Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа
Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.
Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности………7
Раздел 2.
Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности
в РФ и РТ……………………………………………………………………….25
Раздел 3.
Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования…………………………….35
Раздел 4.
PR-проект «Детской беспризорности – НЕТ!!! »……………………….55
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы………………….
В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения26. При этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних.
В Законе отсутствуют
нормы, предусматривающие возможность
периодического пересмотра решений, связанных
с помещением несовершеннолетних в
специализированные учреждения; положения
о праве несовершеннолетних правонарушителей
на достаточную юридическую
Экспертиза Закона выявила нарушения в части защиты человеческого достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих конкретные полномочия администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей, получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом.
Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.
Представляется необходимым принять во внимание замечание, которое касается смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются права представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство наделяет своих представителей в интересах общества полномочиями, которые ограничены законом. Различие между индивидуальными правами и полномочиями должностных лиц должно быть четко отражено в Законе. Смешение этих понятий может привести к невозможности обеспечить эффективные гарантии защиты прав гражданина, которые являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
В 2006 году было продолжено
осуществление комплекса
Министерством здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации совместно с органами
социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации осуществлялось
ведение учета семей и детей,
находящихся в социально
Продолжается работа
по своевременному предоставлению необходимых
социальных услуг семьям и детям,
находящимся в трудной
По данным органов
социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации в настоящее
время действуют: 743 социально-реабилитационных
центра для несовершеннолетних; 597 центров
социальной помощи семье и детям;
552 социальных приюта для детей и
подростков; 324 реабилитационных центра
для детей с ограниченными
возможностями; 48 центров помощи детям,
оставшимся без попечения родителей;
26 центров психолого-
В 2006 г. Министерством
здравоохранения и социального
развития РФ продолжило совершенствование
нормативной правовой базы системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. Министерство приняло
участие в подготовке проекта
федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об
Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» были приняты меры по поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.
Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками подготовлен проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. В качестве приоритетных целей и направлений проект программы предусматривает развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового и организационного межведомственного взаимодействия и т.д.
Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества.
Социальная дезадаптация детей, наблюдаемая в последние годы, проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия. Основными причинами, по-прежнему, остаются социальное расслоение общества, проблемы семейного неблагополучия, организации досуга подростков и детей. Статистика свидетельствует о снижении темпов роста этих явлений.
По данным МВД за 1 полугодие 2004 года доставлено 743 безнадзорных ребенка, 130 беспризорных. Для сравнения в 2003 г. – 2524 безнадзорных ребенка, 392 беспризорных, выявлено 675 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В 2004 г. выявлено 1042
социально-неблагополучных
В соответствии с
Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999
г. «Об основах системы
Для решения проблем безнадзорности, беспризорности среди детей и подростков в системе органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в г. Казани работает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением открытого типа на 50 мест, который призван решать вопросы профилактики бродяжничества, беспризорности и попрошайничества среди несовершеннолетних, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию28.
Однако анализ работы за прошедшие годы выявил в деятельности учреждения много проблем, основная, среди них несовершенство нормативно-правовой базы центра, кадровое обеспечение, проблемы социально-психологического плана.
Вступая во взрослый
мир, эти дети испытывают, как правило,
затруднения в поиске работы и
учебы, они мало осведомлены о
своих правах и социальных льготах,
не могут ими пользоваться, испытывают
трудности в составлении
В связи, с чем важным направлением должна стать поддержка детей-сирот, выпускников детских домов, в их дальнейшем жизнеустройстве, в реализации их прав и обязанностей.
На основании
постановления Правительства
Из числа социальных
сирот созданы специальные
По социальному
проекту «Сыны полка» подготовлено
Положение об условиях приема и зачисления
в специальные армейские
Министерством по делам молодежи и спорту РТ начиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени организован отдых воспитанников. На базе военных училищ организована психологическая служба, где работают психологи из Республиканского центра социально-правовой и психолого-педагогической помощи детей и молодежи и КЦСО «Доверие», с 2003 года работают психологи из Центра социальной помощи семьи и детям «Гаилэ».
Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.
Во исполнение решения
Совета Безопасности Республики Татарстан
№ 5 от 31 мая 2000 г. «О состоянии работы
по противодействию
Для эффективной работы реализации социального проектов «Сыны полка», «Уличная социальная работа» и других необходимо более тесное взаимодействие с Министерством образования, Военным комиссариатом Республики Татарстан, Министерством здравоохранения, Министерством социальной защиты населения.
Таким образом, необходимость
гарантированного ребенку реального
права на решение его проблем
закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93
№ 1338 «О профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав» и Концепцией совершенствования
государственной системы
В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения – их недостаточное количество и локальность действия.
Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.
Раздел 3.
Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования
Как свидетельствуют
результаты и всероссийского, и регионального
исследований, отношение россиян
к проблемам детей-сирот, к усыновлению
этих детей можно охарактеризовать
как неоднозначное. С одной стороны,
явно существует осознание актуальности,
остроты этих проблем и даже чувство
тревоги за их современное состояние.
С другой стороны, судя по результатам
проведенных опросов, общество сегодня
не готово обсуждать конкретные меры
и пути решения проблем детей-сирот.
Несколько иная картина фиксируется
исследованием в отношении
Информация о работе Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения