Педагогическая работа с одаренными учениками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
Задачи:
- раскрыть понятие одаренности;
- рассмотреть методы диагностики одаренности;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1 Метод развивающего дискомфорта
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
2.3 Учитель и его взаимодействие с одаренными детьми
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Одаренные.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)
  1. Эмоциональные – страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным.
  2. Профессиональные – неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания.
  3. Причины восприятия – односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня.
  4. Личностные – чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.

     Творческие  способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется  боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.

     Следует помнить, что творческие, талантливые личности А мы о ком, о личностях(т.е. обо всех) или все-таки о детях? обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку:

     Такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях.

     Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Им характерно эстетическое восприятие окружающего мира. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации.

     Такие люди могут видеть в событиях и  предметах то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять.

     К проблемам они относятся как  к очередной возможности реализовать  себя. Они страстны в достижении результата и одержимы идеями и целями, к которым стремятся. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Они знают, когда нужно завершить дело и уйти, как подвести черту. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Им свойственны смелость в поступках и незаурядная воля, умение концентрироваться и собирать все силы и энергию для достижения, казалось бы, простых целей». [5, 15]

     Это далеко не исчерпывающая характеристика людей творческих, однако, ее нельзя рассматривать как бесспорную. 

     ВЫВОДЫ:

     Любому  обществу нужны одаренные люди, и  задача общества состоит в том, чтобы  рассмотреть и развить способности всех его представителей.

     Согласно  «Рабочей концепции одаренности», разработанной  в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «одаренные дети» Минобразования РФ: Об этом следовало бы сказать во введении! И до сих пор не было ни слова об этом документе. Отчего же вдруг он появился в выводах?

     «Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одаренный ребенокэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

     Для того чтобы талантливый человек  «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве. Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

     Переход к содержанию второй главы? Какие-то «мостики»  необходимо прокидывать  по всему тексту работы!

 

      Глава 2. Основные направления работы КОГО? ГДЕ? с одаренными детьми 

     2.1 Метод развивающего  дискомфорта в чем? 

     Самая сильная потребность одаренных  детей – накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

     Учителя часто радуются, когда одаренные  дети практически не испытывают серьезных проблем во время учебы. Хотя именно в этом кроется причина их будущих неудач, так как познавательная деятельность таких детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в ходе которого развивается ум, способности ребенка, но не достаточно сформировывается умение преодолевать трудности.

     По  этой и некоторым другим причинам одаренные дети испытывают дискомфорт, когда им предлагают найти оригинальное решение какой-либо задачи. По данным психологических исследований, высокий  уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям в профессиональной самореализации. Таким образом, первая проблема особо одаренных детей – развитие креативности.

     Не  забывайте, что Вы пишите о детях(да, и неплохо было бы в начале указать возраст, и придерживаться этой позиции во всей работе! Ведь ребенок это «лицо, не достигшее 18 лет»,- так записано в Конвенции. Значит ,Ваша работа одинаково применима и к 6-летним и к 16-летним?! Но разве такое возможно?!

     Вторая  проблема касается личностного развития особо одаренных детей. Это трудности  общения со сверстниками. Причин может  быть несколько: недостаточно сформированные волевых привычек и принципов  саморегуляции, нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума.

     В целом, видимо, можно говорить о дезадаптивности  исключительно одаренных школьников. Именно поэтому, как показывает опыт работы, они заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, то есть в зоне воспитательного риска.

     В дальнейшем значительная часть одаренных  учеников испытывает серьезные трудности  в личном и профессиональном становлении, что может повлечь за собой возникновение сложнейших личностных проблем и даже психосоматических заболеваний.

     Лишь  небольшая часть этих школьников впоследствии оправдывает возлагавшиеся  на них надежды, в достаточной  степени реализует себя в творческой и профессиональной деятельности. Именно это и привело к грустному высказыванию: у одаренных детей все их будущее – в прошлом.

     Чтобы избежать ошибок в работе с особо  одаренными детьми, необходимо найти  такой психолого-педагогический метод  обучения, при помощи которого решалась бы прежде всего проблема высокой успешности их будущей профессиональной деятельности. В принципе эта задача любого школьного обучения, но в отношении одаренных детей данная проблема выносится на передний план.

     Снова цитаты! И кто этот Саша? Ваш подопечный? Ведь во второй главе должна быть отражена Ваша практическая деятельность по проблеме! Значит пишите так, чтобы было более-менее понятно, что Вы работали, как работали, с кем работали. Логично предположить, что вы организовали наблюдение за группой детей? «Основная цель работы с одаренными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности.

