Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическое
явление.
Сущность понятия «познавательный интерес». 6
Глава 2. Методика развития познавательного интереса при изучении
раздела «Человек».
2.1 Состояние развития познавательного интереса в современной
школе. 22
2.2 Методика развития познавательного интереса на уроках
биологии. 33
2.3 Методика развития познавательного интереса во внеклассной
работе. 60
2.4 Результаты педагогического эксперимента. 61
Выводы. 66
Заключение. 68
Литература. 73

Работа состоит из  1 файл

Диплом без прил..doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

В экспериментальных классах обучение проводилось в рамках обычной  недельной нагрузки, что и в  контрольных, но с добавлением учебно-методического комплекта.

 

2.2 Методика развития  познавательного интереса на  уроках биологии при изучении  раздела «Человек».

Таблица № 4

Различные аспекты  содержания учебных тем «Кровь»  и «Кровообращение», стимулирующие развитие познавательного интереса учащихся.

 

 

Стимулирующие аспекты содержания

 

Темы: «Кровь» и «Кровообращение».

 

 

Новизна материала.

Понятие о внутренней среде организма; особенности переливания крови, свертывание крови; иммунитет; строение и функции клеток крови; строение сердца, регуляция работы сердца.

 

Связь нового материала со старым.

Сравнение особенностей кровообращения животных (сведения из курса зоологии) и человека.

 

Мировоззренческие идеи и понятия.

Эволюционная идея; взаимосвязь  строения и функций органов; организм и среда; организм - единое целое, саморегуляция; понятие об обмене веществ, о биологической системе, о рефлексе.

 

 

Межпредметные связи.

С физкультурой и трудом – при  раскрытии гигиены сердечно-сосудистой системы.

С физикой – автоматизм в работе сердца, сравнение сердца с насосом; измерение кровяного давления; диффузия.

С химией – химический состав плазмы крови; постоянство химического  состава внутренней среды организма; физиологический раствор; реакции окисления, роль кальция в свертывании крови; гуморальная регуляция; влияние алкоголя и никотина.

С математикой – простейшие расчеты  при решении задач.

Методы науки.

Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза путем наблюдений и опытов.

История науки.

История переливания крови и  борьбы с заразными болезнями.

 

Практические сведения.

Анализ крови; прививки; предупреждение заражения крови; борьба с кровопотерями. Первая помощь при остановке сердца (массаж) от электротоков, удара молнии. Предупреждение и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, тренировка сердца. Вред курения и алкоголя. Подсчет пульса. Данные об операциях по пересадке сердца.

Связь с текущими событиями.

События из жизни учащихся.

 

Занимательный материал.

Цифровой материал о количестве железа в крови. Образные сравнения  лейкоцитов с пешеходами, кровеносной системы с транспортной системой, сердца с насосом и т.д.


I.Урок: «Внутренняя среда организма.»

Вопросы и задания повышенного  уровня.

  1. Почему кровь относится к внутренней среде организма?
  2. Почему межклеточное вещество служит для клеток жизненно важной средой?
  3. Почему важно поддерживать относительное постоянство внутренней среды организма?
  4. Как внутренняя среда связана с внешней?
  5. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?

Занимательная информация.

- Все жидкости человека связаны друг с другом. Межклеточное вещество связано с лимфой, кровью, со спинномозговой жидкостью, омывающей головной и спинной мозг. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.

- Объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5% массы тела.

- Плавающие в крови тельца  впервые обнаружил итальянский  анатом, врач и физик Марцелло  Мальпиги. Он принял их за жировые  шарики, а не за клетки.

Разгадайте ребусы.

 



( Лимфа )

( Кровь.)



Из истории терминов.

Впервые мельчайшие клетки крови (эритроциты) с помощью микроскопа увидел известный  голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук.  Тельца имели красный  цвет, и он назвал их корпускулами, что  и означает по- латыни тельца. В настоящее  время эти клетки крови называются эритроцитами- от греческого «эритрос» - «красный», и «цитос» - «полость клетка».

Греческое происхождение имеют  также название других форменных  элементов крови – лейкоцитов и тромбоцитов.

Лейкоциты – от греческого «леукос» - «белый, бесцветный». Тромбоциты – от греческого «тромбос» - «пробка, затычка, сгустки крови», дословный перевод – «клетки, образующие сгустки крови».

  Интересное домашнее задание.

Проведите опыт.

Возьмите два одинаковых по размеру  кусочка картофеля (моркови, свеклы, репы). Поместите первый кусочек в дистиллированную воду, а второй в солевой раствор (концентрированный). Через сутки наблюдайте результаты опыта.

Ответьте на вопрос: Чем отличаются кусочки картофеля друг от друга  по размерам, по плотности? Объясните, почему произошли изменения в размерах и плотности кусочков овощей.

II. Урок «Эритроциты и лейкоциты».

Вопросы и задания повышенного  уровня.

  1. Почему в крови содержится больше кислорода, чем это можно было бы объяснить законами диффузии?
  2. Какие особенности эритроцитов обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение гемоглобина кислородом?
  3. Докажите, что воспаление- это защитная реакция организма.
  4. В чем проявляется взаимосвязь строение и функции лейкоцитов?

Занимательная информация.

- Общая площадь всех эритроцитов человека около 3700 м, т.е. более 1/3 га.

- В 100 мл крови новорожденного  содержится 16-23 г гемоглобина, женщины- 12-16 г, мужчины – 14-18 г.

- В 1 мм крови новорожденного  содержится 4,0-6,0 млн. эритроцитов  и 16-22 тыс. лейкоцитов, взрослых 4,0-5,5 млн. эритроцитов, 5-9 тыс. лейкоцитов.

- В сутки в красном костном  мозге образуется до 320 млрд. эритроцитов.

- Если бы все эритроциты человека  можно было бы уложить в  ряд, то  получилась бы лента,  три раза опоясывающая земной  шар по экватору.

- Если считать эритроциты со скоростью 100 тыс. штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все понадобилось бы 450 тыс.

Из истории терминов.

В 1805г. Шведский химик Берцелиус  получил из красных телец бесцветный белок. Он назвал его глобулином, потому что считал, что получил этот белок из глобул- шариков. Внутри телец глобулин соединен с красящим веществом, которое назвали гематином – от греческого «гайма» - «кровь». Всё соединение назвали гематоглобином, что со времен сократилось до гемоглобина.

Разгадайте ребус.

( Лейкоцит )

III Урок «Иммунитет»

Вопросы и задания повышенного  уровня.

    1. Чем обеспечивается иммунитет?
    2. Какова роль Б и Т – клеток, фагоцитов в иммунитете? Чем отличается механизм их действия?
    3. Чем отличается действия лечебной сыворотки?
    4. Почему увеличение количества лейкоцитов в крови может свидетельствовать о наличии инфекций в организме?
    5. Чем искусственный активный иммунитет отличается от пассивного?

Занимательная информация.

- Вирусы (от латинского слова  virus – яд) могут годами сохраняться даже при температуре – 40 С.

- Дети, вскормленные материнским  молоком, в течении всей последующий  жизни менее склонны к аллергии, чем дети, вскормленные искусственными  смесями.

Из истории терминов.

В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему  городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение гражданской или воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождают от такой повинности, которая носила название «минус». В этом случае человек получал именную грамоту (приставка «им» означает «не»), а его самого называли иммунисом- свободным от какой- либо повинности. В настоящее время под иммунитетом ( лат. «иммунитас»- «освобождение от чего либо») понимают способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ. Иммунитет осуществляется при участии антител. Антитела  (от греческого «анти»- «против») так называются, потому что они представляют собой тела или вещества, нейтрализующие вредное действие микроорганизмов и вирус.

Разгадай ребус.

( Вакцина )

IV Урок «Движение крови и лимфы в организме. Строение сердца».

Показ кинофильма «Кровообращение  и лимфообращение».

Задания к фильму:

Нарисуйте большой и малый круги  кровообращения, обозначьте органы, их образующие.

Вопросы и задания повышенного  уровня.

  1. Почему кровь в системе органов кровообращения двигается только в одном направлении?
  2. В чем выражается взаимосвязь строения и функций всех отделов сердца?
  3. Каковы особенности строения стенок артерий и вен?
  4. Какие функции выполняют скопление мышечных клеток в местах перехода мельчайших артерий в капилляры?
  5. Какова роль лимфатической системы в жизнедеятельности организма? Каким образом обеспечивается движение лимфы?
  6. С чем связано отличие в строении вен, артерий и капилляров?

Занимательная информация.

- Общая площадь поперечных сечений каппиляров – 50 м т.е.  в 25 раз больше поверхности тела. В теле человека насчитывается 100-160 млрд. каппиляров. Их общая длина достигает 60-80 тыс. км. Это в два раза больше длины земного экватора.

- Полное обращение крови у  взрослого человека совершается за 20-28 с.

- У новорожденного кругооборот  крови совершается за 12с., у ребенка   трех лет- за 15 с., у 14- летнего   подростка- за 18 с.

- У людей пожилого возраста  скорость потока крови уменьшается  на 1/3.

- При физических и эмоциональных  напряжениях сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.

- В сутки сердце делает 100 тыс.  ударов, а за год почти 40 млн.  ударов.

- Масса сердца составляет 1/200 массы  тела, однако на его работу  затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов организма.

- сердце человека за его жизнь  сокращается 25 млн. раз. Этой  работы достаточно, чтобы поднять  железнодорожный состав на гору  Монблан.

Из истории терминов.

Может показаться удивительным то обстоятельство, что сосуды несущие кровь от сердца, называют артериями. Дословно это переводится так :»гладкие воздухоносители», «воздушные жилы». Так думали о них древние по аналогии с функцией большой артерии дыхательного горла, или трахеи (греч. «трахеа»), и считали, что артерии несут не кровь, а воздух или, по крайней мере, «воздушную кровь». История религии раскрывает суть этого парадокса. Общим в верованиях древних народов, разделенных огромным пространством  гор и морей, была боязнь вскрытия и расчленения человеческого тела, ибо человек должен предстать перед Богом таким же, каким он был при жизни на земле. Именно поэтому в течении многих веков анатомия изучалась, как правило, на животных и реже- на трупах людей, отсюда и подобные заблуждения.

Так знаменитый врач и анатом К. Гален  во II в. н.э. довольствовался анатомированием  животных- медведей, свиней, лошадей. 14 веков спустя великому Везалию приходилось тайно по ночам добывать трупы людей на кладбищах и в местах казней. Но в мертвом теле артерии сужены и почти бескровны. Бескровность артерий, наступающая с последним ударом сердца, послужила Галену и другим исследователям обоснованием традиционного взгляда на артерии как на сосуды, содержащие мало крови и много воздуха.

Греческое слово «аорта» происходит от сокращенного названия- «прямая  артерия» («артерия орте»).

Капилляры – от латинского «капиллярис»- «волосной».

Словосочетание «предсердие сердца»  происходит от латинского слова «атриум», что означает  «передний двор» (часть внутреннего двора античного  римского дома). Действительно кровь  первыми принимают в себя предсердия, а уже  потом она поступает в желудочки, которые являются мускульными образованиями проталкивающими кровь по артериальному пути. Клапан (сердечный) – от немецкого «клапе»- «крышка, заслонка». Считается, что возникновение этого слова было чисто подражательным.

«Лимфа» в переводе с латинского значит «влага, родниковая вода», т.е  бесцветная жидкость в отличии от красной крови.

Разгадай ребус.

( Аорта )

VI Урок «Гигиена сердечно- сосудистой системы».

Занимательная информация.

Информация о работе Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление