Педагогическая работа с одаренными учениками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
Задачи:
- раскрыть понятие одаренности;
- рассмотреть методы диагностики одаренности;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1 Метод развивающего дискомфорта
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
2.3 Учитель и его взаимодействие с одаренными детьми
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Одаренные.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

     Успешный  учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

     Учителям  можно помочь развить указанные  личностные и профессиональные качества тремя путями:

     1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

     2) предоставлением знаний о процессах  обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

     3) тренировкой умений, необходимых  для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

     Техника преподавания у прошедших специальную  подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

     Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

     Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя  одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

     Сносок  практически нет, выводов между  абзацами (т.е. мыслями)-тоже. Странно. Вроде, как и свой опыт должны описать работы, а получается чей-то и не очень удачно. Смсыл данного паршрафа-показать особенности педагогического взаимодействия! А здесь-«голые рассуждалки»!

     ВЫВОДЫ:

     Обобщив вышесказанное, мы вправе констатировать, что Одаренные дети требуют особого подхода. Проведенный анализ литературы, собственные наблюдения позволили констатировать, что Главными направлениями по работе с данной категорией детей является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях.

     Работа  по предлагаемым методам по каким методам, какой работы, почему? требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.

     Личность  учителя является ведущим фактором обучения. Поскольку любой хороший  учитель должен быть образцом педагогической добродетелей, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.

     И что?  

 

      Заключение 

     На  протяжении многих веков одаренность  рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

     Большая часть филологов, психологов, педагогов здесь уже можно просто назвать фамилии тех, кто занимался этой проблемой, но опять-таки, тех, которые есть в Вашем списке! были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

     В настоящее время наблюдается  повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

     Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

     Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

     С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

     Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и  делают их вклад в нее чрезвычайно  значимым.

     Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высокоразвито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

     Вторая  особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

     В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

     Пока  нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

     Практическая  реальность высвечивает и то, что  школа испытывает особые потребности  в учебниках и программах, в  которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных  детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

     Работа  педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

     Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

     Заключение призвано подводить итог всему иследованию, отвечая на вопросы: 

     Достигнута  ли цель? Решены или  нет задачи исследования? Доказана ли гипотеза (которой  кстати нет у ВАС!)

 

     Список  использованных источников:  

1. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать /Е.С. Белова - М.: Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 2003г.-  с.

2. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Брушлинский, А.В., Бабаева и др.// под редакцией В.Д. Шадрикова, - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003.-  с.    Ознакомьтесь с правилами оформления списка источников на сайте БелГУ(Научная библотека), оформите по ГОСТу и обязательно в конце каждого источника выставьте или общее количество страниц или те номера, с которых взяты были цитаты! Добавьте адреса некоторых сайтов по проблеме исследования(оформление опять-таки на сайте БеГУ!), сегодня это необходимость работать с электорнными ресурсами.Только, как Вы понимаете не адреса банков рефератов и кусровых! А серьезные научные сайты, возможно некоторых НИИ, занимающихся этой проблемой, или, возможно чьих-то статей!

3. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия»., 1996г.

4. Лопатина, М.А.  Работа с одаренными учащимися. - Журнал «Завуч». - 1999. - №6, с. 70–72.

5. Митин, А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. - Управление персоналом. – 2000г.

6. Огурэ, Л. Марафон для одаренных. - ЛГО. – 2000г. - №4, с. 28–32.

7. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства – М.: Педагогическое общество России, 2000г.

8. Терасье, Ж.К. Сверходаренные дети, - М., 2000г.

9. Хромова, Т. Одаренные дети. - Журнал «Воспитание школьника». -  1997. - №4, с. 6–9.

10. Хромова, Т. Юркевич, В. – Одаренный ребенок нуждается в дискомфорте. / Психологопедагогическая мастерская. – с. 19 – 69.

11. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения - М .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.

Информация о работе Педагогическая работа с одаренными учениками