Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательного интереса осуществляется более успешно при введении рационального сочетания урочной и внеурочной форм обучения; в таких условиях интерес к биологии будет способствовать дальнейшему выбору биологического профиля обучения и повысит эффективность учебно-познавательной деятельности.
Введение. 3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическое
явление.
Сущность понятия «познавательный интерес». 6
Глава 2. Методика развития познавательного интереса при изучении
раздела «Человек».
2.1 Состояние развития познавательного интереса в современной
школе. 22
2.2 Методика развития познавательного интереса на уроках
биологии. 33
2.3 Методика развития познавательного интереса во внеклассной
работе. 60
2.4 Результаты педагогического эксперимента. 61
Выводы. 66
Заключение. 68
Литература. 73
Локальный стержневой характер интереса школьников сосредоточен обычно на 1-2 сменных или номерных областях деятельности. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса. Уровень осознанности стержневых интересов у Школьников достаточно высок, они хорошо аргументируют свое избирательное отношение к учебным предметам общественной значимостью, практической необходимостью, личной увлеченностью. Локальные интересы занимают значительное место в учебном процессе, но особенно сильно они проявляются в жизнедеятельности школьника. В учении стержневые интересы оказывают заметное влияние на уровень и глубину знаний ученика; им он посвящает свободное время, в этой области он значительно эрудированнее, поскольку и круг чтения в области локального интереса бывает более широким. Но локальный, стержневой характер познавательных интересов в развитии личности школьника может иметь различный результат. Как сильный осознанный интерес, сопряженный со склонностью учащихся к определенной деятельности, он может оказывать благотворное влияние при помощи переноса доминирующей мотивации и приобретения способов на познавательную деятельность в целом, содействуя при этом и профессиональной ориентации учеников. Но в то же время, будучи изолированными, от всей системы учения, локальные стержневые интересы могут стать и психологическим барьером к освоению тех предметных областей познания, которые не лежат в зоне локальных интересов, но необходимы для всестороннего развития личности. Вот почему наиболее благоприятным сочетанием в характере познавательные интересы, обеспечивающие широкую любознательность школьников, с выделением среди них стержневого интереса, способствующего углублению познавательного процесса, устойчивости его ценном мотивации и совершенствованию способов познавательной деятельности.
Выделение характеристики познавательных интересов школьников в значительной мере влияют на учение, познавательную направленность, деятельность школьников, их развитие в целом. Однако развитие личности осуществляется не только под влиянием познавательного интереса, оно сопряжено и с ее общественной направленностью, уровнем формирования интегративных качеств школьника, с его активностью, самостоятельностью, его местом в коллективе, статусом в общей учебной деятельности – словом, со всем, что составляет важные процессы человека и его жизнедеятельность.( )
В структуре личности развивающегося человека познавательный интерес раскрывается во взаимодействии с потребностями и ценностными ориентациями. Связь эта в реальном жизненном процессе сложна и многопланова.
Ориентировку ребенка в окружающей действительности можно считать изначально формой духовной потребности в познании. ( )
Под влиянием общения, с расширением жизненного опыта, а потом и постоянной связи с окружающими предметами ребёнок избирательно выделяет лишь некоторые, привлекающие внимание, а в дальнейшем и желание использовать предметы.
В реакциях на изменение
обстановки, появление в ней новизны
заключена первичная форма
С появлением у ребенка избирательного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности взаимосвязь потребностей в познании и интереса усложняется.
Становление познавательного интереса у школьников – процесс сложный, включенный в общую направленность обучения, воспитания, развития. Истоки его заключены в общем, глобальном феномене духовных потребностей, но далеко не всегда он имеет характер всепоглощающей страсти, того неодолимого влечения, какое свойственно духовной потребности знать, ориентироваться в действительности, но духовной потребностью он становится лишь на высшем уровне своего развития. ( )
Значительна и плодотворна связь познавательного интереса с общественными, народными и личностными ценностями, на базе которых формируются ценностные ориентации школьников.
Среди старших подростков
преимущественно с
Познавательный интерес
в его более совершенном виде
(широких и локальных
Указанные условия обеспечивают силу
и глубину влияния познавательн
Глава II. Методика развития познавательного интереса при изучении раздела «Человек».
