Педагогическая работа с одаренными учениками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
Задачи:
- раскрыть понятие одаренности;
- рассмотреть методы диагностики одаренности;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1 Метод развивающего дискомфорта
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
2.3 Учитель и его взаимодействие с одаренными детьми
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Одаренные.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

НИУ «Белгородский  государственный университет»

Факультет психологии 
 
 

кафедра педагогики 
 
 
 

Курсовая  работа

Педагогическая  работа с одаренными учениками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород, 2012 
Содержание
 
 

Введение

Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления

1.1 Понятие и  определение одаренности у детей

1.2 Виды одаренности

1.3 Педагогические  особенности развития одаренных  детей

Глава 2. Основные направления работы с  одаренными детьми

2.1 Метод  развивающего дискомфорта

2.2 Обучение  одаренных детей в обычном  классе

2.3 Учитель и  его взаимодействие с одаренными  детьми

Заключение

Литература

Приложение

 

      Введение 

     Среди самых интересных и загадочных явлений  природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

     Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

     Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

     Следует помнить также, что как бы ни был  одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

     Для развития своих талантов одаренные  дети должны свободно распоряжаться  временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

     Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.

     Цель  моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»

     Задачи:

     - раскрыть понятие одаренности;

     - рассмотреть методы диагностики одаренности;

     - рассмотреть направления работы с одаренными детьми.

     А где же особенности педагогической работы с детьми?Если это вынесено в название, следовательно должно быть одной из задач!

     ОБЪЕКТ?

     Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными учащимися.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления 

     1.1 Понятие и определение  одаренности у  детей 

     Одаренность можно рассматривать с различных  позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную  редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

     Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

     В. Штерн, один из выдающихся психологов XX века, с именем которого связаны важнейшие этапы становления психологии как науки и который стоял у истоков дифференциальной психологии, где предметом изучения стала человеческая индивидуальность, предлагает следующее определение одаренности: умственная одаренность есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [12, 4]. Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни) и отличает умственную одаренность от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает умственную одаренность от таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении умственной способности одной областью содержания. «Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях»[4, 70].

     Степени умственной одаренности, не выходящие  из пределов нормальной психики, представляют самостоятельную проблему, которая так же тесно связана с практическими педагогическими интересами.

     Основная  трудность выявления в пору детства  признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

     Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.

     Предметом острых дискуссий остается вопрос о  природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. Здесь хорошо бы дать ссылочку на три-четыре источника, имеющихся в Вашем списке.

     Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности  в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

     Недостаток  информации, которую можно усвоить  и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

     Чаще  всего внимание к одаренным детям  привлекает их большой словарный  запас, сопровождающийся сложными синтаксическими  конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

     Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

     Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

     А в параграфе только две ссылки? А все  остальное исключительно  Ваш текст? Похвально, конечно, но,не поверят…

     1.2 Типы и виды одаренности 

     В последнее время обнаруживаются серьезные стремления группировать классные единицы по психологическим  качествам (вспомогательные классы для одаренных ниже нормального уровня, поощрительные классы для нормальных, но не одаренных детей, особые классы для детей – выше нормального уровня, параллельные классы с нормальным и минимальным учебным материалом для различных степеней одаренности в различных специальностях) – стремление, которые требуют с автоматической необходимостью умения точно определять действительную степень умственной одаренности.

     В психологии выделяют два типа одаренности:

  1. Общий (умственный) тип
  2. Специальный (творческий) Кто выделяет?

     Каждому типу одаренности соответствует  определенный вид одаренности. А  вид рассматривается в психологии как специальная способность. Например, общему типу соответствуют гуманитарные способности, математические способности, технические способности. Для каждого вида одаренности существуют определенные компоненты. Например, для гуманитариев существуют такие компоненты, как умение творчески мыслить, умение грамотно строить речь, ораторские способности, а для «математиков» – рациональность мышления, логика, математическая интуиция. Общие и творческие (креативные) способности находятся в тесной связи, так как для высокого развития творческих способностей необходимо иметь уровень умственного развития выше среднего. После того, как ребенок приобрел высокий уровень развития, он (уровень) уже не влияет на развитие творческих способностей. Отсутствие связи между интеллектом и творчеством усложняет развитие творческих способностей ребенка. Умственная одаренность может быть всесторонней и односторонней. Основным показателем умственной одаренности является высокий уровень деятельности. Односторонняя умственная одаренность заключается в том, что у ребенка очень высоко развиты только умственные способности. Всесторонне умственно одаренные дети хорошо развиты в различных областях.Все замечательно, но кто же это излагал, и на кого Вы опирались в своих рассуждениях?

Информация о работе Педагогическая работа с одаренными учениками