Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.
Введение. 3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическое
явление.
Сущность понятия «познавательный интерес». 6
Глава 2. Методика развития познавательного интереса при изучении
раздела «Человек».
2.1 Состояние развития познавательного интереса в современной
школе. 22
2.2 Методика развития познавательного интереса на уроках
биологии. 33
2.3 Методика развития познавательного интереса во внеклассной
работе. 60
2.4 Результаты педагогического эксперимента. 61
Выводы. 66
Заключение. 68
Литература. 73
На вопрос «способствуют ли развитию
познавательного интереса компьютеризация
школы и внедрение «
Большинство учителей (96,2%) считают, что
организация внеклассных
Не сходятся взгляды учителей на вопрос о влиянии творческого подхода к выполнению домашнего задания на развитие познавательных интересов учащихся. Одни учителя (40,6%) считают, что задание, требующие творческого подхода способствуют развитию познавательного интереса, другие (24,3%) полагают, что это отвлекает от решения познавательных задач. 35,1% педагогов считают, что «творческие задания» не всегда уместны.
Из видов учебной деятельности учащихся, учебно - последовательской деятельности отдают предпочтение 14,9% учителей; самостоятельной работе – 28,1% ; 16,6% выбрали ролевые и сюжетные игры и 40,4% предпочли сочетание всех этих видов деятельности учащихся.
11,2% учителей предпочитают
11,2% учителей предпочитают
25% учителей полагают, что на
отсутствие у учащихся
На следующем этапе было проведено анкетирование учащихся, с целью выявления их отношения к биологии как к предмету и ко всему учебному процессу в целом.
Вопросы анкеты:
а) да;
б) нет;
в) зависит от темы;
а) интересные уроки;
б) дополнительные задания;
в) кружки, факультативы;
г) хороший кабинет биологии;
д) чтение дополнительной литературы.
а) да;
б) нет;
в) иногда.
а) практически всегда;
б) пользуюсь только учебником;
в) когда это необходимо.
а) экскурсии;
б) наглядный материал;
в) исследовательская работа (опыты эксперименты, наблюдения).
а) да;
б) нет;
в) не всегда.
а) да;
б) нет;
в) необязательно.
а) процесс овладения знаниями;
б) коллективная деятельность;
в) общение с товарищами;
г) общение с учителями.
а) 1-2;
б) 3-4;
в) 5-6;
г) 7 и далее.
Анализ анкетирования учащихся показал, что интересным предметом биологию считают лишь не многие учащиеся (12% к общему числу). Для 43,2% школьников интерес к биологии меняется в зависимости от темы и, на конец, 44,8% не считают биологию интересной.
Многие учащиеся (41,7%) полагают, что на развитие интереса к биологии в большей мере влияют интересные уроки. 33,3% считают, что хороший кабинет биологии значительно повышает познавательный интерес. Кружки и факультативы выбрали 15,4% учащихся, 4,6% высказали мнение, что развитию познавательного интереса способствуют дополнительные занятия и 5% респондентов ссылаются на чтение дополнительной литературы.
Как выявило анкетирование
Практически та же картина наблюдается и с использованием дополнительной литературы по биологии. Часто практически всегда её используют около 14,1% учащихся. 42,7 % школьников пользуются дополнительными источниками лишь при необходимости и 43,2% учеников используют только учебник.
При ответе на вопрос «Что на уроках биологии привлекает Вас больше всего?» мнение учащихся разделились. 36,7% школьников привлекают экскурсии, 34,7% предпочитают наглядный материал. Интерес к исследовательской работе проявляется около 28,6% учеников.
Домашние задания требующие
творческого подхода с
Большинство учащихся (65,4%) считают использование компьютеров при изучении биологии необходимым. 24,5 школьников полагают, что это необязательно и, наконец, 10,1% учеников склонны считать, что при изучении биологии компьютер не нужен.
При ответе на вопрос «Что привлекает
Вас в школе?» большинство
Многие учащиеся (64,9%) ставят биологию на 5-6 место по интересу, редко выше.
По итогам анкетирования можно судить о том, что интерес к биологии, у учащихся довольно низок и необходима разработка программы активизации их познавательной деятельности.
Далее было проведено разделение учащихся
на контрольную и
В качестве контрольных были выбраны
8-е классы СОШ №1 и №2 г. Михайловска,
учащиеся 8-х классов СОШ №3 и
№5 г. Михайловска составили эксперим
Вопросы теста:
Выберите один правильный ответ:
а) В правом желудочке.
б) В левом желудочке.
в) В артериях.
г) В правом предсердии.
а) свертывании крови;
б) переносе кислорода от легких к тканям;
в) переносе углекислого газа от тканей к легким;
г) переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ.
а) нервной;
б) соединительной;
в) мышечной;
г) эпителиальной.
а) потерь крови;
б) чужеродных живых тел и веществ;
в) свертывании крови;
г) отравлением угарным газом.
а) в аорте;
б) в капиллярах;
в) в артериях;
г) в венах.
а) доставке к органам и тканям кислорода;
б) снабжению крови кислородом и удалению из неё углекислого газа;
в) выведение углекислого газа из организма.
а) трахею;
б) бронхи;
в) носовые полости;
г) гортань.
а) соединительной тканью;
б) альвеолами;
в) мышцами;
г) плеврой.
а) соединительных между собой мышц и костей;
б) соединительных между собой костей;
в) соединительных между собой костей и сухожилий.
а) грудных позвонков, грудины и 12 пар ребер;
б) грудины и 12 пар ребер;
в) грудных позвонков, грудины и 13 пар ребер.
а) подвижное соединение костей;
б) полуподвижное соединение;
в) неподвижное соединение костей.
Анализ проведенного тестирования.
На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие данные ( см. табл. 2, 3):
Таблица № 2
Результаты проверки знаний учащихся по биологии контрольных классов. ( п = 195 чел. )
Оценка, балл |
СОШ № 1 (п = 93) |
СОШ № 2 ( п = 102) | ||||||
8 «а» |
8 «б» |
8 «в» |
8 «г» |
8 «а» |
8 «б» |
8 «в» |
8 «г» | |
2. |
17,9 |
16,2 |
15,1 |
14,9 |
15,4 |
16,8 |
13,8 |
14,2 |
3. |
31,2 |
34,5 |
28,4 |
29,1 |
26,2 |
36,4 |
30,7 |
26,6 |
4 |
44,6 |
42,7 |
46,3 |
45,5 |
47,4 |
41,1 |
46,2 |
49,3 |
5 |
5,3 |
6,6 |
10,2 |
10,5 |
11,0 |
5,7 |
9,3 |
9,9 |
Таблица № 3
Результаты проверки знаний учащихся по биологии экспериментальных классов. ( п = 175 чел. )
Оценка, балл |
СОШ № 3 (п = 87) |
СОШ № 5 ( п = 88) | |||||
8 «а» |
8 «б» |
8 «в» |
8 «а» |
8 «б» |
8 «в» |
8 «г» | |
2. |
10,5 |
15,9 |
16,4 |
16,0 |
9,8 |
12,4 |
17,1 |
3. |
34,2 |
41,2 |
37,3 |
35,1 |
33,2 |
32,7 |
44,6 |
4 |
44,7 |
35,7 |
42,5 |
43,3 |
43,8 |
43 |
39,9 |
5 |
10,6 |
7,2 |
3,8 |
5,6 |
13,2 |
11,9 |
8,4 |
Из приведенных выше таблиц видно, что уровень знаний учащихся контрольной группы не имеет существенных различий. До проведения эксперимента обучение в обеих группах велось по стандартной программе.
Уровень развития познавательного интереса, как правило, соответствует уровню знаний учащихся. Так, знаниям элементарным, находящимся на уровне обыденных представлений, соответствует низкий уровень интереса, который побуждается внешними эффектами и представляет собой отдельные эпизодические вспышки, угасающие с устранением внешних стимулов. Знаниям глубоким, опирающимся на осмыслении объективных закономерностей и причинных связей, соответствует глубокий интерес к активному поиску существенных отношений, к решению трудных задач.
Корреляция между уровнем
Опираясь на эти данные, можно сделать выводы о том, что более чем у 50 % учащихся наблюдается низкий уровень интереса к биологии, средний уровень развития познавательного интереса проявляется у 40 % школьников и только около 7,5 % обладают высоким уровнем интереса к биологии.
Информация о работе Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление