Педагогическая работа с одаренными учениками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
Задачи:
- раскрыть понятие одаренности;
- рассмотреть методы диагностики одаренности;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1 Метод развивающего дискомфорта
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
2.3 Учитель и его взаимодействие с одаренными детьми
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Одаренные.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

12. Штерн, В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.

13. Тorrance Е. P. Thе search for satori and creativity. Great Neck, New

York: Greativi Synergetic Associates. – 1979. p. 77.  

 

      Приложение 1 

     Технология  обучения одаренных детей в обычном  классе

     «Труднейший первый шаг» 

     Задание 1.

     ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Подготовить по две карточки с понятиями – общими и частными и смешать их. Для выполнения задания нужно расположить слова так, чтобы слева располагалась карточка с общим понятием, а справа – с частным. 

ВРЕМЯ ГОДА ОСЕНЬ
СТОРОНА ГОРИЗОНТА СЕВЕР
ПОЛЕЗНОЕ  ИСКОПАЕМОЕ ПЕСОК
ТОПЛИВО УГОЛЬ
ОСАДКИ ДОЖДЬ
ВОДОЕМ ОЗЕРО
КУСТАРНИК МАЛИНА
ОКЕАН ТИХИЙ ОКЕАН
ОРГАН ЧУВСТВ ГЛАЗ
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
ЗВЕЗДА СОЛНЦЕ
РЕБЕНОК МАЛЬЧИК
РАСТЕНИЕ ДЕРЕВО
ЗЕРНОВАЯ  КУЛЬТУРА ПШЕНИЦА
ЧИСЛО ДРОБЬ
МНОГОУГОЛЬНИК ТРЕУГОЛЬНИК
ЕДИНИЦА ДЛИНЫ МЕТР
ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ ЧАС
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  ДЕЙСТВИЕ СЛОЖЕНИЕ
ЖИВОТНОЕ ВОЛК
ПРИБОР КОМПАС
ПРОСТРАНСТВО РАВНИНА
ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ТАЯНИЕ ЛЬДА
 

     Задание 2.

     Теперь  надо будет сделать то же самое, но уже с тремя карточками. Необходимо расположить их слева направо  так, чтобы крайнее слева понятие  было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенное посередине – промежуточным по общности (то есть частным но отношению к левому понятию и общим по отношению к правому понятию). 

ПОЛЕЗНОЕ  ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО НЕФТЬ
ОСАДКИ ДОЖДЬ ЛИВЕНЬ
ВОДОЕМ ОЗЕРО БАЙКАЛ
ЛЕСНОЕ  РАСТЕНИЕ ДЕРЕВО ДУБ
ВОДОЕМ РЕКА ВОЛГА
ГРИБ СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ МАСЛЕНОК
ЖИВОТНОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ КОРОВА
ПТИЦА ЛЕСНАЯ ПТИЦА ДЯТЕЛ
ТРАВА ЛУГОВАЯ ТРАВА КЛЕВЕР
ВОДНОЕ  ПРОСТРАНСТВО ОКЕАН АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
НЕБЕСНОЕ  ТЕЛО ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
ПРИРОДА ЖИВАЯ ПРИРОДА РАСТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК ПИСАТЕЛЬ ЧЕХОВ
ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА КАМНИ
КНИГА УЧЕБНИК «РОДНАЯ РЕЧЬ»
МНОГОУГОЛЬНИК» ПРЯМОУГОЛЬНИК КВАДРАТ
ЧИСЛО МНОГОЗНАЧНОЕ  ЧИСЛО ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
ГРИБ НЕСЪЕДОБНЫЙ ГРИБ МУХОМОР
ДЕРЕВО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО ЕЛЬ
ОДЕЖДА ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА ШУБА
ИЗМЕНИТЬ УМЕНЬШИТЬ УМЕНЬШИТЬ В 2 РАЗА
ДЕЙСТВИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  ДЕЙСТВИЕ СЛОЖЕНИЕ
ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЛЕС ЛИСТВЕННЫЙ  ЛЕС
ЧАСТЬ СУШИ МАТЕРИК АФРИКА
 

     Задание 3.

     В предыдущих заданиях нужно было найти  общие понятия к одному слову (более частному). А теперь нужно  придумать общие понятия не к одному, а к двум словам. Как выполнить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем искать нужно сходные СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Попробуйте обобщить следующие пары понятий. 

