Педагогические способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 19:50, реферат

Описание

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Содержание

1. Теоретическая часть и опорные схемы:

А. Сущность педагогических способностей

Б. Структура педагогических способностей

В. Профессионально важные качества учителя

2. Тезаурус

3. Тест для самопроверки

4. Тесты на выявление способностей

5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Пед способности.doc

— 619.00 Кб (Скачать документ)
  1. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?
  2. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?
  3. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?
  4. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?
  5. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?
  6. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?
  7. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?
  8. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?
  9. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?
  10. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной колеи?
  11. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?
  12. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?
  13. Вы обычно активны на собраниях?
  14. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?
  15. Вас раздражают поручения и просьбы?
  16. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?
  17. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?
  18. Вас выводит из себя, когда опаздывают?
  19. К вам часто обращаются за советом или помощью?
  20. У вас в основном получается жить по принципу «дал слово - держи»?

Ключ к тесту: "Да": 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 18, 19, 20.

"Нет": 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16.

Обработка и  интерпретация результатов теста:

Необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент  организаторских способностей равен дроби, где числитель - сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель- 20.

Критерии для  выводов: до 40% - уровень организаторских  способностей низкий;

40-70% - средний; 

свыше 70% - высокий.

Список  литературы

Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Гоноболин Ф.Н. О  педагогических способностях учителя. М., 1964.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. метод. пособие. М., 1999.

Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя  и мастера производственного  обучения. М., 1990.

Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.

Левитес Д.Г. Школа  для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности  индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.

Митина Л.М. Учитель  как личность и профессионал (психологические  проблемы). М., 1994.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995.

Информация о работе Педагогические способности