Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическое
явление.
Сущность понятия «познавательный интерес». 6
Глава 2. Методика развития познавательного интереса при изучении
раздела «Человек».
2.1 Состояние развития познавательного интереса в современной
школе. 22
2.2 Методика развития познавательного интереса на уроках
биологии. 33
2.3 Методика развития познавательного интереса во внеклассной
работе. 60
2.4 Результаты педагогического эксперимента. 61
Выводы. 66
Заключение. 68
Литература. 73

Работа состоит из  1 файл

Диплом без прил..doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение.             3

Глава 1. Познавательный интерес как  психолого-педагогическое

явление.

    1. Сущность понятия «познавательный интерес».     6

Глава 2. Методика развития познавательного  интереса при изучении

раздела «Человек».

2.1 Состояние развития познавательного  интереса в современной

школе.                    22

2.2 Методика развития познавательного  интереса на уроках

биологии.                    33

2.3 Методика развития познавательного  интереса во внеклассной

работе.                    60

2.4 Результаты педагогического  эксперимента.              61

Выводы.                    66

Заключение.                   68

Приложение.                   69

Литература.                   73

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отношение растущданной работы сводится к поиску путей формирования интереса на уровне определяющего, интегративного качества личности.

Объект исследования – познавательный интерес учащихся.

Предмет исследования – методика развития познавательного интереса учащихся при изучении раздела «Человек».

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с объектом, целью, гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

а) изучить проблемы интереса к  учебному предмету в педагогике, психологии и методике биологии;

б) выяснить состояние проблемы развития познавательного интереса к биологии в условиях современной школы;

в) разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по развитию познавательных интересов  к биологии при изучении раздела «Человек».

В соответствии с поставленными  задачами в исследовании использовались следующие методы:

1) изучение и анализ психолого-педагогической  и методической литературы по  исследуемой проблеме;

2) изучение опыта работы учителей биологии, экологии, географии, химии по развитию познавательных интересов;

3) педагогические наблюдения за  деятельностью учителей и учащихся  на уроках и во внеклассной  работе в период эксперимента;

4) педагогический эксперимент,  проводимый в школах, анализ, обобщение результатов исследования;

5) анкетирование, тестирование;

6) качественный и количественный  анализ экспериментальных данных.

Исследование осуществлялось в  три этапа:

- на первом этапе был проведен научный анализ теоретических источников области методики биологии, психологии, педагогики. Эта работа позволила выделить направления поиска исследования, определить его цель, гипотезу и задачи. Проводился констатирующий эксперимент на базе школ г. Михайловска Шпаковского района. Выборочная совокупность учащихся VIII классов составила 370 человек. В эксперименте принимали участие 37 учителей с различным стажем работы в школе;

- на втором этапе, на основании констатирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации по развитию познавательных интересов к биологии, которые использовались учителями экспериментальных классов. Разработана методика и проведен эксперимент в школах;

- на третьем этапе проводилась обработка и коррекция результатов теоретического и экспериментального исследований, формулировались выводы, оформлялась работа.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- предлагаемые методические рекомендации  по развитию познавательного  интереса могут быть использованы  в школьной практике;

- разработаны программы кружка, факультатива, спецкурса, способствующих развитию познавательных интересов школьников.  

 

 

 

 

 

 

Глава I. Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление.

 

    1. Сущность понятия «познавательный интерес».

Особенности познавательного интереса.

Познавательный интерес - важнейшая область феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности области познания. (57)

В тоже время, познавательный интерес, будучи включенным, в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений; избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познание предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируются миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному характеру которых, способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (усложнения её целей, внесение в них творческого начала и т.д.).

Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В изобразительном, хореографическом, музыкальном театральном искусстве лежит процесс познания. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никаким образом не является присущим человеку от рождения.

Знание познавательного интереса в жизни конкретных личностей  трудно переоценить. Интерес выступает  как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных, предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности  в целом. Избирательная направленность познавательного интереса на предметы и явления окружающего мира одухотворяет область познания, особо выделяет из неё то, что лежит в сфере духовных потребностей индивида.

Особую значимость в познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка, подростка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры. (    ).

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. (      ).

Интерес формируется и развивается  в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а все её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Психические процессы включенные в  интерес – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные отношения; мысль – участие, мысль – действие, мысль – переживание. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые стремления к их преодолению).

Влияние мотивационной сферы на познавательный интерес бесспорно, поскольку сам интерес выступает  как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности. Но интерес нельзя сводить к мотиву, его источник не в самозарождении из мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и развиваются его духовные потребности. (      ).

Как и общий феномен интереса, познавательный интерес выражен  в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

- любопытство,

- любознательность,

- познавательный интерес,

- теоретический интерес,

которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения  ученика к предмету и степень  влияние его на личность. И хотя эти стадии не все принимают и  выделяются они часто условно, характерные их признаки остаются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена часто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Эта стадия эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин, исчезает и его избирательная направленность. Для человека – это элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не имеет особой значимости, она, как известно, зафиксирована даже у обезьян.

На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эти стадии еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживается достаточно сильное выражение эмоций, удивление, радости познания, удовлетворенности деятельности. Эта стадия называется значимостью действия, имея в виду побуждение любознательности деятельностью, когда встречаемые трудности заставляют человека искать причины неудач и выхода из создавшейся ситуации. В возникновении загадок и их расшифровке заключается сущность, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Творчески желанный, радостный труд в годы детства – это и горючее и чистый воздух, без которых не угасает огонё любознательности, которые становятся устойчивой чертой характера, имеют значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. любознательный школьник свободное время посвящает предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учение.

Творческий интерес  связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, использованию их как инструмента познания. Это ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждением в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

Было бы ошибкой, однако, рассматривать  указанные ступени познавательного  интереса изолированно друг от друга. В реальном процессе они представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области. И сосуществовании в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощен решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

Однако, в условиях высокого уровня обучения, целенаправленной работы учителя  по формированию познавательных интересов  учащихся, временное состояние заинтересованности может быть использовано в целях  развития  пытливости, стремлением  руководствоваться  научным подходом в учении (искать и находить доказательства,  проверять на практике действие законов, читать дополнительную  литературу, проявлять интерес к новым научным открытиям). (      ).

Модификации познавательного  интереса в педагогическом процессе.

Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека его познавательные возможности. Познавательный интерес в учебном процессе выступает в своих разнообразных проявлениях (модификациях):

Информация о работе Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление