Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа
Цель моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
Задачи:
- раскрыть понятие одаренности;
- рассмотреть методы диагностики одаренности;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми.
Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1 Метод развивающего дискомфорта
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
2.3 Учитель и его взаимодействие с одаренными детьми
Заключение
Литература
12. Штерн, В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.
13. Тorrance Е. P. Thе search for satori and creativity. Great Neck, New
York: Greativi
Synergetic Associates. – 1979. p. 77.
Приложение 1
Технология обучения одаренных детей в обычном классе
«Труднейший
первый шаг»
Задание 1.
ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ. Подготовить по две карточки
с понятиями – общими и частными
и смешать их. Для выполнения задания
нужно расположить слова так, чтобы слева
располагалась карточка с общим понятием,
а справа – с частным.
| ВРЕМЯ ГОДА | ОСЕНЬ |
| СТОРОНА ГОРИЗОНТА | СЕВЕР |
| ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ | ПЕСОК |
| ТОПЛИВО | УГОЛЬ |
| ОСАДКИ | ДОЖДЬ |
| ВОДОЕМ | ОЗЕРО |
| КУСТАРНИК | МАЛИНА |
| ОКЕАН | ТИХИЙ ОКЕАН |
| ОРГАН ЧУВСТВ | ГЛАЗ |
| ПЛАНЕТА | ЗЕМЛЯ |
| ЗВЕЗДА | СОЛНЦЕ |
| РЕБЕНОК | МАЛЬЧИК |
| РАСТЕНИЕ | ДЕРЕВО |
| ЗЕРНОВАЯ КУЛЬТУРА | ПШЕНИЦА |
| ЧИСЛО | ДРОБЬ |
| МНОГОУГОЛЬНИК | ТРЕУГОЛЬНИК |
| ЕДИНИЦА ДЛИНЫ | МЕТР |
| ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ | ЧАС |
| МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ | СЛОЖЕНИЕ |
| ЖИВОТНОЕ | ВОЛК |
| ПРИБОР | КОМПАС |
| ПРОСТРАНСТВО | РАВНИНА |
| ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ | ТАЯНИЕ ЛЬДА |
Задание 2.
Теперь
надо будет сделать то же самое, но
уже с тремя карточками. Необходимо
расположить их слева направо
так, чтобы крайнее слева понятие
было самым общим, крайнее справа
– самым частным, а расположенное
посередине – промежуточным по общности
(то есть частным но отношению к левому
понятию и общим по отношению к правому
понятию).
| ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ | ТОПЛИВО | НЕФТЬ |
| ОСАДКИ | ДОЖДЬ | ЛИВЕНЬ |
| ВОДОЕМ | ОЗЕРО | БАЙКАЛ |
| ЛЕСНОЕ РАСТЕНИЕ | ДЕРЕВО | ДУБ |
| ВОДОЕМ | РЕКА | ВОЛГА |
| ГРИБ | СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ | МАСЛЕНОК |
| ЖИВОТНОЕ | ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ | КОРОВА |
| ПТИЦА | ЛЕСНАЯ ПТИЦА | ДЯТЕЛ |
| ТРАВА | ЛУГОВАЯ ТРАВА | КЛЕВЕР |
| ВОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО | ОКЕАН | АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН |
| НЕБЕСНОЕ ТЕЛО | ПЛАНЕТА | ЗЕМЛЯ |
| ПРИРОДА | ЖИВАЯ ПРИРОДА | РАСТЕНИЯ |
| ЧЕЛОВЕК | ПИСАТЕЛЬ | ЧЕХОВ |
| ПРИРОДА | НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | КАМНИ |
| КНИГА | УЧЕБНИК | «РОДНАЯ РЕЧЬ» |
| МНОГОУГОЛЬНИК» | ПРЯМОУГОЛЬНИК | КВАДРАТ |
| ЧИСЛО | МНОГОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО | ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО |
| ГРИБ | НЕСЪЕДОБНЫЙ ГРИБ | МУХОМОР |
| ДЕРЕВО | ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО | ЕЛЬ |
| ОДЕЖДА | ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА | ШУБА |
| ИЗМЕНИТЬ | УМЕНЬШИТЬ | УМЕНЬШИТЬ В 2 РАЗА |
| ДЕЙСТВИЕ | МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ | СЛОЖЕНИЕ |
| ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА | ЛЕС | ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС |
| ЧАСТЬ СУШИ | МАТЕРИК | АФРИКА |
Задание 3.
В
предыдущих заданиях нужно было найти
общие понятия к одному слову
(более частному). А теперь нужно
придумать общие понятия не к одному,
а к двум словам. Как выполнить это задание?
Прежде всего, нужно сравнить понятия
между собой и установить, чем они похожи.
Причем искать нужно сходные СУЩЕСТВЕННЫЕ
признаки понятий, которые позволяют объединить
их в одну группу. Попробуйте обобщить
следующие пары понятий.
| 1. Окунь – карась | рыбы |
| 2. Метла – лопата | инструменты |
| 3. Лето – зима | времена года |
| 4. Июнь – июль | летние месяцы |
| 5. Нефть – торф | топливо |
| 6. Собака – пчела | живые существа |
| 7. Трава – гриб | растения |
| 8. Нож – ложка | столовые приборы |
| 9. Дом – дача | здания, жилище |
| 10. Автомобиль – поезд | транспорт |
| 11. Нога – рука | конечности |
| 12. Сапоги – туфли | обувь |
| 13. Пушкин – Лермонтов | поэты |
| 14. Конфета – торт | сладости |
| 15. Глаза – уши | органы чувств |
| 16. Природоведение-математика | учебные предметы |
| 17. Плюс – минус | математические знаки |
| 18. Уменьшаемое – вычитаемое | математические понятия |
| 19. Точка – запятая | знаки препинания |
| 20. Дождь – снег | осадки |
| 21. Метр – сантиметр | единицы измерения |
| 22. Сумма – разность | результаты математических действий |
| 23. Скорость – время | характеристики движения |
| 24. Торф – уголь | полезные ископаемые |
| 25. Солнце – Луна | небесные тела |
| 26. Повесть – рассказ | литературные произведения |
| 27. Делимое – делитель | математические понятия |
| 28. Треугольник – пятиугольник | геометрические фигуры |
Пары
понятий можно произносить
Задание 4.
Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД.
Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, вещь, явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ.
В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).
| 1. Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня | (кастрюля – крышка; сковорода – крышка) |
| 2. Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф | (шкаф – дверца; книжный шкаф – дверца) |
| 3. Экран,
изображение, телевизор, |
(телевизор – экран; цветной телевизор – экран) |
| 4. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва | (обувь – подошва; туфли – подошва) |
| 5. Растение, сад, лепесток, мак, цветок | (цветок – лепесток; мак – лепесток) |
| 6. Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат | (будильник –
циферблат; ручные часы – |
| 7. Книга, страница, буква, учебник, писатель | (книга – страница; учебник – страница) |
| 8. Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона | (куб – сторона; квадрат – сторона) |
| 9. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление | (компас – стрелка) |
| 10. Животное, рыба, карась, плавник, озеро | (рыба – плавник; карась – плавник) |
| 11. Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий кустарник | (орешник –
ветка; кустарник – ветка; |
| 12. Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло | (пчела – крыло; шмель – крыло) |
| 13. Кукуруза, пшеница, хлеб, растение. початок | (кукуруза – початок) |
| 14. Нос, человек, дыхание, запах, мальчик | (человек – нос; мальчик – нос) |
| 15. Писатель,
глава, роман, рассказ, |
(роман – глава; интересный роман – глава) |
| 16. Понятие,
слово, рассказ, суффикс, |
(слово – суффикс) |
| 17. Крепость, дача, дом. стена, строить | (крепость – стена; дача – стена; дом – стена) |
| 18. Кошка, хвост, собака, домашнее животное, мяукать | (кошка – хвост; собака – хвост) |
| 19. Число, дробь, цифра, математика, числитель | (дробь – числитель) |
| 20. Растение, корень, трава, дерево, животное | (растение – корень; трава – корень; дерево – корень) |
Упражнения
следует представлять на отдельных
карточках. Ответы учащихся могут быть
устными или письменными.
Задание 5.
Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на предметы, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА, СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
В
следующих заданиях найдите понятия,
которые находятся в отношениях
РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
| 1. Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача | уменьшаемое, вычитаемое |
| 2. Математика,
число, сторона, квадрат, |
квадрат, треугольник |
| 3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра | ширина, длина |
| 4. Вес, время, грамм, минута, тонна | грамм, тонна |
| 5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма | делимое, делитель; множитель, делитель |
| 6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день | ночь, день |
| 7. Пеликан, пингвин, животное, волк, | пеликан, пингвин |
| 8. Сумма, действие, математика, сложение, вычитание | сложение, вычитание |
| 9. Вода, река, рыба, водоем, озеро | река, озеро |
| 10. Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет | солнце, луна |
| 11. Гора,
земля, равнина, участок, |
гора, равнина |
| 12. Прибор, температура, градус, термометр, барометр | термометр, барометр |
| 1 3. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз | ухо, глаз |
| 14. Точка,
кавычки, предложение, слово, |
точка, кавычки |
| 15. Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, новелла | сказка, новелла |
| 16. Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель | Африка, Антарктида |
| 17. Растение, рис, хлеб, просо, поле | рис, просо |
| 18. Песня, птица, клест, клетка, иволга | клест, иволга |
| 19. Песок,
глина, керосин, строительство, |
песок, глина |
| 20. Север, горизонт, восток, география, Индия | север, восток |
Информация о работе Педагогическая работа с одаренными учениками