Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическое
явление.
Сущность понятия «познавательный интерес». 6
Глава 2. Методика развития познавательного интереса при изучении
раздела «Человек».
2.1 Состояние развития познавательного интереса в современной
школе. 22
2.2 Методика развития познавательного интереса на уроках
биологии. 33
2.3 Методика развития познавательного интереса во внеклассной
работе. 60
2.4 Результаты педагогического эксперимента. 61
Выводы. 66
Заключение. 68
Литература. 73

Работа состоит из  1 файл

Диплом без прил..doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

Познавательный интерес  как средство обучения. Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают части лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий сделать процесс обучения более привлекательным.

Такой вывод к познавательному  интересу как к внешнему стимулу  обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего  мира человек отбирает только то, что  является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной форме. Подобное утверждение правомерно, если иметь в виду два следующих важных обстоятельства. (     ).

1. Познавательный интерес характеризуется  объективными условиями появления  и формирования и представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные его стороны. Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения (а средством является всякое внешнее воздействие), мы не всегда можем рассчитывать на то, что стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности ученика, потому что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности. (     ).

2. Школьников могут привлекать  такие стороны обучения, которые  связаны с особенно яркими  эмоционально поданными фактами,  эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ценные стимулы обучения не должны подменять самого существа познавательного интереса, которое состоит в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в постоянном желании заниматься предметом своего интереса.

Познавательный интерес как  средство обучения становиться надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы, учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес, как отдельный эпизод, может способствовать этому очень недолго. Непосредственный интерес, не изменяющий внутреннего плана деятельности школьников, их отношение к учению, с устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот неустойчивый интерес, быстро угаснет.

Занимательность. Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения связано с проблемой занимательности. Этот вопрос  не находит единодушного решения. И в литературе, и в практике обучения по поводу занимательности существуют диаметрально противоположные точки зрения. (       ).

Одни в занимательности видят  элементарный уровень интереса, возникающего под влиянием яркости впечатлений. Такой интерес нестоек, непродолжителен, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Сторонники такого взгляда считают, что занимательность моментальна и эмотивна и не производит существенного сдвига в умственной деятельности детей. А интерес активизирует умственную деятельность не только в данный момент, т.е. способствует организации последующей деятельности. Эмоциональная увлеченность и интеллектуальная готовность к последующей работе придают учебному интересу значение длительного действующего фактора.

Подобный взгляд на занимательность, находит сторонников среди учителей, которые, рассматривая учение как серьёзный   труд, считают занимательность помехой волевому усилию, напряженному мышлению, столь необходимые для решения познавательных задач.(      ).

В других исследованиях занимательность, напротив, рассматривается как средство привлечения интереса предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познавательного.

Занимательность эффективна тогда, когда  учитель правильно понимает её как  фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели её использования в  каждом конкретном случае.

Познавательный  интерес как мотив учебной деятельности. познавательный интерес выступает как ценнейшим мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Изучение этой проблемы чрезвычайно перспективно в решении практических педагогических проблем.(     ).

Познавательный интерес становится ценнейшем мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет  готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения, познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним. ( коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы и др.).

    1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно» - основные критерии оценки урока.
    2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается. например мотив общения, коллективной жизни у школьника может быть не только положительным, но и негативным.
    3. Познавательный интерес (как мотив) долее доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием.
    4. Познавательный интерес как мотив личности имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника увлеченно заниматься не только на уроке, но и в процессе подготовки домашнего задания.
    5. Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и необособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами дома, ответственности, необходимости самоутверждения и т.д.

Однако взаимосвязь мотивации  и познавательного интереса –  явление более сложное. Прежде всего, следует определить место познавательного  интереса в общей структуре мотивации: он может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у учащихся с ярко выраженной общественной направленностью или у отличников, которые руководствуются моральными мотивами.(      ).

Характер мотивационной сферы, конечно, содействует развитию и  формированию интереса школьника к учению, но считать мотивацию источником движения интереса, неосмотрительно.(        ).   

 

Познавательный  интерес как устойчивое качество личности. Учить легче и приятнее ученика активного, отзывчивого, легко откликающегося на все начинания учителя. С инертным учеником, эмоционально глухим к различным стимулам, трудно работать: он не любознателен, не пытлив, равнодушен к знаниям, не любит и не хочет учиться. Пытливость, любознательность, стремление к познавательной деятельности, жажда знаний – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес. (       ).

Познавательный интерес, взаимодействуя с мотивами, устойчивыми способами  поведения, всё больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов устойчивой чертой характера человека, его личности. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Так, люди «одержимые» преодолевают все препятствия на пути к научным открытиям.