     Практика  показала, что для обучения одаренных  детей необходим особый метод, учитывающий их специфические особенности. Приведем пример из реальной жизни, который стал исходным при разработке данного метода.

     Саше  исполнилось десять лет, по интеллекту он не уступал пятнадцатилетним, но в остальном это был нервный, эмоциональный, болезненно впечатлительный  мальчик.

     Учительница математики предложила ему участвовать  в математической олимпиаде среди  учащихся десятых классов. Саша с радостью согласился и, будучи человеком ответственным, готовился к ней около месяца. Получив задание на олимпиаде, он понял, что оно для него слишком легкое. Решив задачи в короткий срок, причем две из них оригинальным способом, он начал разрисовывать работу. Проходящий мимо член жюри, увидев такое «хулиганство» возмутился и громко сказал, что таким, как Саша «надо на горшке в детском саду сидеть, а не участвовать в математических олимпиадах». Под громкий смех участников этого конкурса он показал рисунки всему залу и выпроводил мальчика из аудитории. Нужно ли описывать состояние ребенка?! Но Саша нашел в себе силы извиниться перед жюри, просил не отстранять его от дальнейшего участия в конкурсе.

     При подведении итогов председатель жюри объявил, что Саша не вошел в состав призеров, а школа из-за его «недостойного поведения» заняла лишь пятое место. Когда все команды стояли на сцене, взволнованный, бледный мальчик вышел вперед. Пытаясь что-то объяснить, он даже не заметил края сцены, споткнулся и упал. Зал буквально взорвался от смеха. А Сашу увезли в больницу. У него началась сильнейшая депрессия, болезнь следовала за болезнью. В школу он больше не ходил, пришел только через два года сдать выпускные экзамены экстерном. Все это время с ним постоянно работали психологи.

     Интересно, что профессиональные психологи  и педагоги оценили ситуацию по-разному. На педагогическом совете учителя единодушно осудили членов жюри, а также «жестокость» участников олимпиады. Но не увидели  главного – участие в таком важном событии десятилетнего ребенка, тем более одаренного, с его особой нервной организацией, требует специальной психологической подготовки.

     Это был не единичный случай, поэтому  перед педагогами встала задача создать  такой психолого-педагогический метод, который бы обеспечивал повышение «психологического иммунитета» одаренных детей в трудных ситуациях. Стиль очень похож на публицистический! Или научно-публицистический! В научных работах он недопустим! Старайтесь не «вырывать»куски из текста, а перефразировать их.

     При разработке подобного метода необходимо учитывать и специфическую ситуацию развития одаренных детей, которая  характеризуется, с одной стороны, развивающим комфортом. Практически  с раннего детства и вплоть до окончания школы одаренные  дети испытывают огромную радость от самого процесса познания и «реже» от школьного обучения. Именно в условиях развивающего комфорта «работают» познавательные интересы, могут совершенствоваться умственные и любые другие способности человека. С другой стороны, для развития одаренных детей характерен и разрушающий дискомфорт – во взаимоотношениях со сверстниками и с коллективом в целом, проблема приспособления к собственным эмоциональным особенностям, излишняя легкость обучения (скука), гиперопека родителей». [9, 25]

     Исходя из этих положений, был разработан кем, когда, где? метод развивающего дискомфорта, который предполагает развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности и  временной неудачи, а в конечном итоге появления потребности в преодолении трудностей (когда легкое кажется скучным и не привлекает субъекта).

     В основе предлагаемого метода лежит  развивающий микрокризис, то есть переломный момент, когда ученик начинает преодолевать состояние высокой напряженности, тревоги, даже паники и предпринимает активные действия для достижения нужного результата. Именно так накапливается опыт, вырабатывается соответствующий навык. Успешное преодоление таких кризисов, превратившееся в систему, со временем приводит к формированию определенных личностных качеств, особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода «сценария победителя».

     Микрокризис, как и всякая дискомфортная ситуация, может быть либо развивающим, либо негативным, разрушающим.

     «Дело не в самой критической ситуации, а в способе реагирования на нее. Эмоциональная реакция после  успешного выхода из кризиса носит  отчетливо позитивный характер (чувство  победителя). В случае разрушающего микрокризиса отмечаются пассивное  переживание и стремление уйти из кризисной ситуации. Система развивающего дискомфорта прямо предполагает создание микрокризиса. При отсутствии естественных (спонтанных) проявлений он может быть намеренно спровоцирован. Можно выделить три стадии микрокризиса.

Информация о работе Педагогическая работа с одаренными учениками