовала моторная неловкость.

Перенесенные заболевания  до 1 года- ОРЗ.

Перенесенные заболевания  от 1 года до 3-х лет- кишечные расстройства.

Медицинские диагнозы к  настоящему времени – гиперактивность.

Семья не полная. Воспитывает  мать. Образование матери высшее медицинское(врач-онколог). Жилищные условия соответствуют нормам.

Уровень среднемесячного  дохода семьи на среднем уровне. Проведение досуга семьи- оздоровительные  мероприятия, культурно-зрелищные мероприятия, дружеские и родственные контакты.

Воспитание ребенка  гибкое.

Раннее психомоторное  развитие.

Указать возраст, в котором  ребенок: начал держать голову-2мес., садиться-4мес, вставать-5мес, ходить-1,3год.

Начальное эмоциональное  развитие

Указать возраст, в котором  ребенок: начал улыбаться-1-2мес., появился комплекс оживления – после 4х мес., начал узнавать мать -4мес., дифференцировать своих и чужих- 8мес. Указать преобладающие эмоции- улыбается.

6. Результаты анализа  медицинской и педагогической  документации, бесед с родителями  и воспитателями: В настоящее время ребенок проявляет повышенное беспокойство и тревожность. Периодически отмечается частая смена настроения. Ребенок комфортно чувствует себя в семье, но наблюдаються проблемы в общении со сверстниками.

7. Наблюдение велось  в период- 4-5 лет.

1. Познавательный уровень  – нормальный.

2. Деятельность. Способ: неспецифические манипуляции; хаотическая  проба; целенаправленная проба;  примеривание.

Отмечена установка  на результат. Перенос осуществляет

3. Любит сюжетные и  ролевые игры. Неадекватное использование игрушек не наблюдалось. Предметные заменители в основном не использует. Любимые игрушки: машинки и пирамидки и барабан.

Аутиспгические игры не наблюдались.

4. Речь без патологии.  Имеются нарушения при произношении "р". Рекомендуется работа с логопедом.

5. Произвольная двигательная  деятельность – без патологии.

6. Память: не отмечены  затруднения при запоминании.

7. Внимание: Высокая концентрация  внимания.

8. Мышление – без  патологии. Ребенок четко решает  поставленные задачи.

9. Особенности эмоционально-волевой сферы – повышенная активность и подвижность. Ребенок не склонен к перепадам наст роения. Очень хорошо идёт на контакт со сверстниками.

10. Личностные и характерологические  черты: Ребенок часто иногда  нервничает. Не отмечено стремление к одиночеству.

11. Особенности поведения:  Ребенок в целом не конфликтен, однако может дать сдачи. Если  конфликт начат- легко в него  оказывается вовлечённым.

12. Виды помощи ребенку:  Ребенку рекомендуется игровая  терапия и занятия с логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Работа педагога-психолога  в дошкольном учреждении имеет ряд  особенностей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность  наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основные обязанности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум.

Начинающий  психолог строит свою работу со знакомства с детьми, родителями, воспитателями, другими специалистами детсада; объяснения целей и задач своей деятельности.

Основная цель: обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Также необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Это важно, потому что ребёнок сам не может сформулировать свою потребность в профессиональной психологической помощи, отсутствие которой может привести к развитию неврозов и других нарушений психики и поведения дошкольников.

Существует  «этический кодекс психолога»:

Необходимо  также подчеркнуть, что психолог в своей работе руководствуется  не надлежащими обсуждению правилами:

1) строгое соблюдение  конфиденциальности информации;

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ №20 с. Аргаяш