 

Основные тенденции  развития познавательных интересов  учащихся

Познавательные интересы школьника  развиваются, усложняются, обогащаются  в ходе развития, в процессе становления  личности ученика. Общие тенденции развития познавательных интересов:

  • от интереса, связанного с внешними стимулами к интересу, свободному от внешней  ситуации, побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с «внутренней средой» самого школьника;
  • от интереса нерасчлененного, подчас диффузного («Сам не знаю, что нравится»; «Нравится всё») к интересу все более дифференцированному (к определенным областям учебных предметов);
  • от интереса поверхностного (к ярким, занимательным сторонам явления) к интересу с глубокой теоретической основой раскрывающей причинно-следственные связи, внутренние отношения, закономерности и научные идеи. (       ).

На развитие познавательных интересов  оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Учащиеся одного и того же класса могут находиться на самых различных, даже диаметрально противоположных уровнях развития интереса. Установленный специальными исследованиями, этот факт свидетельствует о том, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности. Он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом. (      ).

Познавательный интерес  в структуре личности ученика.

Изучение процесса и перспектив развития познавательных интересов  учащихся при помощи перекрестных методик  показало, что в классных коллективах, как младших, так и старших  подростков на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т.д.

В результате лабораторного, а также  педагогического эксперимента, анкетирования  учителей и учащихся в каждом классном коллективе выявлены различия учеников, как по уровню развития интереса, так  и по характеру.

Показатели  уровней познавательного интереса.

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

1. Высокая самопроизвольная активность.

1. Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя.

1. Познавательная инертность.

2. Интерес к сущности явлений  и процессов, к их взаимосвязям  к закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах.

2. Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты,  описания. Постижение сущности познания  только при помощи учителя.

2. Эпизодический интерес к эффективным  и занимательным сторонам явлений  при отсутствии интереса к их сущности.

3. Интенсивно с увеличением протекающий  процесс самостоятельной деятельности.

3. Зависимость процесса самостоятельной  деятельности от ситуации, наличие  побуждений.

3. Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения.

4. Стремление к преодолению трудностей («Не говорите, не подсказывайте,  сам найду»).

4. Преодоление трудностей с помощью  других, ожидание помощи.

4. Полная бездеятельность при  затруднениях.

5. Корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается предмету интереса).

5. Эпизодические занятия предметов  интереса.

5. Отсутствие склонности к какому-либо  виду деятельности.


 

Выявление уровней развития интересов  учащихся весьма сложная задача. Поскольку  интерес к разным учебным предметам даже у одного школьника может находиться на разных уровнях, то в целом по классу создается весьма сложный комплекс индивидуальных познавательных интересов, управление которыми чрезвычайно усложнено. (табл. 1).

Исследованиями выявлено, что интерес школьника как его избирательное отношение к отдельным учебным предметам располагается не в одной зоне развития (высокой, средней, низкой), а занимает две зоны (высокую, среднюю) либо даже захватывает три зоны. Таким образом, общая картина уровней развития познавательных интересов в одном классе чрезвычайно многообразна. (     ).

Более значительными факторами  являются влияние характера интереса на становление личности ученика, перспективы  его развития: сможет ли он преодолеть собственные слабости, станет ли познавательный интерес ведущим мотивом в общей структуре мотивации и каковы перспективы, каков характер его познавательной деятельности (репродуктивной, поисковой, творческой)?

Те же исследования показали, что  именно характер познавательных интересов обнаружил вместе с расслоением уровней интереса к предметной направленности не менее сложные расслоения учащихся по характеру их познавательных интересов.

Аморфные интересы подростков без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Познавательная деятельность подростков с аморфными интересами бывает лишена тех ценных свойств, которые она приобретает под влиянием познавательного интереса (познавательной активности, радостного эмоционального тонуса, волевых устремлений к преодолению трудностей).  Учение для таких школьников - неприятная обязанность. Оно не приносит радости и часто бывает сопряжено с боязнью неудач, неуверенностью в своих возможностях, чувством  неполноценности и, как следствие этого – интеллектуальной пассивностью, инертностью, волевой расслабленностью.       (         ).

Многосторонний, широкий характер познавательных интересов учащихся отличается там, что способствует познавательной активности в деятельности, побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира. Ученики, обладающие многосторонними интересами - прекрасные помощники учителя: они мобильные, живо откликаются на то, что происходит на уроках, охотно принимают участие в обсуждении фронтально поставленных задач, задают вопросы учителю, стремятся корректировать ответы товарищей, делятся тем, что удалось узнать из прочитанных книг, из наблюдений, из средств массовых коммуникаций. Вместе с тем ученики, обладающие разносторонними интересами, требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Слабая дифференцированность и недостаточная устойчивость характера этих интересов могут оказаться препятствием на пути к глубокому освоению школьником определенных предметных областей. Вот почему педагогическое влияние на перспективы развития личности, обладающей многосторонними интересами, заключается в необходимости последовательной деятельности ученика, умеющей выход на обеспечение его общей познавательной направленности и в то же время выделением среди широких познавательных интересов какого-либо основного стержня интереса, что, в свою очередь создает возможность использования приобретенных знаний и способов деятельности в других предметах и областях. (      ).

Информация о работе Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление