Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 19:50, реферат
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
1. Теоретическая часть и опорные схемы:
А. Сущность педагогических способностей
Б. Структура педагогических способностей
В. Профессионально важные качества учителя
2. Тезаурус
3. Тест для самопроверки
4. Тесты на выявление способностей
5. Список используемой литературы
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
Сначала коротко рассмотрим
Система представляется как
Педагогическая система
Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.
Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности. (Рис.4).
Рис. 4. Функциональные
компоненты педагогической системы.
Б.2. Уровни педагогических способностей
Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:
Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.
Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.
Второй уровень составляют
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:
-Чувство объекта.
-Чувство меры или такта.
-Чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.
Таким образом, перцептивно-
Проектировочные
Б.3. Общие педагогические способности
Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:
-гностические;
-проектировочные;
-конструктивные;
-коммуникативные;
-организаторские.
Гностические способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.
Проектировочные
Конструктивные педагогические
способности состоят в особой
чувствительности к тому, как
построить предстоящее занятие,
Коммуникативные
-способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;
-чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);
-хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
-суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.
Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:
-к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и во внеучебное время;
-продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;
-продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;
-продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;
-продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Существенен вывод
исследователей школы Н.В. Кузьминой, что
педагогические способности предполагают
высокий уровень развития общих способностей
(наблюдательности, мышления, воображения)
и что другие способности включаются в
сферу педагогической деятельности лишь
при наличии педагогической направленности
и педагогических способностей в условиях
их дальнейшего развития. Кроме того, выделены
три типа сочетания педагогических и других
специальных способностей: педагогические
способности, которые либо помогают, либо
нейтральны, либо мешают педагогической
деятельности.
В. Профессионально важные качества учителя
В.1. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя
В.2. Рефлексивно-перцептивные умения учителя
В.3.
Базовые умения педагога
В.1. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя
В отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и других ученых проблема свойств личности педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
Одно из ведущих, стержневых
образований личности учителя,
определяющих ее целостность
и готовность к деятельности,
составляют профессионально-
Смысложизненное
самоопределение учителя
-на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания;
-на человека как на цель, а не на средство;
-на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.
В состав профессионально
обусловленных свойств и
-общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии);
-некоторые специфические качества - организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
-профессиональная работоспособность;
-физическое и психическое здоровье.
1. По Н.В. Кузьминой,
структура субъективных
-тип направленности;
-уровень способностей;
-компетентность,
в которую входят специально-педагогическая
компетентность, методическая, социально-психологическая,
дифференциально-
Существенны здесь предложенная дифференциация самой компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта, "как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события". Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
2. По А.К. Марковой,
структура субъектных свойств
может быть представлена
-объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;