Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическое
явление.
Сущность понятия «познавательный интерес». 6
Глава 2. Методика развития познавательного интереса при изучении
раздела «Человек».
2.1 Состояние развития познавательного интереса в современной
школе. 22
2.2 Методика развития познавательного интереса на уроках
биологии. 33
2.3 Методика развития познавательного интереса во внеклассной
работе. 60
2.4 Результаты педагогического эксперимента. 61
Выводы. 66
Заключение. 68
Литература. 73

Работа состоит из  1 файл

Диплом без прил..doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

На вопрос «способствуют ли развитию познавательного интереса компьютеризация  школы и внедрение «информационных  технологий?» 75%  учителей ответили «да». На ответ «не всегда» сослались 18,3%  респондентов. 6,7% ответили «нет».

Большинство учителей (96,2%) считают, что  организация внеклассных занятий  при формировании познавательного  интереса к урокам биологии необходима и лишь немногие (3,8%) считают, что организация внеклассных занятий нужна не всегда.

Не сходятся взгляды учителей на вопрос о влиянии творческого  подхода к выполнению домашнего  задания на развитие познавательных интересов учащихся. Одни учителя (40,6%) считают, что задание, требующие  творческого подхода способствуют развитию познавательного интереса, другие (24,3%)  полагают, что это отвлекает от решения познавательных задач. 35,1% педагогов  считают, что «творческие задания» не всегда уместны.

Из видов учебной деятельности учащихся, учебно - последовательской  деятельности отдают предпочтение 14,9% учителей; самостоятельной работе – 28,1% ; 16,6%  выбрали ролевые и сюжетные игры и 40,4%  предпочли сочетание всех этих видов деятельности учащихся.

11,2% учителей предпочитают групповую  форму организации познавательной деятельности учащихся 16,6%  выбрали ролевые и сюжетные игры и 40,4%  предпочли сочетание всех этих видов деятельности учащихся.

11,2% учителей предпочитают групповую  форму организации познавательной  деятельности учащихся; 13,8% - индивидуальную. К выбору коллективной формы организации склоняются 4,3% педагогов. И большинство (70,7%) считает эффективным их сочетание.

25% учителей полагают, что на  отсутствие у учащихся интереса  к предметам, в большей степени  влияет общее развитие учащихся, 32,6% склонны считать причиной перегруженность школьников занятиями. 29,9% ссылаются на недостаток литературы. 12,5% учителей считают причиной неинтересные уроки.

На следующем этапе было проведено анкетирование учащихся, с целью выявления их отношения к биологии как к предмету и ко всему учебному процессу в целом.

Вопросы анкеты:

  1. Считаете ли Вы биологию интересным предметом?

                а) да;

б) нет;

в) зависит от темы;

 

  1. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на развитие познавательного интереса к биологии?

а) интересные уроки;

б) дополнительные задания;

в) кружки, факультативы;

г) хороший кабинет биологии;

д) чтение дополнительной литературы.

  1. Посещаете ли Вы дополнительные занятия по биологии (спецкурсы, кружки, факультативы)?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

  1. Как часто Вы используете дополнительную литературу по биологии?

а) практически всегда;

б) пользуюсь только учебником;

в) когда это необходимо.

  1. Что на уроках биологии Вас привлекает больше всего?

а) экскурсии;

б) наглядный материал;

в) исследовательская работа (опыты эксперименты, наблюдения).

  1. Нравится ли Вам выполнение домашнего задания требующего творческий подход?

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

  1. Считаете ли вы необходимым использование компьютеров при изучении биологии?

а) да;

б) нет;

в) необязательно.

  1. Что привлекает Вас в школе?

а) процесс овладения знаниями;

б) коллективная деятельность;

в) общение с товарищами;

г) общение с учителями.

  1. На какое место среди учебных предметов поставили бы Вы биологию по интересу?

а) 1-2;

б) 3-4;

в) 5-6;

г) 7 и далее.

Анализ анкетирования учащихся показал, что интересным предметом  биологию считают лишь не многие учащиеся (12% к общему числу). Для 43,2%  школьников интерес к биологии меняется в  зависимости от темы и, на конец, 44,8% не считают биологию интересной.

Многие учащиеся (41,7%) полагают, что  на развитие интереса к биологии в  большей мере влияют интересные уроки. 33,3% считают, что хороший кабинет  биологии значительно повышает познавательный интерес. Кружки и факультативы выбрали 15,4% учащихся, 4,6% высказали мнение, что развитию познавательного интереса способствуют дополнительные занятия и 5% респондентов ссылаются на чтение дополнительной литературы.

Как выявило анкетирование долнительные занятия по биологии посещают лишь 13,8% школьников, 11% делают это иногда. Большинство же учащихся (75,2%) от посещения внеклассных занятий воздерживаются.

Практически та же картина наблюдается  и с использованием дополнительной литературы по биологии. Часто практически  всегда её используют около 14,1% учащихся. 42,7 % школьников пользуются дополнительными источниками лишь при необходимости и 43,2% учеников используют только учебник.

При ответе на вопрос «Что на уроках биологии привлекает Вас больше всего?» мнение учащихся разделились. 36,7%  школьников привлекают экскурсии, 34,7% предпочитают наглядный материал. Интерес к исследовательской работе проявляется  около 28,6% учеников.

Домашние задания требующие  творческого подхода с удовольствием  выполняют 23,5% учащихся. Не всегда такие  задания нравятся 32,5% опрашиваемых. 44% отдают предпочтение традиционным домашним заданиям.

Большинство учащихся (65,4%) считают  использование компьютеров при  изучении биологии необходимым. 24,5 школьников полагают, что это необязательно  и, наконец, 10,1%  учеников склонны  считать, что при изучении биологии компьютер не нужен.

При ответе на вопрос «Что привлекает Вас в школе?» большинство учащихся отметили два фактора: процесс овладения  знаниями (42,8%) и общение с товарищами (54,2%). Коллективная деятельность привлекает 2,4% школьников. 0,6% учеников показали на общение с учителями.

Многие учащиеся (64,9%) ставят биологию на 5-6 место по интересу, редко выше.

По итогам анкетирования можно  судить о том, что интерес к  биологии, у учащихся довольно низок  и необходима разработка программы  активизации их познавательной деятельности.

Далее было проведено разделение учащихся на контрольную и экспериментальную  группы.

В качестве контрольных были выбраны 8-е классы СОШ №1 и №2 г. Михайловска, учащиеся 8-х классов СОШ №3 и  №5 г. Михайловска составили экспериментальную группу. Тестирование проводилось по темам «кровь» и «Кровообращение», «Дыхание», «Опорно-двигательная система». Цель тестирования- выявления общего уровня знаний учащихся по биологии. Результаты теста оценивались по пятибалльной системе.

Вопросы теста:

Выберите один правильный ответ:

  1. Где начинается большой круг кровообращения?

а) В правом желудочке.

б) В левом желудочке.

в) В артериях.

г) В правом предсердии.

  1. Лейкоциты участвуют в:

а) свертывании крови;

б) переносе кислорода от легких к  тканям;

в) переносе углекислого газа от тканей к легким;

г) переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ.

  1. Кровь образована тканью:

а) нервной;

б) соединительной;

в) мышечной;

г) эпителиальной.

  1. Благодаря иммунитету организм защищает себя от:

а) потерь крови;

б) чужеродных живых тел и веществ;

в) свертывании крови;

г) отравлением угарным газом.

  1. В каких кровеносных сосудах самое низкое давление крови?

а) в аорте;

б) в капиллярах;

в) в артериях;

г) в венах.

  1. Функция дыхательной системы сводится к:

а) доставке к органам и тканям кислорода;

б) снабжению крови кислородом и  удалению из неё углекислого газа;

в) выведение углекислого газа из организма.

  1. При нормальном дыхании воздух сначала проходит через:

а) трахею;

б) бронхи;

в) носовые полости;

г) гортань.

  1. Снаружи легкие покрыты:

а) соединительной тканью;

б) альвеолами;

в) мышцами;

г) плеврой.

  1. Скелет человека состоит из:

а) соединительных между собой мышц и костей;

б) соединительных между собой костей;

в) соединительных между собой костей и сухожилий.

  1. Грудная клетка состоит из:

а) грудных позвонков, грудины и 12 пар ребер;

б) грудины и 12 пар ребер;

в) грудных позвонков, грудины и 13 пар ребер.

  1. Костный шов это:

а) подвижное соединение костей;

б) полуподвижное соединение;

в) неподвижное соединение костей.

 

Анализ проведенного тестирования.

На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие данные ( см. табл. 2, 3):

 

Таблица № 2

Результаты  проверки знаний учащихся по биологии контрольных классов. ( п = 195 чел. )

Оценка, балл

СОШ № 1 (п = 93)

СОШ № 2 ( п = 102)

8 «а»

8 «б»

8 «в»

8 «г»

8 «а»

8 «б»

8 «в»

8 «г»

2.

17,9

16,2

15,1

14,9

15,4

16,8

13,8

14,2

3.

31,2

34,5

28,4

29,1

26,2

36,4

30,7

26,6

4

44,6

42,7

46,3

45,5

47,4

41,1

46,2

49,3

5

5,3

6,6

10,2

10,5

11,0

5,7

9,3

9,9


 

Таблица № 3

Результаты проверки знаний учащихся по биологии экспериментальных классов. ( п = 175 чел. )

Оценка, балл

СОШ № 3 (п = 87)

СОШ № 5 ( п = 88)

8 «а»

8 «б»

8 «в»

8 «а»

8 «б»

8 «в»

8 «г»

2.

10,5

15,9

16,4

16,0

9,8

12,4

17,1

3.

34,2

41,2

37,3

35,1

33,2

32,7

44,6

4

44,7

35,7

42,5

43,3

43,8

43

39,9

5

10,6

7,2

3,8

5,6

13,2

11,9

8,4


 

Из приведенных выше таблиц видно, что уровень знаний учащихся контрольной  группы не имеет существенных различий. До проведения эксперимента обучение в обеих группах велось по стандартной  программе.

Уровень развития познавательного  интереса, как правило, соответствует  уровню знаний учащихся. Так, знаниям  элементарным, находящимся на уровне обыденных представлений, соответствует  низкий уровень интереса, который  побуждается внешними эффектами и представляет собой отдельные эпизодические вспышки, угасающие с устранением внешних стимулов. Знаниям глубоким, опирающимся на осмыслении объективных закономерностей и причинных связей, соответствует глубокий интерес к активному поиску существенных отношений, к решению трудных задач.

Корреляция между уровнем развития познавательного интереса и уровнем  знаний обусловлена тем, что познавательный интерес является не только адекватным отражением результатов познавательного  процесса, но и мощным побудителем  познавательной деятельности школьника. Обогащая деятельность, интерес развивается и становится глубже. (      ).

Опираясь на эти данные, можно  сделать выводы о том, что более  чем у 50 % учащихся наблюдается низкий уровень интереса к биологии, средний  уровень развития познавательного интереса проявляется у 40 % школьников и только около 7,5 % обладают высоким уровнем интереса к биологии.

Информация о работе Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление