Педагогическая работа с одаренными учениками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
Задачи:
- раскрыть понятие одаренности;
- рассмотреть методы диагностики одаренности;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1 Метод развивающего дискомфорта
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
2.3 Учитель и его взаимодействие с одаренными детьми
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Одаренные.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

     1. Тревога, напряженность, состояние  дискомфорта

     Данная  стадия представляет собой отражение  ситуации дискомфорта в психике  ребенка или подростка, осознание  им тех трудностей, на которые надо реагировать. Здесь не всегда можно  различить по какому типу будет протекать микрокризис. Однако учитель, имеющий достаточный опыт работы, может увидеть, что тревога носит конструктивный, вполне оптимистический характер, прямо указывая на то, что кризис будет протекать по развивающему типу.

     2. Реакция на дискомфорт

     Именно на этой, решающей стадии ребенок или подросток либо активно и эффективно реагирует на дискомфортную ситуацию (в этом случае микрокризис становится развивающим), либо занимает пассивную, пессимистическую позицию, «уходит» из ситуации. Тогда кризис становится шагом на пути к разрушению личности.

     Необходимо  иметь в виду, что оценка характера  микрокризиса не может быть однозначной. Иногда мужественное признание ребенком своей неспособности справиться с ситуацией свидетельствует  об активной позиции. Например, подросток отчетливо понимает, что не может решить интеллектуальную задачу, уровень которой явно выше уровня имеющихся у него знаний, но ставит перед собой цель найти способ разрешения проблемы (иногда в перспективе) и это, безусловно, развивающий микрокризис.

     Более того, отказ от деятельности иногда свидетельствует о развитом «чувстве реальности» подростка («я этого  не могу, но не потому, что я никуда не гожусь, а потому, что такова реальность») и не приводит к патологическому  развитию личности.

     Но  надо помнить, что отрицание учеником своих неудач, «хорошая мина при плохой игре» может отражать пассивную, защитную реакцию и свидетельствовать именно о разрушительном характере микрокризиса.

     Растерянность, тревога, иногда даже паника (в случае микрокризиса) – это внешние проявления напряженной ситуации. Если ученик, преодолевая это состояние, активно продолжает работу вне зависимости от конечного результата деятельности, то это указывает на развивающий характер дискомфорта. Показателем эффективности используемого метода является стремление ученика работать самостоятельно (самообучение, а в конечном итоге и саморазвитие должны стать для него наиболее предпочтительным способом движения вперед).

     3. Последействия микрокризиса

     Если  накопление ситуации развивающего дискомфорта в жизни одаренного ребенка ведет к появлению или усилению чувства победителя и при этом закрепляется активный поиск ситуаций типа уже преодоленных, развивающий дискомфорт фактически переходит в развивающий комфорт, а с другой – высокого познавательного комфорта. Возникает потребность в постоянном поиске и решении трудных задач. Происходит самоактуализация в самом полном смысле этого слова, как естественное проявление личности, как радость творчества.

     Но  микрокризис может протекать  и по-другому: страх, тревога, паника берут верх, и школьник либо пассивен в этой неблагоприятной ситуации, либо «уходит» из нее. И тогда мы говорим о разрушающем дискомфорте. Повторение ситуаций разрушающего дискомфорта приводит к появлению или усилению чувства неудачника, фиксируется реакция избегания такого рода ситуаций. Возникает макрокризис, иначе говоря, невроз.

     В любом случае особенности деятельности школьника в кризисных ситуациях  отражается не только на развитии его  способностей, но и на его личности». [9, 25 - 27]

     Именно  поэтому педагог, воспитатель, психолог не дожидаясь стихийно возникающих  кризисных состояний, может, в случае необходимости, намеренно создавать  ситуации и помогать школьнику справляться  с ними.

     Как правило, в школьных условиях развивающий  дискомфорт возникает в связи с разного рода напряженными ситуациями и характеризуется только состоянием повышенной (несколько превышающей оптимум) трудности. Если развивающий дискомфорт достигается именно деятельностью в ситуации оптимальной трудности, то для развивающего дискомфорта необходима деятельность несколько выше этого оптимума.

     Однако  метод развивающего дискомфорта  может действовать только на основе и в постоянном переплетении с  развивающим комфортом, который  представляет собой ярко выраженные положительные эмоции от трудной, но интересной деятельности. Само напряжение в ситуации развивающего дискомфорта эмоционально переживается как очень приятное, создает чувство уверенности в себе, в своих силах.

     Многие  учителя интуитивно применяют метод  развивающего дискомфорта, но до сих пор его никто специально не разрабатывал. Предлагаемый метод необходим и реально используется (в основном стихийно) в работе с детьми любого уровня развития и способностей. Однако наиболее полезен и даже абсолютно необходим этот метод для одаренных детей, и чем выше одаренность, тем необходимость в нем становится острее и очевиднее. Метод развивающего дискомфорта призван научить одаренных учеников справляться не столько со школьными задачками, сколько с жизнью, которая для них и есть самое сложное.

     Развитие  творчества (креативности) – главная задача метода развивающего дискомфорта. Наблюдения и многочисленные исследования психологов показывают, что в обычной школе одаренный ребенок находится, с одной стороны, в условиях разрушающего дискомфорта (трудности общения со сверстниками и так далее), а с другой – высокого познавательного комфорта (все понятно и интересно). В этом и состоит основная причина того, что у многих учащихся, несмотря на высокий интеллект, отсутствуют творческие способности.

     Именно  поэтому центральной задачей  метода является развитие креативности у интеллектуально одаренных  школьников. Микрокризис, чтобы стать  развивающим, должен быть подготовлен  значительным опытом творческого комфорта (задача специальных психологических занятий). Вместе с тем любая ситуация дискомфорта в творческой деятельности должна завершаться только ситуацией развивающего комфорта. Существуют общие критерии результативности метода:

     - выработка «чувства реальности» у одаренных детей;

  • формирование психологической готовности к преодолению негативных и даже кризисных ситуаций;
  • приобретение навыков эффективного реагирования на ситуацию дискомфорта;
  • развитие и укрепление потребности и способности к проявлению инициативы и принятию ответственности за свою деятельность;

     - формирование особого личностного «сценария победителя», предусматривающего направленность на самоактуализацию в условиях социума и проявляющегося прежде всего в активной, оптимистической творческой деятельности.

     Понятно, что работа по предлагаемому нами методу требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методично-психологической службы, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом. Нужна единая, строго выверенная стратегия всей школьной жизни, в которой трудности, напряжения, дискомфортные ситуации стали бы обязательной, но при этом достаточно безопасной для психического и физического здоровья детей характеристикой ежедневного школьного уклада.

     Предлагаемый метод разрабатывается в московском лицее №1524 специально для обучения одаренных детей и подростков. Достаточно широкое понимание одаренности позволяет применять его и в работе с обычными детьми. Очевидно, что в процессе формирования характера неизбежно преодоление трудностей, кризисных ситуаций. Поэтому высокая требовательность к ребенку «любящая суровость» являются, на мой взгляд, одним из главных аспектов развивающего дискомфорта.

     Как уже сказала, следовало  бы выстроить этот параграф в иной логике- это  Ваша работа- и отталкиваться от этой позиции. А так-просто переписанный материал. 
 

     2.2 Обучение одаренных  детей в обычном  классе может быть в общеобразовательной школе лучше будет звучать?

     А до этого Вы рассматривали  обучение этих детей  в спецшколах? 

     Существует  несколько технологий обучения одаренных  детей в обычном классе: «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независимое обучение» и другие. В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим технологию «Труднейший первый шаг» (Приложение 1). Данная технология предусматривает следующие этапы:

     1.

     2.

     3.

     Все их описать подробно.

       Работа по данной  технологии строится  следующим образом,Дажее описать все этапы работы, все шаги.

     И помните: технология и методика(а тем  более методы –не  одно и то же!)

     Метод следует использовать в начале обучения детей. Смысл данной технологии состоит  в том, что ученикам предлагается попробовать решить 5 или 6 сложных  заданий и упражнений, перед тем  как приступить к основному заданию. Если они успешно справляются с этим заданием, то получают уровень «А» (что означает отлично) и тогда имеют возможность использовать время, которое осталось, для занятий тем видом деятельности, который интереснее и нужнее, естественно, под контролем учителя.

     Этот  метод можно использовать на разных уроках: математики, языка, чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать даже новые понятия быстрее, нежели однолетки, и лучше запоминают то, что учат, следовательно они и нуждаются в меньшей практике.

     «Труднейший первый шаг» необычайно успешен в  работе с детьми с неудовлетворительным поведением, которые отказываются выполнять задания со всеми. Чаще всего дети плохо себя ведут из-за краха ожиданий, расстройства их планов. А использование этого метода даст возможность этим детям в процессе урока выполнить ту работу, которая важнее для них или даже просто помечтать.

     В данном параграфе  нет ни технологии, ни методики. Найдите материал, который бы подпадал под определение технологии и включите его сюда. Раз уж сделали такое громкое заявление, то описания метода явно недостаточно!

     2.3 Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми в образовательном процессе школы. 

     Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных  программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. У Вас по тексту стоят разные кавычки. Приведите все к общему знаменателю. Все знаки по тексту должны быть одлинаковыми! Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

     Личность  учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

     По  мнению некоторых исследователей каких? Такое уже было не раз по тексту. Говорите о некоторых-ставьте сноски, обязательно те, которые есть в Вашем списке! Если таковых нет, включите! Пусть список составит 25-30  наименований-не страшно!, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Информация о работе Педагогическая работа с одаренными учениками