Педагогические способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 19:50, реферат

Описание

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Содержание

1. Теоретическая часть и опорные схемы:

А. Сущность педагогических способностей

Б. Структура педагогических способностей

В. Профессионально важные качества учителя

2. Тезаурус

3. Тест для самопроверки

4. Тесты на выявление способностей

5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Пед способности.doc

— 619.00 Кб (Скачать документ)

-ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;

-проектировать содержание учебного предмета;

-проектировать собственную педагогическую деятельность.

       

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест  для самопроверки:

    Выберите  правильный ответ:

  1. В наиболее обобщённой форме педагогические способности представлены:

    а). Н.Д. Левитовым

    б). Ф.Н. Гоноболиным

    в). В.А. Крутецким

    г). Л.М. Митиной.

     2.  Отбор и организацию содержания  учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:

     а). конструктивной

     б). организаторской

     в). коммуникативной

     г). гностической.

  1. Ведущим учёным в области педагогических способностей является:

    а). А.Б. Орлов

    б). Л.М. Митина

    в). В.В. Давыдов

    г). В.А. Крутецкий.

     4. Проявление математических способностей  изучал:

    а). А.В. Андриенко

    б). Б.М. Теплов

    в). В.И. Киреенко

    г). Л.М. Митина.

  1. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:

    а). Л.М. Митина

    б). Н.Ф. Талызина

    в). А.К. Маркова

    г). Н.Ф. Кузьмина

    Дайте определения понятий:

  1. Общие способности –
  2. Специальные способности –
  3. Педагогический такт –
  4. Педагогическая наблюдательность –
  5. Структурные компоненты –

    11. Дополните перечень основных педагогических способностей:

А)  Способности  академические 

Б)

В) Способности  дидактические 

Г)

Д) Способности  конструктивные

Е)

Ж) Способности  организаторские 

З) Способности  педагогические

И)

К) Способности  специальные.

     Ответьте  на вопросы:

    1. Как в психологии трактуются способности?
    2. Чем отличаются способности от задатков?
    3. Как соотносятся талант и гениальность со способностями?
    4. Что такое "общие способности"?
    5. Какие свойства являются ведущими в педагогических способностях?
    6. Назовите базовые педагогические способности.
    7. Какие педагогические способности выделяет Ф. Н. Гоноболин?
    8. Какие способности учителя выделяет В.А. Крутецкий?
    9. Чем отличаются функциональные компоненты педагогической системы от структурных?
    10. Какие уровни педагогических способностей выделяет Н.В. Кузьмина?
    11. Назовите общие педагогические способности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответы:

  1. Б
  2. А
  3. Г
  4. А
  5. В
  6. Общие способности – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
  7. Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
  8. Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
  9. Педагогическая наблюдательность – это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
  10. Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.
  11. А)  Способности академические

           Б) Способности гностические

           В) Способности дидактические

   Г) Способности коммуникативные

       Д) Способности конструктивные

       Е) Способности общие

       Ж) Способности организаторские

       З) Способности педагогические

       И) Способности перцептивные

       К) Способности специальные  

ТЕСТЫ:

Тест  №1. Опросник для изучения своих личностных характеристик..

Оцените свой творческий потенциал. Выберите один из предложенных вариантов

ответов.

1. Считаете  ли вы, что окружающий вас мир  может быть улучшен?

а) да;

б) нет;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли  вы, что сами сможете участвовать  в значительных изменениях

окружающего мира?

а) да, в большинстве  случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых  случаях.

3. Считаете  ли вы, что некоторые из ваших  идей принесут значительный прогресс

в той сфере  деятельности, которую вы выберете?

а) да;

б) откуда у  меня могут быть такие идеи?

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой  успех возможен.

4. Считаете  ли вы, что в будущем будете  играть столь важную роль, что сможете

что-то принципиально  изменить?

а) да, наверняка;

б) очень маловероятно;

в) может быть.

5. Когда вы  решаете что-то сделать, уверены  ли в том, что дело получится?

а) конечно;

б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

в) чаще уверен, чем неуверен.

6. Возникает  ли у вас желание заняться  каким-то неизвестным для вас  делом,

таким делом, в  котором в данный момент вы некомпетентны, и абсолютно его не

знаете?

а) да, всякое неизвестное  меня привлекает;

б) нет;

в) все зависит  от самого дела и обстоятельств.

7. Вам приходится  заниматься незнакомым делом.  Испытываете ли вы желание

добиться в  нем совершенства?

а) да;

б) что получится, то и хорошо;

в) если это  не очень трудно, то да.

Заинтересованные  в более глубоком самоизучении могут  воспользоваться

указанной в сносках литературой.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем  все?

а) да;

б) нет, надо учиться  самому основному;

в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.

9. Когда вы  терпите неудачу, то:

а) какое-то время  упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете  рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;

в) продолжаете  делать свое дело, пока здравый смысл  не покажет

непреодолимость препятствий.

10. Профессию  надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности  в ней;

в) престижа и  преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя,  могли бы вы легко ориентироваться  на маршруте, по которому

уже прошли?

а) да;

б) нет;

в) если место  понравилось и запомнилось, то да.

12. Можете ли  вы вспомнить сразу же после  беседы все, что на ней говорилось?

а) да;

б) нет;

в) вспомню все, что мне интересно.

13. Когда вы  слышите слово на незнакомом  языке, можете ли вы повторить  его по

слогам без ошибок, даже не зная его значения?

а) да;

б) нет;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное  время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:

а) дело закончено  и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более  или менее довольны сделанным;

в) дело кажется  сделанным, хотя его еще можно  делать лучше. Но зачем?

16. Когда вы  один, вы:

а) любите мечтать  о каких-то вещах, может быть, и  абстрактных;

б) любой ценой  пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны  с вашими делами.

17. Когда какая-то  идея захватывает вас, то вы  станете думать о ней: а)

независимо  от того, где и с кем вы находитесь;

б) только наедине;

в) только там, где есть тишина. 18. Когда вы отстаиваете  какую-то идею, вы:

а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся  вам

убедительными;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. 

Подсчитайте баллы.

За ответ  а) начисляются 3 балла, за ответ б) — 1, за ответ в) — 2 балла. Вопросы

диагностировали границы вашей любознательности, уверенность в себе, стремление к

независимости, зрительную и слуховую память, способность  абстрагироваться и

сосредоточиваться. Эти показатели и есть качества творческого  потенциала.

Если  вы набрали 48 баллов и более, то в вас заложен значительный творческий

потенциал, который  представляет вам богатый выбор  творческих возможностей. Если

вы на деле сможете  применить ваши способности, то вам  доступны самые

разнообразные формы творчества.

Если  вы набрали 24—47баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам

творить, но существуют и барьеры вашего творчества. Страх,

особенно у  людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает

Информация о работе Педагогические способности