2.1. Состояние развития
познавательного интереса в
Сегодня обнаруживается такое стойкое явление как инертность и равнодушие у детей и подросткам не только к начинаниям учителя, но и ко всему учебному процессу. Мы много сетуем на программы, которые дают возможности в стенах шкалы ученику проследить за поразительно быстрым движением науки, за новыми открытиями в области генетики, химии, экологии и т.д. жалуемся на нехватку пособий, макетов, таблиц. Но при этом мы не всегда задаемся целью проанализировать, что делает педагогический коллектив для того, чтобы не только преодолеть инертность и пассивность воспитанников в отношении к данному уроку, но и развить у него стойкую пытливость, любознательность, потребность в более глубоком и активном познании жизни, науки. Ведь главная беда состоит в том, что инертность и равнодушие многих подростков – образования стойкие, препятствующие формированию полноценной личности. И это, бесспорно, результат невнимания взрослых к формированию у детей познавательного отношения к жизни, интереса к окружающей действительности.
Пробудишь пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных его явлениях, но и в его обыденном, мимо чего мы проходим каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны, формировать стремление к потоку в открытии мира – это благороднейшая и необходимая задача учителя, воспитателя, всех, кто формирует человека будущего.
Однако, опыт показывает, что в сегодняшней школе познавательный интерес к биологии и другим естественным наукам падает, и, как следствие этого, снижается интерес к учению, привлекательность школы.
Чтобы понять и выявить причины данного явления мы провели исследование.
В исследовании принимали участие 370 учащихся восьмых классов средних общеобразовательных школ № 1, № 2, № 3, № 5 г. Михайловска Шпаковского района. В исследовании также участвовали 37 учителей биологии, химии, географии, экологии, а также руководители школьных кружков. Для проведения исследования были выбраны также методы, как анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
На начальном этапе было проведено анкетирование учителей, направленное на выявление основных характеристик познавательного интереса, наиболее эффективных путей его формирования, методов и способов развития.
Анкета построена по селективному методу, методу, требующему выбора одной или нескольких из предложенных альтернатив. Было опрошено 37 учителей и руководителей школьных кружков.
Вопросы анкеты:
а) да;
б) нет;
в) не всегда.
а) урочной;
б) внеурочной;
в) их сочетанию.
а) постановка проблемных ситуаций на уроке;
б) новизна в преподавании предмета;
в) комбинирование самостоятельной и коллективной деятельности учащихся на уроке;
г) другие приемы.
а) да;
б) нет;
в) не всегда.
а) да, обязательно;
б) нет;
в) не всегда.
а) да;
б) нет;
в) не всегда.
а) учебно-исследовательская
б) самостоятельная работа с дополнительной литературой;
в) ролевые и сюжетные виды;
г) все эти виды.
а) групповую;
б) индивидуальную;
в) коллективную;
г) их сочетание.
а) общее развитие учащихся;
б) перегруженность занятиями;
в) отсутствие литературы;
г) неинтересные уроки.
В результате анализа итогов анкетирования нами установлено, что большинство педагогов считают развитие познавательного интереса учащихся необходим (95%), 5% учителей полагают, что формирование познавательного интереса не обязательно, т.к. происходит самопроизвольно на уроках.
Многие учителя (34,6%) отдают предпочтение внеурочной форме обучения при формировании познавательного интереса, считается, что во внеклассных занятиях больше нового и интересного, чем на уроках. 15,2% учителей, напротив, при формировании познавательного интереса предпочитают уроки. Большинство же (52,2%) педагогов считают эффективным сочетание обеих форм обучения.
Некоторые учителя (22%) предпочитают постановку проблемных ситуаций на уроках, другие (18%) считают, что развитию познавательного интереса способствуют новизна в преподавании предмета. Комбинированию самостоятельной и коллективной деятельности учащихся отдают предпочтение 24,8% учителей, участвующих в анкетировании. Остальные 35,2% педагогов выбирают другие приемы.
Информация о работе Познавательный интерес как психолого-педагогическое явление