Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Портфолио поможет учащимся освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые при составлении резюме и прохождении различных собеседований. Применение технологии портфолио в учебном процессе, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие сведения о портфолио.
1.1. История появления портфолио……..…………………………………………………………………...4
1.2. Внедрение портфолио в ОУ России……..…………………................... 5
1.3. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учащихся…………………………………………………………………………...6
Глава II. Структура портфолио.
2.1. Основные этапы создания портфолио…………………………………..…………………………………….12
2.2. Рекомендации для отбора документов в портфолио …………………..14
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16
Приложение:
«Деловая игра» - презентация портфолио.
Положение о порядке оценивания личных достижений учащихся.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по практ. педагогики 2 курс.docx

— 335.36 Кб (Скачать документ)

Государственное  образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет».

 

 

 

 

 

Контрольная работа по практической педагогике.

«Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся».

 

 

 

Подготовила:

Студентка 2 курса,

кафедра «Педагогика», УДО

Шестова Наталья Александровна.

 

 

 

 

Проверил: зав.кафедрой педагогики и психологии

Барсукова Л. Я.

 

Содержание:

   Введение………………………………………………………………………..  3

Глава I. Общие сведения  о портфолио.  

1.1.  История появления  портфолио……..…………………………………………………………………...4

  1.2. Внедрение портфолио в ОУ России……..…………………................... 5

     1.3. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учащихся…………………………………………………………………………...6

  Глава II. Структура  портфолио.

2.1. Основные этапы создания портфолио…………………………………..…………………………………….12

2.2.  Рекомендации для  отбора документов в портфолио  …………………..14

Заключение……………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………………….16

Приложение:

 «Деловая игра» - презентация  портфолио.

 Положение о порядке  оценивания личных достижений  учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы  заключается в том, что в настоящее время в  процессе модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся.  Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Портфолио поможет учащимся  освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые при составлении резюме и прохождении различных собеседований. Применение технологии портфолио в учебном процессе, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля.  Перспективность использования портфолио обусловлена тем, что идея портфолио отражает новые цели образования, понимание сути учебного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.

Актуальность выбранной  нами темы неслучайна, так как введение портфолио в систему образования  является новшеством и педагоги недостаточно знакомы с теорией  данного  проекта, правильного его оформления и ведения, что затрудняет его  использование на практике.

Основная цель данной работы – изучить тему, дать подробный анализ идеи использования портфолио в системе образования и показать на практике как оно используется.

В качестве источников для  анализа мы рассмотрим ряд публикаций и книг, в которых рассмотрены  все возможности применения портфолио  ученика в обучении.

 

 

 

 

 

 

                                       

Глава 1. Общие сведения  о портфолио.

    1. История появления портфолио.

Термин “портфолио” (такой термин используется в технологии критического мышления или портфель – адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”.

Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XX века. В прошлом веке итальянским  словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили  с собой «портфолио», когда они  заявляли свои претензии на место  в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно  было не только составить себе впечатление  о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле, как  идея, так и термин портфолио применяется  до сих пор среди художников и  фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется  для обозначения выставления  напоказ состояния ценных бумаг  предприятий или частных владельцев. Идея применений портфолио в школе  происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а  в конце 80-начале 90-х годов начался  настоящий бум. Применение портфолио  в школах с середины 80-х годов  принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг,  посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло в 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Кроме Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх основных трендов современного образования.      Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. «На вопрос о том, что имеется в виду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни во франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио.

Таким образом, портфолио  не представляет собой какой-то чёткой концепции. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений  в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чём, собственно, идёт речь. Понимание  и учёт этого факта особенно важны  в российском контексте, так как  работа со всем спектром литературы существенно  затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной  публикации или на основе узкого круга  источников.

1.2.  Внедрение портфолио в образовании России.

Работая над заданной темой, мы изучали различные статьи, высказывания квалифицированных специалистов, проводили  опрос учителей в школе (г.Чебаркуль, МОУ СОШ №7). Мнение всех этих педагогов  совершенно неоднозначны: одни утверждают, что создание портфолио учащихся является необходимостью,  другие утверждают, что портфолио после окончания  школы не является «пропускным» документом в ВУЗы и даже не спрашивается вообще.

Прочитав немало рубрик о  положениях портфолио в различных  образовательных учреждениях, мы увидели, что далеко не во всех уставах школ прописано положение  о портфолио.   Из всего можно сделать вывод,  что система эта не совершенна. Рассмотрим более подробно эту тему, которая в действительности является актуальной.

В последние годы вопросы, касающиеся портфолио,  становятся все более актуальными. Во многих европейских странах его уже активно используют и считают одним из главных образовательных трендов в этом веке.

Многие авторы книг по портфолио  убеждены в том, что это основной элемент модернизации системы образования  во всем мире. Под модернизацией  системы образования следует  понимать ее приведение в полное соответствие с современными требованиями цивилизации  во всех сферах жизни.

Несмотря  на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном  сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много  вопросов, и школы относятся к  нему по-разному: где-то родителей и  учеников в общем порядке буквально  принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

Многие  родители уверены, что портфолио  поможет ребенку при поступлении  в ВУЗ, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом  деле с выходом из школы возможность  использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента.

Эксперты говорят, что  в первую очередь портфолио может  пригодиться при переходе ребенка  из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет.

 

    1.  Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учащихся.

Никто не может  показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог бы сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт творчества говорит о  его авторе

Эрнест Хемингуэй.

В России разработка индивидуального портфеля учебных достижений (портфолио) была предусмотрена Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

Педагогические  задачи портфолио:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекций в учебный процесс;
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
  • Формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 

Применение  портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более  полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Диагностическая функция, должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника. Между тем информативность оценок выставляемых в журнал очень низка.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ  и результатов учащегося, позволит:

  • Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов или предметов;
  • проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
  • глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам или предметам.

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

  • выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;
  • обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений ученика в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);
  • мотивации к необходимости и полезности контроля, прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.
  • частого контроля, что заставляет школьников учиться интенсивнее.

Организующая  функция педагогического контроля знаний школьников проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. В зависимости от результатов контроля в рамках школы принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий, корректировке тематического планирования, и т.д. Данная функция педагогического контроля влияет и на организацию внешней – окружной, региональной, федеральной системы контроля состояния учебной работы в школе. Основным методом, реализующим данную функцию, признается тестирование школьников, которое при условии дальнейшей информатизации образования будет постепенно переходить на компьютерную основу. Следует, однако, отметить, что широкие возможности информационных технологий, позволяющие удаленно проводить конкурсы и олимпиады, хранить и организовывать доступ к большим объемам информации, открывают перспективы к использованию портфолио как одного из инструментов оценивания достижений не только учащегося, но и класса, школы, округа и т.д.

Реализацию воспитывающей функции педагогического контроля посредством портфолио можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительным является повышение учебной мотивации школьников, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, формирование установок на сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний, поскольку портфолио:

  • документирует все личные достижения школьников, обеспечивая тем самым их официальное признание;
  • поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя возможности обучения и самообучения;
  • выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • придает значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио поможет молодым  людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые при составлении  резюме и прохождении различных  собеседований. Кроме того, портфолио  позволит  формировать  личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных  норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в  социальных ролях и межличностных  отношениях. Применительно к учебной  деятельности следует выделить два  вида действий:  
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик в процессе использования портфолио должен  научиться задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;  
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Информация о работе Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся