Педагогическая работа с одаренными учениками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
Задачи:
- раскрыть понятие одаренности;
- рассмотреть методы диагностики одаренности;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1 Метод развивающего дискомфорта
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
2.3 Учитель и его взаимодействие с одаренными детьми
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Одаренные.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

     Кроме того одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например.

     Художественная  одаренность.

     Этот  вид одаренности поддерживается и развивается в специальных  школах, кружках, студиях. Он подразумевает  высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

     Общая интеллектуальная и академическая  одаренность.

     Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

     Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

     Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном  языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

     Творческая  одаренность.

     Прежде  всего, продолжаются споры о самой  необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

     Вместе  с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

     Социальная  одаренность.

     Это исключительная способность устанавливать  зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

     Существует  множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

     Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному  и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. И что? Подводите итог в каждом параграфе так, чтобы было понятно, для чего Вы вообще все здесь писали. И как предыдущий параграф соотносится со следующим? Это тоже должно вытекать из вывода в конце каждого параграфа! 

     1.3 Педагогические особенности  развития одаренных  детей 

     В основе педагогической проблемы одаренности  лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.

     «Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. По мнению Ж. Пиаже, «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать»» [6, 28].

     Ученые  утверждают, что у одаренных и  талантливых детей биохимическая  и электрическая активность мозга  значительно выше. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Кроме того, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, – вот задача педагога.

     Здесь можно было бы указать: По мнению…. И ….. (и  далее продолжить Ваш текст) Одаренность в основном определяется тремя факторами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. В сфере опережающего развития познания отмечается следующее.

     «Во-первых, одаренные люди отличаются, большим  любопытством в исследованиях окружающего  мира и не терпят никаких ограничений  или запретов. Ученые утверждают, что  у одаренных, талантливых людей  значительно повышены биохимическая  и электрическая активность мозга. Они стимулируют себя тем, что «переваривают» огромное количество информации и всегда этим заняты.

     Во-вторых, одаренных людей, начиная с детского возраста, отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать  и делать выводы. Их самое интересное занятие – строить логические модели, приводить все в систему.

     В-третьих, такие люди обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать информацию и опыт, умело распоряжаться  приобретенными знаниями и умениями, почти всюду применять системный подход» [6, 15].

     Наконец, одаренные люди с удовольствием  берутся за решение самых сложных  задач, концентрируя на них внимание, а по результатам, как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.

     В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству. При таких существенных различиях с обычным окружением, они очень часто пытаются защитить себя через хорошо развитое чувство юмора, игру слов, несообразности, веселые жизненные коллизии, которые многие просто не замечают. Это своеобразная защита тонкой психики одаренных и талантливых людей.

     Нельзя  абзац начинать с  цитаты! «Поскольку проблемы, которые они пытаются решить, очень часто «не по зубам» коллегам по работе, а одаренные люди этого сами на понимают, у них появляется «эффект ореола» – преувеличенные ожидания подобных же действий от других членов организации. Очень часто на этой почве возникают конфликты, некое отторжение талантливых людей от основной массы работников, недоброжелательность [5, 17] Точки следует выносить за кавычки.В данном случае поставить точку после скобок. Проверьте весь текст, пожалуйста!

     Однако  такое непонимание скорее зависит  от недостаточности нашей культуры, нашей меньшей восприимчивости  к происходящим явлениям.

     Вновь начинется цитатой! У Вас очень много таких «волшебных» мест. Проверьте, перефразируйте! «Практика управленческой деятельности знает немало примеров, когда талантливых людей начинают обвинять в эгоцентризме – воззрении, ставящем в центр всего мироздания индивидуальное «я» человека. Представляется, что эгоцентризм не означает эгоизм с его обычной негативной окраской. Скорее всего, это одностороннее восприятие. Поэтому многим руководителям зачастую очень трудно общаться с такими неординарными людьми: они бывают неспособны воспринять другую точку зрения, особенно если она основана на параллельном опыте.» [5, 18]

     Цитата!!! Можно написать, напрмер: Известна точка зрения, когда (и далее  Ваш текст, а в  конце ОБЬЯЗАТЕЛЬНО СНОСКА!!!!) «Физические характеристики одаренных и талантливых людей обычно сопровождаются двумя соперничающими стереотипами. Первый – это тощие, физически ослабленные «очкастые», «ушедшие в себя люди». Другой образ – красивые, здоровые, улыбающиеся личности. Вряд ли следует придерживаться этих стереотипов. Во многом это зависит от наследственности, социальной среды, внимания личности к своему физическому и психическому здоровью. Но одно можно утверждать точно: одаренные и талантливые люди всегда привлекательны своим интеллектом, навыками культуры, мягкостью общения с окружающими. Их всегда отличает высокий энергетический уровень. СНОСКА!

     Размышляя над обозначенной проблемой, автор  считает, что (и далее  текст) Для людей талантливых, с выдающимися способностями почти всегда характерна модель поведения со стремлением преуспеть. Поскольку одаренные и талантливые дети проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми». [5, 15–19]

     Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием  интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Поэтому им трудно находить соответствия между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс обретается с практическим опытом и доброжелательным отношением со стороны окружающих. Он должен нести в себе хорошую продуктивность, культуру формирования приоритетов и постановки цели.

     Талантливые люди, имея определенную долю упрямства, часто могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их усиленные эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях.

     Цитата!!! «Для одаренных людей характерна довольно стандартная ситуация, когда в беседах они безапелляционно прерывают собеседника, поправляют его, демонстрируя свои собственные знания, а иногда даже превращая окружающих в предмет насмешек. Это случается по причине того, что они уже знают ответ, торопятся его огласить, схватывают мысль на лету. Собеседник, которого перебивают, естественно, чувствует угрозу или скрытый вызов Товарищам кажется, что тот или иной «умник» хочет выделиться на их фоне. В результате одаренные дети наталкиваются на отчуждение, неприятие». [5, 16]

     Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [13, 13]. Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает человек. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. А где же переход к деятельности преподавателя? Как-то сразу в омут- «бултых!»

     Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. «Существуют причины снижения творческой активности человека:

Информация о работе Педагогическая работа с одаренными учениками