Педагогические способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 19:50, реферат

Описание

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Содержание

1. Теоретическая часть и опорные схемы:

А. Сущность педагогических способностей

Б. Структура педагогических способностей

В. Профессионально важные качества учителя

2. Тезаурус

3. Тест для самопроверки

4. Тесты на выявление способностей

5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Пед способности.doc

— 619.00 Кб (Скачать документ)

Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет 
 
 
 
 
 
 

Проект на тему:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ  
 
 
 
 
 

Выполнили:

Студентки МФ, группы 04-0704

Ахметова  А. и Куликова К. 
 
 
 
 

Казань, 2009 

Оглавление 

1. Теоретическая  часть и опорные схемы:

                                      А. Сущность педагогических способностей

                                      Б. Структура педагогических способностей

                                      В. Профессионально важные качества учителя

2. Тезаурус

3. Тест для  самопроверки

4. Тесты на  выявление способностей

5. Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

А. Сущность педагогических способностей

А.1. Понятие способностей в психологии

А.2. Сущность педагогических способностей

А.3. Базовые педагогические способности  

А.1. Понятие способностей в психологии

     Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

          На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

          В связи с этим сперва рассмотрим  соотношение понятий: способности,  задатки, гениальность и талант  на основе общей структуры  способностей. (Рис.1)

          Задатки весьма многозначны, они  лишь предпосылки развития способностей.

          В развитии способностей они  входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на  их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими.

          Талант и гениальность являются  уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.

          Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.

          В этом плане можно выделить:

          Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. (Рис.2)

          Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими. (Рис.3)

Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:

-в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

-изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

-изучаются общие механизмы формирования способностей.

Перейдем к  анализу педагогических способностей. 

А.2. Сущность педагогических способностей

Педагогическим  способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

          Каждая способность имеет свою  структуру, в ней различают  ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

-педагогический такт;

-наблюдательность;

-любовь к детям;

-потребность в передаче знаний.

Педагогический  такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический  такт предполагает:

-уважение к школьнику и требовательность к нему;

-развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

-внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

-доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

-педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая  наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По-другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса. 

А.3. Базовые педагогические способности

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

-способность понимать ученика;

-способность доступно налагать материал;

-способность развивать заинтересованность учащихся;

-организаторские способности;

-педагогический такт;

-предвидение результатов своей работы и др.

В целом к  группе педагогических способностей в  первую очередь относят:

-педагогическую наблюдательность;

-педагогическое воображение;

-требовательность как черту характера;

-педагогический такт;

-организаторские способности;

-простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

          Так, педагогическое воображение  особо значимо для конструктивной  деятельности - оно выражается в  "проектировании" будущих знаний  учащихся, умении находить заранее  подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

          Педагогический такт проявляется  в коммуникативной стороне педагогической  деятельности. Как мы уже отмечали  выше, это способность к установлению  правильных отношений с учениками,  учителями, родителями, чувство меры  в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.

          Организаторские способности также  нужны для деятельности учителя,  так как вся педагогическая  деятельность носит организаторский  характер.

Н.Д. Левитов  выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

-способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

-способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

-самостоятельный и творческий склад мышления;

-находчивость или быстрая и точная ориентировка;

-организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким  (Рис.2), который и дал им соответствующие общие определения.

Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные  способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные  способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое  воображение (или  прогностические  способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к  распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные  педагогические способности учителей разных предметов. Например, А.В. Андриенко  изучала специальные педагогические способности учителя математики (рис.3).

          От педагогических способностей  учителя, от его личностных  качеств зависит достижение педагогом  высокого мастерства в обучении  и воспитании детей. 

Б. Структура педагогических способностей

Б.1. Структура педагогической системы

Б.2. Уровни педагогических способностей

Б.3. Общие педагогические способности  

Б.1. Структура педагогической системы

Информация о работе Педагогические способности