Педагогические способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 19:50, реферат

Описание

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Содержание

1. Теоретическая часть и опорные схемы:

А. Сущность педагогических способностей

Б. Структура педагогических способностей

В. Профессионально важные качества учителя

2. Тезаурус

3. Тест для самопроверки

4. Тесты на выявление способностей

5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Пед способности.doc

— 619.00 Кб (Скачать документ)

воображение —  основу творчества. Любая новая идея может показаться неожиданной,

вызвать удивление, непризнание, осуждение окружающих. Боязнь осуждения за новые,

непривычные для  других поведение, взгляды, чувства  сковывает творческую

активность, уничтожает творческую личность. 

Тест  №2.Способность преподавателя  к эмпатии.

Эмпатия — сопереживание, т.е. умение поставить себя на место другого человека,

способность к  произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других

людей. Сопереживание  — это принятие чувств, которые  испытывает некто другой, так,

как если бы они  были нашими собственными. Развитая у  человека эмпатия — ключевой

фактор успеха в тех видах деятельности, которые  требуют вчувствования в мир

партнера по общению, прежде всего в обучении и воспитании.

Инструкция. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая

на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

«не знаю» — 0, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто»  — 3, «почти всегда» — 4,

«да, всегда»  — 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше  нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь

замечательных людей».

2. Взрослых  детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится  размышлять о причинах успехов  и неудач других людей.

4. Среди всех  музыкальных направлений предпочитаю  музыку в современных

ритмах.

5. Чрезмерную  раздражительность и несправедливые упреки больного надо

терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному  человеку можно помочь даже  словом.

7. Посторонним  людям не следует вмешиваться  в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе

наворачивались  слезы.

10. Раздраженное  состояние моих родителей влияет  на мое настроение.

11. Я равнодушен  к критике в мой адрес.

12. Мне больше  нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда  прощал все родителям, даже  если они были неправы.

14. Если лошадь  плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я  читаю о драматических событиях  в жизни людей, то чувствую, словно

это происходит со мной.

16. Родители  относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся  подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю  внимания на плохое настроение  своих родителей.

19. Я подолгу  наблюдаю за поведением животных, откладывая УщC__Ђ>другие дела.

20. Фильмы и  книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится  наблюдать за выражением лиц  и поведением незнакомых людей.

22. В детстве  я приводил домой бездомных  кошек и собак.

23. Все люди  необоснованно озлоблены.

24. Глядя на  постороннего человека, мне хочется  угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве  младшие по возрасту ходили  за мной по пятам.

26. При виде  покалеченного животного я стараюсь  ему чем-то помочь.

27. Человеку  станет легче, если внимательно  выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное  происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою  идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают  способность животных чувствовать  настроение своего

хозяина.

31. Из затруднительной  конфликтной ситуации человек  должен выходить

самостоятельно.

32. Если ребенок  плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь  должна всегда удовлетворять  любые просьбы и чудачества

стариков.

34. Мне хотелось  разобраться, почему некоторые  мои одноклассники иногда были

задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои  друзья начинают обсуждать со  мной свои личные проблемы, я

стараюсь перевести  разговор на другую тему.

Обработка результатов. Прежде чем подсчитать полученные результаты,

проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю»

на утверждения  № 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты № 11, 13, 15, 27

ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед

собой, а в  некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам

тестирования  можно доверять, если по всем перечисленным  утверждениям вы дали не

более трех неискренних  ответов, при четырех уже следует  сомневаться в их

достоверности, а при пяти — можно считать, что работу вы выполнили напрасно.

Теперь просуммируйте  все баллы, приписанные ответам  на пункты № 2, 5, 8, 9, 10, 12,

13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32 и соотнесите результат  со шкалой развитости

эмпатийных  тенденций.

Если  вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности.

У вас болезненно развито сопереживание. При общении, как барометр, тонко реагируете

на настроение собеседника, еще не успевшего сказать  ни слова. Вам трудно от того, что

окружающие  используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое

эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в  присутствии «тяжелых» людей.

Взрослые и  дети охотно доверяют вам свои тайны  и идут за советом. Нередко

испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но

даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В

то же время  сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного

или не находить себе места от холодного приветствия  вашего шефа. Ваша

впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах,

нуждаетесь в  эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни  вы

близки к невротическим  срывам. Позаботьтесь о своем психическом  здоровье.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и

проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным

интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» по их лицам и «заглядывать» в

их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете

контакты и  находите общий язык. Должно быть, и  дети тянутся к вам. Окружающие

ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать  конфликтов и находить

компромиссные решения. Хорошо переносите критику  в свой адрес. В оценке событий

больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в

социальном одобрении  своих действий. При всех перечисленных  качествах вы не всегда

аккуратны в  точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из

равновесия.

От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий

подавляющему  большинству людей. Окружающие не могут  назвать вас «толстокожим»,

но в то же время вы не относитесь к числу  особо чувствительных лиц. В

межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем

доверять своим  личным впечатлениям. Вам не чужды  эмоциональные проявления, но в

большинстве своем  вы держите их под контролем. В  общении внимательны, стараетесь

понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника

теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать  свою точку зрения, не

будучи уверенными, что она будет принята. При  чтении художественных произведений

и просмотре  фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев.

Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений  между людьми, поэтому, случается,

их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это

мешает вам  полноценно воспринимать людей.

От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете

затруднения в  установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной

компании. Эмоциональные  проявления окружающих подчас кажутся  вам непонятными

и лишенными  смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом,

а не работе с  людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных

решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто  есть, вы цените больше за деловые

качества и  ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же:

случается, что  вы чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют

вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы расколете  свой панцирь и станете

пристальнее всматриваться  в поведение своих близких  и принимать их потребности как

свои.

11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции

личности неразвиты. Вы затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком

среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного

старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем

положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые

ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком

центрированы  на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе,

во взаимодействии же с другими не всегда выглядите  в лучшем свете. С иронией

относитесь к  сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой

адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Тест  №3.

Назначение теста:

Предлагаемая  методика дает возможность более  глубоко разобраться в структуре  организаторских способностей и  одновременно выявить уровень владения ими.

Инструкция к  тесту:

Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.

Тестовый материал:

Информация о работе Педагогические способности