Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.
Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности………7
Раздел 2.
Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности
в РФ и РТ……………………………………………………………………….25
Раздел 3.
Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования…………………………….35
Раздел 4.
PR-проект «Детской беспризорности – НЕТ!!! »……………………….55

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников и литературы………………….

Работа состоит из  1 файл

рабочий материал.docx

— 138.55 Кб (Скачать документ)

Проблема детской  беспризорности в РФ и пути её разрешения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

 

Курсовой проект на тему:

Проблема детской  беспризорности в РФ и пути её разрешения

(по дисциплине  «Управление общественными отношениями»)

 

Выполнила: студентка  гр.3241-62

Габделова Р.З.

Научный руководитель:

доцент, кандидат исторических наук, Халилова Т.В.

Руководитель проектной  части:

доцент, кандидат исторических наук, Кургаева Ж.Ю.

 

Казань 2007 год.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Раздел 1.

Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности………7

Раздел 2.

Правовое  регулирование безнадзорности и  беспризорности  
в РФ и РТ……………………………………………………………………….25

Раздел 3.

Отношение населения к проблеме детской  беспризорности: анализ результатов  социологического исследования…………………………….35

Раздел 4.

PR-проект  «Детской беспризорности – НЕТ!!! »……………………….55

 

Заключение………………………………………………………………….

 

Список  использованных источников и литературы………………….

 

Приложение

 

Введение

Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем  народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий  в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность  составляет около 25 % от всей группы.  
Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.

На сегодняшний  день, содействие неконкурентоспособным  группам населения, становится одной  из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Ребенок по праву  является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и  государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение  сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это  ребенок, реализующий свой потенциал  как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание благоприятных  условий для детей, недопущение  негативного воздействия на них  факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и  обществом.

Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних  лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется  тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные  на произвол судьбы, не нужные тем, кто  их породил, в большинстве случаев  не становятся полноценными людьми. Они  пополняют ряды преступников. И это  неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет  к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском  возрасте формируется устойчивое представление  об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.

Дети-беспризорники  — это наша общая проблема, и  только общими усилиями, возможно, реально  снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.

Разработанность. Проблемам беспризорности детей были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как Дармодехин С.В., Пудовочкин Ю.Е., Мустаева Ф.А., Бакаев А.А., Иващенко Г.М и другие.

Дармодехиным С.В. рассматривалась проблема семьи и государства1. Пудовочкиным Ю.Е. была рассмотрена ответственность за преступления против несовершеннолетних2. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф.А3. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних была изучена Бакаевым А.А4. Иващенко Г.М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп5.

Также данная проблема регулируется законодательством РФ. В процессе работы над курсовым проектом были изучены Конституция РФ6, Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»7, Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы»8 и другие нормативно-правовые акты.

Объект курсового проекта: детская беспризорность.

Предмет: проблема детской беспризорности в РФ и пути ее разрешения.

Цель курсового проекта: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и разработать PR-проект, посвященный решению данных проблем.

Задачи:

Выявить сущность детской  беспризорности.

Выяснить причины  ее возникновения.

Охарактеризовать  детскую беспризорность на современном  этапе.

Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы детской  беспризорности.

Дать анализ результатам  исследования динамики отношения населения  к проблеме детской беспризорности.

Разработать программу PR-сопровождения открытия Центра реабилитации беспризорных детей «Не чужие  дети» в г. Казани.

Эмпирической  базой исследования является вторичный анализ населения РФ на тему «Отношение российского общества к проблемам беспризорности и безнадзорности, детей-сирот: актуальность и основные направления их решения». Были опрошены жители Центрального региона, Иркутской области, Татарстана и Хабаровского края.

Методы, использованные в курсовом проекте: структурно-логический, правовой, социологический и анализ.

Структура курсового проекта. Курсовой проект состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка использованных источников и литературы. В первом разделе дается общее понятие детской беспризорности, во втором рассматривается нормативно-правовая база, посвященная данной проблеме, в третьем разделе анализируются результаты исследования динамики отношения населения к проблеме детской беспризорности. А четвертый раздел посвящен PR-сопровождению открытия Центра реабилитации беспризорных детей «НЕ чужие дети» в г. Казани. В заключении подведены итоги работы над курсовым проектом.

Раздел 1.

Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности

Первое наиболее полное официальное определение  беспризорности можно найти в  Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это  несовершеннолетние, лишенные педагогического  надзора и попечения и живущие  в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или  опекуны) лишают детей пищи, грубо  с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным  примером, - дети подобных родителей  тоже считаются беспризорными»9.

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью  появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной  Войны в постановлениях Правительства  также использовались оба термина, однако их определений в законодательных  актах того времени не было10.

Не уделяется  должного внимания различиям понятий  детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении  о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), действующем на сегодняшний  день, используется термин безнадзорность11. Положением предусмотрено, что одной  из главных задач комиссий по делам  несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1). Однако определения этому понятию не дано.

Таким образом, в  Положении о комиссиях по делам  несовершеннолетних не только не уделяется  должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий  нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности  несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе)12.

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным  законом от 24 июня 1999 г. "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"13. В ст. 1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, в  Законе определена грань между понятиями  «беспризорный» и «безнадзорный», которой  является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что  в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо четко разграничить эти термины.

Как справедливо  отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов "беспризорный" и "безнадзорный", следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики14. Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком15. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребенка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических  наук А.М. Нечаева. К отличительным  признакам, позволяющим считать  ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся16:

- полное прекращение  всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в  местах, не предназначенных для  человеческого жилья;

- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение «неписаным»  законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Как отмечено в докладе  Независимой комиссии по международным  гуманитарным вопросам, посвященном  деткой беспризорности, отличает беспризорных детей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные для других граждан. Мало того, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нем нормы. Как указано в Докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где поощряется, признается то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью»17.

 

Говорить о беспризорности наверное можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.

Основная масса  беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто - и того, и  другую. Так что сейчас нет ничего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.

Приватизация жилья  тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда  вконец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые лица и записку в дверях: "Поживи у соседей". Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.

И дети изменились совсем... Они стали жестче, злее, хитрее, врут больше, чем даже три  года назад, все какие-то спитые, сексуально озабоченные. Очень много стало  детей с психическими нарушениями, просто нервных, с умственной задержкой, некоторые даже не могут вспомнить как их зовут и кто они такие. Вши, гепатит, гонорея - с одной стороны, деньги тысячами при задержании - с другой.

Информация о работе Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения