Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическое
явление.
Сущность понятия «познавательный интерес». 6
Глава 2. Методика развития познавательного интереса при изучении
раздела «Человек».
2.1 Состояние развития познавательного интереса в современной
школе. 22
2.2 Методика развития познавательного интереса на уроках
биологии. 33
2.3 Методика развития познавательного интереса во внеклассной
работе. 60
2.4 Результаты педагогического эксперимента. 61
Выводы. 66
Заключение. 68
Литература. 73

Работа состоит из  1 файл

Диплом без прил..doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

- При физической нагрузки количество крови, которое сердце выталкивает за одно сокращение, увеличивается до 200 см; сердце тренированного человека за одно сокращение выталкивает в покое 100 см крови, а при нагрузке- 300 см.

- Уровень смертности среди курящих на 70% выше, чем у некурящих.

Подсчитано, что в среднем курящие  живут на 5-6 лет меньше, чем некурящие.

- При выкуривании половины сигареты  за 4 минуты частота пульса у  курящего увеличивается на 14%, давление  повышается на 53%.

- У мужчины моложе 40 лет,  случае внезапной смерти от острого инфаркта миокарда, часто связаны с курением.

- Оксид углерода, содержащийся  в табачном дыме, повышает содержание  холестерина в крови и вызывает  развитие атеросклероза.

- В Японии самая высокая продолжительность  жизни, и это не случайно: среди японцев не знают вкуса спиртных напитков 30% мужчин, 70% женщин.

Разгадай ребус.

( Инфаркт )

На зачете по теме «Кровь» и «Кровообращение» в качестве проверенного материала  использовались дидактические карточки (см. приложение, карточки 1-7).

Тема «Дыхание».

I Урок «Дыхание, его значение, строение и функции органов дыхания».

Вопросы и задания повышенного  уровня

  1. В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?
  2. Почему в выдыхаемом воздухе количество углекислого газа увеличивается, а количество азота остается неизменным?
  3. Как образуется воздух в гортани? От чего зависит его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?
  4. Какие особенности строения органов дыхания обеспечивают большую поверхность и быстроту соприкосновения воздуха с кровью?
  5. В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?
  6. Почему обычно пища не попадает в гортань?

Дополнительная информация.

- Масса легкого 1200г.

- Число лёгочных пузырьков –  850.000.000

- Длина капилляров в альвеолах  – 13.000 м.

- Рост лёгких с возрастом  происходит за счет увеличения количества и объёма лёгочных пузырьков. У новорожденных диаметр лёгочного пузырька 0,07 мм, у взрослых – до 0,2мм. Поверхность легких у новорожденных 6 м 2, к 17 годам она достигает 90 м 3.

- Объём легких к 12 годам увеличивается в 10 раз, а к 17 – в 20 раз.

- Голосовые связки могут совершать  от 80 до 10.000 колебаний в секунду.

Демонстрация опыта.

Показать, что лёгкое животного  тонет в воде. Обильное содержание воздуха в этом органе делает его  ткань весьма лёгкой. Отсюда и его  название.

Из истории терминов.

Термин «лёгкое» происходит от греческого «pneumon» - «лёгкое» ( греч. «pneumd» означает «воздух»).

Хрящи гортани – перстевидный, щитовидный и черпаловидный - получили свое название за сходство с соответствующими предметами. Перстевидный похож на перстень, который надевали на большой палец правой руки фракийцы, стрелявшие из лука. Термины «щитовидный» и «черпаловидный» происходят от сходства с щитом и черпалом.

II. Урок «Дыхательные движения и их регуляция».

Вопросы и задания повышенного уровня:

  1. Каков механизм вдоха и выдоха?
  2. Какую роль в дыхании играют диафрагма и мышцы грудной клетки?
  3. Как изменяется дыхание при повышении или понижении атмосферного давления?
  4. Чем объясняется правильное чередование вдохов и выдохов у человека в течение всей его жизни?
  5. Почему приостанавливается дыхание, если человек погружается в холодную воду?
  6. Почему во время усиленной мышечной работы увеличивается сила и частота дыхательных движений?

Занимательная информация.

- В 100 мл артериальной крови  растворения растворено 3 мл. свободного кислорода и связано с гемоглобином 19 мл.

- В 100 мл артериальной крови  физически растворено 2,5 мл СО2, а в химически связанной форме, находится 50-52 мл СО2., в венозной крови – 55-58 мл. около 25-30 % углекислого газа переносит гемоглобин.

- В здоровом организме диафрагма  совершает в одну минуту 18 колебаний,  в час- 1000 колебаний, за 24 часа  – 24.000 колебаний. Она перемещается  на 4 см вверх и на 4 см вниз.

- толщина стенок альвеолы и  капилляра, через которые происходит газообмен- 4 мкм.

- За каждый вдох – выдох  человек поглощает 20 см3 кислорода, выделяет 175 см углекислого газа.

- Спортсмен совершает в минуту 6-10 дыхательных движений.

III Урок «Газообмен в лёгких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание».

Вопросы и задания повышенного уровня.

  1. Чем лёгочное дыхание отличается от тканевого?
  2. Почему кислород переносится кровью в значительно больших количествах, чем это можно объяснить законами диффузии?
  3. Какое значение имеют постоянство состава и концентрация газов во внутренней среде организма?
  4. Почему в крови не увеличивается количество азота после вдоха и выдоха? Каков механизм возникновения несонной болезни?
  5. Какое влияние на тканевой газообмен оказывают давление и скорость движения крови?

Проделайте опыт.

В пробирку налейте известковую воду и опустите стеклянную трубку. Сделайте несколько выдохов через эту трубку. Что произошло с известковой водой? Объясните.

Занимательная информация.

- Во время сна 1 час человек  поглощает 15-20 л кислорода, при  легкой физической работе- 45-60 л, при тяжелой работе – до 120 л.

- 33% всей крови организма находится  в легочных капиллярах.

- Общая поверхность легочных  пузырьков в 50 раз больше поверхности  тела.

- Стенки альвеол в 10 раз тоньше  лезвия бритвы.

- Клетки легочных пузырьков  выделяют биологически активные вещества, которые обезвреживают микроорганизмы и не дают смыкаться стенкам пузырьков.

- За всю жизнь здоровый человек  вдыхает 380 тыс. м3 воздуха.

- Число вдохов в минуту (18), помноженных  на 4, дает число сердечных сокращений.

- Летом деревья улавливают из воздуха до 50% пыли. Только одно дерево за лето поглощает 44 кг. пыли.

- В 1 м3 классной комнаты находится до 30 тыс. микробов.

- 1 см2 газона на 1 час испаряет до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух.

На зачете по теме «Дыхание» были использованы дидактические карточки (см. приложение, карточки 8-12).

 

Тема «Опорно-двигательная система».

Таблица № 5

Различные аспекты содержания учебной темы «Опорно-двигательная система», стимулирующие развития познавательного  интереса учащихся.

Стимулирующие аспекты содержания

Тема «Опорно-двигательная система».

Новизна материала

Строение, состав, соединение; работа мышц.

Связь нового материала со старым.

Сравнение особенностей опорно-двигательной системы животных (сведения из курса  зоологии) и человека.

Мировоззренческие идеи и понятия.

Эволюционная идея; взаимосвязь  строения и функций органов; связь  организма с внешней средой; понятие  об организме как системе; рефлекс. Кость как живой орган.

Межпредметные связи.

С физкультурой и трудом – при освещении работы мышц и значение физических упражнений для правильной осанки и развития мышц.

С физикой – рычаги в теле человека; работа мышц, её виды и измерение; сустав как самообслуживающий механизм уменьшения трения в суставах, сила вакуума в суставах; прочность костей, внутренняя конструкция костей; сила и скорость сокращения мышц.

С химией – химический состав костей и его возрастные изменения.

С математикой – простейшие расчёты  при решении задач.

Методы науки.

Сравнительный метод.

История науки.

Поиск учеными ответа на вопрос о  происхождении человека (коротко  о работах Ч. Дарвина).

Практические сведения.

Первая помощь при вывихах и  переломах. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Влияние физического  труда и спорта на развитие мышц и костей. Предупреждение и лечение сколиоза и плоскостопия.

Связь с текущими событиями.

Данные о чемпионах мира по тяжёлой  атлетике, о развитии культуризма. Спортивные травмы учащихся.

Занимательный материал.

Изменение роста в течении дня. Продолжительность роста человека. Цифры, показывающие прочность костей. Данные о русских силачах и олимпийских рекордсменов.


 

Вопросы и задания повышенного  уровня к теме «Опорно-двигательная система».

1) Как скелет человека приспособлен  к выполнению опорной, двигательной, защитной функций?

2) Чем сходны по строению черепа  человека и млекопитающих животных? В чём их различие? Чем объясняется  их сходство и различие?

3) Что общего и различного  в строении скелетов верхних  и нижних конечностей человека? Чем объясняются их различия?

4) Сделайте выводы на основании  сравнения строения конечностей  человека и млекопитающих животных?

5) Назовите черты сходства и  различия в строении грудной  клетки человека и животных. Сделайте  выводы.

6) Чем тазовый пояс человека  отличается от тазового пояса млекопитающих животных? Какое значение имеются эти различия?

7) Как повлияли прямохождение  и трудовая деятельность на  строение скелета человека?

8) В чем проявляется взаимосвязь  строения костей и выполняемых  ими функций?

9) Каким образом кости участвуют в поддержании постоянства состава внутренней среды организма?

10) Какие особенности костей  ткани обеспечивают опорную функцию  скелета? Почему костную ткань  считают видом соединительной  ткани?

11) Обоснуйте утверждение: «Тип  соединения костей зависит от выполняемых ими функций».

12) Какими видами соединительной  ткани образованы разные части  сустава? Какова их роль в  суставе? Как взаимосвязаны строения  этих тканей и&n


Информация о работе Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление