Педагогические способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 19:50, реферат

Описание

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Содержание

1. Теоретическая часть и опорные схемы:

А. Сущность педагогических способностей

Б. Структура педагогических способностей

В. Профессионально важные качества учителя

2. Тезаурус

3. Тест для самопроверки

4. Тесты на выявление способностей

5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Пед способности.doc

— 619.00 Кб (Скачать документ)

Конструктивные  умения - это умения:

-отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;

-отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;

-проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;

-конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.

Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д.

          В связи с этой стороной  деятельности педагог должен  уметь организовывать свое время,  индивидуальную работу учащихся, коллективную деятельность учащихся, осуществлять взаимодействие с учащимися в учебной работе и т.д.

Организаторские умения - это умения:

-организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;

-организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;

-управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;

-диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;

-оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;

-организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;

-осуществлять коррекцию учебной деятельности.

Коммуникативный компонент, характеризующийся взаимоотношениями  в коллективе, рассматривается в  двух аспектах: а) взаимоотношения по горизонтали (педагог - учащийся) и б) взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической системы - партнер по деятельности).

Коммуникативные умения - это умения:

-строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;

-индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;

-устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;

-вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;

-мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.

Гностический  компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.

Гностические  умения педагога - это умения:

-извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;

-самостоятельно работать с различными источниками информации;

-выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;

-анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;

-добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;

-логически рассуждать и проводить логические вычисления;

-осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;

-изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.  
 

Тезаурус

Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье поведение характеризуется нарушением правовой нормы в результате чего возникает правоотношения ответственности. В правоотношениях ответственности делинквентом признается сторона на которую возлагается обязанность прекратить противоправное поведение и возместить ущерб пострадавшей стороне.

Дидактогения (гр. didaktos — учитель + genao — рождаю) — психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния), вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя. Д. — брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость Д. не вызывает. Д. — аналог ятрогении (иатрогении).

Компонент — составная часть чего-либо целого.

      Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.

     Функциональные  компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость.

Педагогическая  наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

Педагогический  такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

      Авторитарные  способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

     Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

     Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

     Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

     Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

     Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

     Педагогическое  воображение (или  прогностические  способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

     Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

              Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

     Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

     Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Талант  - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.

Умение — способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

     Гностические  умения педагога - это умения:

-извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;

-самостоятельно работать с различными источниками информации;

-выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;

-анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;

-добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;

-логически рассуждать и проводить логические вычисления;

-осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;

-изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

     Конструктивные  умения - это умения:

-отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;

-отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;

-проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;

-конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.

     Коммуникативные умения - это умения:

-строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;

-индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;

-устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;

-вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;

-мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.

     Организаторские умения - это умения:

-организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;

-организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;

-управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;

-диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;

-оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;

-организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;

-осуществлять коррекцию учебной деятельности.

        Проектировочные умения - это умения:

-осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;

-предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;

-намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;

-научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;

Информация о работе Педагогические способности