1. Окунь  – карась рыбы
2. Метла  – лопата инструменты
3. Лето  – зима времена года
4. Июнь  – июль летние месяцы
5. Нефть  – торф топливо
6. Собака  – пчела живые существа
7. Трава  – гриб растения
8. Нож  – ложка столовые приборы
9. Дом  – дача здания, жилище
10. Автомобиль  – поезд транспорт
11. Нога  – рука конечности
12. Сапоги  – туфли обувь
13. Пушкин  – Лермонтов поэты
14. Конфета  – торт сладости
15. Глаза  – уши органы чувств
16. Природоведение-математика учебные предметы
17. Плюс  – минус математические  знаки
18. Уменьшаемое  – вычитаемое математические  понятия
19. Точка  – запятая знаки препинания
20. Дождь  – снег осадки
21. Метр  – сантиметр единицы измерения
22. Сумма  – разность результаты  математических действий
23. Скорость  – время характеристики  движения
24. Торф  – уголь полезные ископаемые
25. Солнце  – Луна небесные тела
26. Повесть  – рассказ литературные  произведения
27. Делимое  – делитель математические  понятия
28. Треугольник  – пятиугольник геометрические  фигуры
 

     Пары  понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или напечатанными на отдельном  листе. Отвечать дети могут устно  или письменно. 

     Задание 4.

     Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД.

     Но  возможны и другие отношения между  понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, вещь, явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ.

     В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).

1. Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня (кастрюля –  крышка; сковорода – крышка)
2. Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф (шкаф – дверца; книжный шкаф – дверца)
3. Экран,  изображение, телевизор, цветной  телевизор, радио (телевизор –  экран; цветной телевизор –  экран)
4. Обувь,  туфли, щетка, крем, подошва (обувь –  подошва; туфли – подошва)
5. Растение, сад, лепесток, мак, цветок (цветок –  лепесток; мак – лепесток)
6. Время,  будильник, ручные часы, секунда,  циферблат (будильник –  циферблат; ручные часы – циферблат)
7. Книга,  страница, буква, учебник, писатель (книга –  страница; учебник – страница)
8. Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона (куб – сторона;  квадрат – сторона)
9. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление (компас –  стрелка)
10. Животное, рыба, карась, плавник, озеро (рыба – плавник;  карась – плавник)
11. Ветка,  орешник, кустарник, растение, колючий кустарник (орешник –  ветка; кустарник – ветка; колючий  кустарник – ветка)
12. Пчела,  шмель, насекомое, мед, крыло (пчела –  крыло; шмель – крыло)
13. Кукуруза, пшеница, хлеб, растение. початок (кукуруза –  початок)
14. Нос,  человек, дыхание, запах, мальчик (человек –  нос; мальчик – нос)
15. Писатель, глава, роман, рассказ, интересный  роман (роман –  глава; интересный роман –  глава)
16. Понятие,  слово, рассказ, суффикс, произносить (слово –  суффикс)
17. Крепость, дача, дом. стена, строить (крепость – стена; дача – стена; дом – стена)
18. Кошка,  хвост, собака, домашнее животное, мяукать (кошка –  хвост; собака – хвост)
19. Число,  дробь, цифра, математика, числитель (дробь –  числитель)
20. Растение, корень, трава, дерево, животное (растение –  корень; трава – корень; дерево – корень)
 

     Упражнения  следует представлять на отдельных  карточках. Ответы учащихся могут быть устными или письменными. 

     Задание 5.

     Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на предметы, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА, СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении РЯДОПОЛОЖНОСТИ.

     В следующих заданиях найдите понятия, которые находятся в отношениях РЯДОПОЛОЖНОСТИ. 

1. Уменьшаемое,  сумма, вычитание, вычитаемое, задача уменьшаемое, вычитаемое
2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник квадрат, треугольник
3. Прямоугольник,  ширина, скорость, длина, цифра ширина, длина
4. Вес,  время, грамм, минута, тонна грамм, тонна
5. Делимое,  деление, множитель, делитель, сумма делимое, делитель; множитель, делитель
6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день ночь, день
7. Пеликан,  пингвин, животное, волк, пеликан, пингвин
8. Сумма,  действие, математика, сложение, вычитание сложение, вычитание
9. Вода, река, рыба, водоем, озеро река, озеро
10. Мореплаватель,  человек, солнце, луна, свет солнце, луна
11. Гора, земля, равнина, участок, география гора, равнина
12. Прибор, температура, градус, термометр,  барометр термометр, барометр
1 3. Ухо,  лицо, человек, ученик, глаз ухо, глаз
14. Точка,  кавычки, предложение, слово, язык точка, кавычки
15. Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, новелла сказка, новелла
16. Северный  полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель Африка, Антарктида
17. Растение, рис, хлеб, просо, поле рис, просо
18. Песня,  птица, клест, клетка, иволга клест, иволга
19. Песок,  глина, керосин, строительство,  полезные ископаемые песок, глина
20. Север,  горизонт, восток, география, Индия север, восток

Информация о работе Педагогическая работа с одаренными учениками