Отчет по практике в МДОУ №20 с. Аргаяш

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, отчет по практике

Описание

Целью прохождения практики явились изучение и анализ деятельности педагога-психолога с целью оказания помощи в профессиональной педагогической деятельности воспитателей, в соответствии с возрастными особенностями детей оказания консультативной помощи родителям воспитанников.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1 Анализ деятельности МДОУ…………………………..…………5
1.1 Краткая характеристика МДОУ №20 с. Аргаяш………..…………5
1.2 Качественная оценка приемов обучения в МДОУ № 20 с. Аргаяш…………………………..……………………………………………7
Глава 2 Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….11
2.1 Функции и задачи деятельности педагога-психолога………………11
2.2 Этический кодекс педагога-психолога………………………………16
2.3 Паспорт кабинета практической психологии и педагогики в ДОУ..........................................................................................................16
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования………………………………………………………………………22
2.5 Отчетная документация педагогов-психологов…………………….23
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога………………27
3.1 Педагогический этап практики…………………………………..…..27
3.2 Психологический этап……………………………………………..…37
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….57
Приложения……………………………………………………………….58

Работа состоит из  1 файл

отчет по практике.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)

2) невозможность  использования этой информации  в манипулятивных целях.

Во время  проведения наблюдения за поведением детей в группе со сверстниками, в общении с родителями, с воспитателями, - психолог может столкнуться с  неприятными явлениями:

1) восприятие  некоторыми педагогами детсада  психолога как проверяющего, который  имеет полномочия критиковать  и оценивать их работу;

2) высокомерие,  настороженность и нежелание  принимать новые знания, которые  могут изменить привычные стереотипы  работы;

3) опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;

4) применение  педагогом неадекватных наказаний  детей, сообщение негативной информации  о ребёнке его родителям.

Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.

При проведении диагностической коррекционной  работы с детьми, консультаций с родителями (групповых) воспитатель может быть привлечён психологом как наблюдатель, а лучше участник. Этот несложный приём способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребёнком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.

Специфику работы психолога необходимо учитывать  при оказании содействия ему в  составлении расписания занятий  наравне с занятиями других педагогов  детского сада (т.к. специалистам строго запрещено брать детей с основных занятий).

Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском  саду и своего графика работы детально охватить диагностико-коррекционной  работой всех детей дошкольного  учреждения. Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1.  Адаптация  ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика  соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение  поведения, личностного развития  некоторых детей (робость, агрессивность,  плаксивость и т.д.), коммуникативные  проблемы.

4. Неорганизованность  детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно  определять в основном у детей  с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую  работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых  значительные и частичные нарушения  в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно  спланировать ряд развивающих занятий  с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих  силах.

В старшей и  подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической  готовности ребёнка к школе, настроить  на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь  и март-апрель) и в присутствии  родителей, что позволяет им лучше  понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.

Пропаганда  гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления  в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение  в практическую психологию. –  М.: Международ пед. академия, 2007.- 237 с.

2. Карабанова О.А. Игра  в коррекции психического развития  ребенка. – М.:РПАД, 2009.-191с.

3. Козлова С.А.,Катаева Л.И. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 224с.

4. Кряжева Н.Л. Мир  детских эмоций. Дети 5-7 лет. –  Ярославль: Академия развития, 2008. – 160с.

5. Лещинский В.И., Кульневич  С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2009. – 240 с.

6. Лютова Е.К., Монина  Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия  с детьми.-СПб: Речь, 2011.-157 с.

7. Марцинковская Т.Д.  Диагностика психического развития  детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -176 с.

8. Немов Р.С. Психология. В Зх кн. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2009.-233с.

9. Овчарова Р.В. Технологии  практического психолога образования.  Учебное пособие для студентов  высших и спец. учеб, заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-448с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Должностная инструкция педагога-психолога

 

I.    Общие положения 

Педагог - психолог относится к категории  специалистов, принимается и освобождается  от должности приказом 

На должность  педагога-психолога без категории  назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы, 2 категории - стаж работы по специальности не менее 3 лет, 1 категории - стаж работы по специальности не менее 5 лет, высшей категории -стаж работы по специальности не менее 10 лет. 

II. Педагог  - психолог должен знать: 

Конституцию РФ. 

Законы  РФ, постановления и решения Правительства  РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования. 

Декларацию  прав и свобод человека. 

Конвенцию о правах ребенка. 

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и  социальной защиты детей. 

Общую и педагогическую психологию, общую  педагогику, психологию личности и  дифференциальную психологию, детскую  и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику. 

Основы  дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику. 

Методы  активного обучения, социально-психологического тренинга общения. 

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка. 

2.10. Правила  и нормы охраны труда, техники  безопасности и противопожарной  защиты. 

2.11. Правила  внутреннего трудового распорядка  ДОУ. 

2.12. Производственные  инструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск к самостоятельной работе. 

Характеристики  обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные  и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия. 

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему  и порядок обращения за помощью  при получении травмы. 

Федеральный закон «Об основах охраны труда  в РФ», «Трудовой кодекс РФ» в  объеме, достаточном для выполнения своих должностных обязанностей. 

Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы  по охране труда. 

«Положение  об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных  отраслях и организациях». 

Настоящую инструкцию и трудовой договор. 

2.19. На  время отсутствия педагога-психолога  (отпуск, болезнь и др.) его обязанности  исполняет лицо, назначенное приказом  начальника ОДОУ.

Данное лицо  приобретает соответствующие права  и несет ответствен-ность за  качественное и своевременное  исполнение возложенных на него обязанностей. 

III. Должностные  обязанности 

Педагог-психолог: 

Осуществляет  профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического  и социального благополучия детей  в процессе воспитания и обучения. 

Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. 

Определяет  факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). 

Оказывает помощь детям, родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. 

Составляет  психолого-педагогйческие заключения по материалам исследовательских работ  с целью ориентации педагогического  коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития детей. 

Ведет документацию по установленной форме  и использует ее по назначению. 

Участвует в планировании и разработке развивающих  и коррекционных программ образовательной  деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности детей. 

Осуществляет  педагогическую поддержку одаренных  детей, содействует их развитию и  поиску. 

Определяет  степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а  также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. 

Формирует психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей. 

Консультирует работников ДОУ по вопросам практического  применения психологии. 

Ежедневно перед началом  работы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или  порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них. 

3.13. Выполняет  только ту работу, которая входит  в должностные обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения. 

3.14. Соблюдает  установленные правила, нормы  и инструк-ции по охране труда. 

3.15. Следит  за исправным состоянием и  правильной эксплу-атацией оборудования, приспособлений, инвентаря. 

3.16. Немедленно  сообщает вышестоящему руководителю  об обнаруженных нарушениях, о  возникновении травмоопасных, аварийно-опасных  и пожароопасных ситуаций и  несчастных случаях с людьми. 

3.17. 0 любом  случае получения травмы на  производстве, по пути с работы или на работу (даже самой незначительной), а также при ухудшении состояния своего здоровья немедленно сообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. При необходимости обращается в здравпункт или поликлинику (в больницу) в сопровождении представителя администрации. 

3.18. Систематически  совершенствует свои знания по  вопросам безопасности труда  путем самостоятельной подготовки. 

3.19. В  установленном порядке проходит  обучение по охране труда и  предусмотренные периодические  медицинские осмотры. 

3.20. Проводит  диагностику детей, связанную  с определени-ем уровня психического  развития и подготовкой их  к школе. 

IV. Права.  Педагог - психолог вправе: 

3.21. Знакомиться  с проектами решений руководства  ДОУ, касающи-мися его деятельности. 

3.22. По  вопросам, находящимся в его компетенции,  вносить на рассмотрение руководства  ДОУ предложения по улучшению  деятельности и совершенствованию  методов работы, замечания по  деятель-ности работников ДОУ,  предлагать варианты устранения  имеющих-ся недостатков. 

3.23. Запрашивать  лично или по поручению руководства  ДОУ от структурных подразделений  и специалистов информацию и  документы, необходимые для выполнения  его должностных обязанностей. 

3.24. Привлекать  специалистов всех структурных  подразделений к решению задач, возложенных на него. 

3.25. Требовать  от руководства ДОУ оказания  содействия в исполне-нии им  его должностных обязанностей  и прав. 

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ №20 с. Аргаяш