Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, отчет по практике
Целью прохождения практики явились изучение и анализ деятельности педагога-психолога с целью оказания помощи в профессиональной педагогической деятельности воспитателей, в соответствии с возрастными особенностями детей оказания консультативной помощи родителям воспитанников.
Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1 Анализ деятельности МДОУ…………………………..…………5
1.1 Краткая характеристика МДОУ №20 с. Аргаяш………..…………5
1.2 Качественная оценка приемов обучения в МДОУ № 20 с. Аргаяш…………………………..……………………………………………7
Глава 2 Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….11
2.1 Функции и задачи деятельности педагога-психолога………………11
2.2 Этический кодекс педагога-психолога………………………………16
2.3 Паспорт кабинета практической психологии и педагогики в ДОУ..........................................................................................................16
2.4 Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования………………………………………………………………………22
2.5 Отчетная документация педагогов-психологов…………………….23
Глава 3 Практическая деятельность педагога-психолога………………27
3.1 Педагогический этап практики…………………………………..…..27
3.2 Психологический этап……………………………………………..…37
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….57
Приложения……………………………………………………………….58
2) невозможность использования этой информации в манипулятивных целях.
Во время проведения наблюдения за поведением детей в группе со сверстниками, в общении с родителями, с воспитателями, - психолог может столкнуться с неприятными явлениями:
1) восприятие некоторыми педагогами детсада психолога как проверяющего, который имеет полномочия критиковать и оценивать их работу;
2) высокомерие,
настороженность и нежелание
принимать новые знания, которые
могут изменить привычные
3) опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;
4) применение
педагогом неадекватных
Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.
При проведении диагностической коррекционной работы с детьми, консультаций с родителями (групповых) воспитатель может быть привлечён психологом как наблюдатель, а лучше участник. Этот несложный приём способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребёнком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.
Специфику работы
психолога необходимо учитывать
при оказании содействия ему в
составлении расписания занятий
наравне с занятиями других педагогов
детского сада (т.к. специалистам строго
запрещено брать детей с
Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду и своего графика работы детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ.
2. Диагностика
соответствия уровня
3. Нарушение
поведения, личностного
4. Неорганизованность
детей, нарушения
5. Готовность ребёнка к школе.
Уровень развития
детей младшей группы целесообразно
определять в основном у детей
с нарушениями в познавательной
сфере в начале и конце учебного
года, а в середине проводить коррекционно-
В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.
В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).
В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.
Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.
Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Международ пед. академия, 2007.- 237 с.
2. Карабанова О.А. Игра
в коррекции психического
3. Козлова С.А.,Катаева Л.И. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 224с.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 160с.
5. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2009. – 240 с.
6. Лютова Е.К., Монина
Г.Б. Тренинг эффективного
7. Марцинковская Т.Д.
Диагностика психического
8. Немов Р.С. Психология. В Зх кн. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2009.-233с.
9. Овчарова Р.В. Технологии
практического психолога
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения
Педагог - психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности приказом
На должность педагога-психолога без
II. Педагог - психолог должен знать:
Конституцию РФ.
Законы РФ, постановления и решения
Декларацию прав и свобод человека.
Конвенцию о правах ребенка.
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей.
Общую и педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику.
Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.
Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка.
2.10. Правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и
2.11. Правила внутреннего трудового
2.12. Производственные инструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск к самостоятельной работе.
Характеристики обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия.
Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему и порядок обращения за помощью при получении травмы.
Федеральный закон «Об основах охраны
труда в РФ», «Трудовой кодекс РФ» в объеме, достаточном для выполнения своих должностных
Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы по охране труда.
«Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Настоящую инструкцию и трудовой договор.
2.19. На время отсутствия педагога-
Данное лицо приобретает соответствующие
III. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения.
Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
Оказывает помощь детям, родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Составляет психолого-педагогйческие заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития детей.
Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности детей.
Осуществляет педагогическую поддержку одаренных детей, содействует их развитию и поиску.
Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Формирует психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей.
Консультирует работников ДОУ по вопросам практического применения психологии.
Ежедневно перед началом работы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них.
3.13. Выполняет только ту работу, которая входит в должностные обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения.
3.14. Соблюдает установленные правила, нормы и инструк-ции по охране труда.
3.15. Следит за исправным состоянием и
правильной эксплу-атацией
3.16. Немедленно сообщает вышестоящему
3.17. 0 любом случае получения травмы на производстве, по пути с работы или на работу (даже самой незначительной), а также при ухудшении состояния своего здоровья немедленно сообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. При необходимости обращается в здравпункт или поликлинику (в больницу) в сопровождении представителя администрации.
3.18. Систематически совершенствует свои знания по
вопросам безопасности труда путем самостоятельной
3.19. В установленном порядке
3.20. Проводит диагностику детей, связанную
с определени-ем уровня
IV. Права. Педагог - психолог вправе:
3.21. Знакомиться с проектами решений
3.22. По вопросам, находящимся в его компетенции,
3.23. Запрашивать лично или по поручению
3.24. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.
3.25. Требовать от руководства ДОУ оказания содействия в исполне-нии им его должностных обязанностей и прав.