Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 19:50, реферат
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
1. Теоретическая часть и опорные схемы:
А. Сущность педагогических способностей
Б. Структура педагогических способностей
В. Профессионально важные качества учителя
2. Тезаурус
3. Тест для самопроверки
4. Тесты на выявление способностей
5. Список используемой литературы
Конструктивные умения - это умения:
-отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;
-отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;
-проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
-конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.
Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д.
В связи с этой стороной
деятельности педагог должен
уметь организовывать свое
Организаторские умения - это умения:
-организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
-организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
-управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
-диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
-оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
-организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
-осуществлять коррекцию учебной деятельности.
Коммуникативный
компонент, характеризующийся
Коммуникативные умения - это умения:
-строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;
-индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;
-устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;
-вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;
-мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.
Гностические умения педагога - это умения:
-извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
-самостоятельно работать с различными источниками информации;
-выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;
-анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;
-добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;
-логически рассуждать и проводить логические вычисления;
-осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;
-изучать, обобщать
и внедрять передовой опыт.
Тезаурус
Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье поведение характеризуется нарушением правовой нормы в результате чего возникает правоотношения ответственности. В правоотношениях ответственности делинквентом признается сторона на которую возлагается обязанность прекратить противоправное поведение и возместить ущерб пострадавшей стороне.
Дидактогения (гр. didaktos — учитель + genao — рождаю) — психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния), вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя. Д. — брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость Д. не вызывает. Д. — аналог ятрогении (иатрогении).
Компонент — составная часть чего-либо целого.
Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.
Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость.
Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.
Умение — способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.
Гностические умения педагога - это умения:
-извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
-самостоятельно работать с различными источниками информации;
-выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;
-анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;
-добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;
-логически рассуждать и проводить логические вычисления;
-осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;
-изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.
Конструктивные умения - это умения:
-отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;
-отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;
-проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
-конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.
Коммуникативные умения - это умения:
-строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;
-индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;
-устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;
-вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;
-мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Организаторские умения - это умения:
-организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
-организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
-управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
-диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
-оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
-организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
-осуществлять коррекцию учебной деятельности.
Проектировочные умения - это умения:
-осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;
-предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;
-намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;
-научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;