Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.
Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности………7
Раздел 2.
Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности
в РФ и РТ……………………………………………………………………….25
Раздел 3.
Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования…………………………….35
Раздел 4.
PR-проект «Детской беспризорности – НЕТ!!! »……………………….55

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников и литературы………………….

Работа состоит из  1 файл

рабочий материал.docx

— 138.55 Кб (Скачать документ)

В ряде случаев в  Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения26. При этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних.

В Законе отсутствуют  нормы, предусматривающие возможность  периодического пересмотра решений, связанных  с помещением несовершеннолетних в  специализированные учреждения; положения  о праве несовершеннолетних правонарушителей на достаточную юридическую помощь, включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.

Экспертиза Закона выявила нарушения в части  защиты человеческого достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих конкретные полномочия администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей, получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом.

Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией  о несовершеннолетнем правонарушителе  между различными официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может включать медицинские  сведения и другие данные личного  характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

Представляется  необходимым принять во внимание замечание, которое касается смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются  права представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство наделяет своих представителей в интересах  общества полномочиями, которые ограничены законом. Различие между индивидуальными  правами и полномочиями должностных  лиц должно быть четко отражено в  Законе. Смешение этих понятий может  привести к невозможности обеспечить эффективные гарантии защиты прав гражданина, которые являются неотъемлемыми  и неотчуждаемыми.

В 2006 году было продолжено осуществление комплекса организационно-практических мер по ситуации с детской беспризорностью  и безнадзорностью.

Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения субъектов  Российской Федерации осуществлялось ведение учета семей и детей, находящихся в социально опасном  положении.

Продолжается работа по своевременному предоставлению необходимых  социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной  ситуации.

По данным органов  социальной защиты населения субъектов  Российской Федерации в настоящее  время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 597 центров  социальной помощи семье и детям; 552 социальных приюта для детей и  подростков; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными  возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров экстренной психологической помощи по телефону и др27.

В 2006 г. Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ продолжило совершенствование  нормативной правовой базы системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерство приняло  участие в подготовке проекта  федерального закона «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  и некоторые законодательные  акты Российской Федерации, признании  утратившими силу некоторых положений  законодательных актов РСФСР  по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» были приняты меры по поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.

Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками подготовлен проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. В качестве приоритетных целей и направлений проект программы предусматривает развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового и организационного межведомственного взаимодействия и т.д.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой  во многом зависит будущее и общества.

Социальная дезадаптация детей, наблюдаемая в последние годы, проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия. Основными причинами, по-прежнему, остаются социальное расслоение общества, проблемы семейного неблагополучия, организации досуга подростков и детей. Статистика свидетельствует о снижении темпов роста этих явлений.

По данным МВД  за 1 полугодие 2004 года доставлено 743 безнадзорных ребенка, 130 беспризорных. Для сравнения  в 2003 г. – 2524 безнадзорных ребенка, 392 беспризорных, выявлено 675 несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении.

В 2004 г. выявлено 1042 социально-неблагополучных семей, для  сравнения в 2003 г. – 2889, 279 таких родителей  лишены родительских прав в 2003 г. – 785, 4077 родителя привлечены к административной ответственности за злостное неисполнение  обязанностей по воспитанию своих детей в 2003 г. – 8591. Положительными факторами в этой динамике является проводимая работа министерствами, ведомствами, в том числе Министерством по делам молодежи и спорту РТ.

В соответствии с  Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолетних» органы по делам  молодежи и спорту участвуют в  организации отдыха, досуга и занятости  несовершеннолетних, осуществляют координацию  деятельности учреждений, находящихся  в их ведении.

Для решения проблем  безнадзорности, беспризорности среди  детей и подростков в системе  органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в г. Казани работает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением открытого типа на 50 мест, который призван решать вопросы профилактики бродяжничества, беспризорности и попрошайничества среди несовершеннолетних, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию28.

Однако анализ работы за прошедшие годы выявил в деятельности учреждения много проблем, основная, среди них несовершенство нормативно-правовой базы центра, кадровое обеспечение, проблемы социально-психологического плана.

Вступая во взрослый мир, эти дети испытывают, как правило, затруднения в поиске работы и  учебы, они мало осведомлены о  своих правах и социальных льготах, не могут ими пользоваться, испытывают трудности в составлении заявлений  и других деловых бумаг, в получении  денежного пособия, жилья. Данная ситуация приводит к тому, что многие бывшие воспитанники сиротских учреждений часто становятся безработными, бездомными. Большинство из них не могут создать благополучную семью и т.д.

В связи, с чем  важным направлением должна стать поддержка  детей-сирот, выпускников детских  домов, в их дальнейшем жизнеустройстве, в реализации их прав и обязанностей.

На основании  постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124 «Об утверждении  Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в  качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», в целях профилактики безнадзорности и беспризорности детей  и подростков с апреля месяца 2002 г. реализуется социальный проект «Сыны  полка». Совместно с администрациями  Советского и Приволжского районов  г. Казани, с отделами социальной защиты, военкоматами проведен отбор детей в возрасте от 14 до 16 лет, не имеющих родителей, проживающих с опекунами.

Из числа социальных сирот созданы специальные армейские  отделения в Казанском филиале  Санкт-Петербургского военно-артиллерийского  университета и Казанском филиале  Челябинского танкового института.

По социальному  проекту «Сыны полка» подготовлено Положение об условиях приема и зачисления в специальные армейские отделения  «Сыны полка», совместный приказ № 9 от 12.09.2003 г. «Об организации воспитательной работы и психологической службы для воспитанников социального  проекта «Сыны полка» в военных  учебных заведения г. Казани».

Министерством по делам  молодежи и спорту РТ начиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени организован отдых воспитанников. На базе военных училищ организована психологическая служба, где работают психологи из Республиканского центра социально-правовой и психолого-педагогической помощи детей и молодежи и КЦСО «Доверие», с 2003 года работают психологи из Центра социальной помощи семьи и детям «Гаилэ».

Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

Во исполнение решения  Совета Безопасности Республики Татарстан  № 5 от 31 мая 2000 г. «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению  наркотическими средствами и их незаконному  обороту в Республике Татарстан» в 2001 Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно  с Комплексным центром социального  обслуживания «Доверие» Комитета по делам детей и молодежи г. Казани была организована «уличная» социальная работа с несовершеннолетними в трех районах г. Казани. В 2004 году эта работа начата в г. Нижнекамск. Необходимо выделить две основные цели проекта: во-первых, это профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; во-вторых, профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков «группы риска». В настоящий момент времени по проекту работают 15 человек в г. Казани и 4 – в г. Нижнекамск, что позволило создать банк данных по детям «группы риска» на территории района, постоянно выявлять места постоянного сбора детей (чердаки, подвалы) и делать их недоступными для детей, ежегодно дополнительно вовлекать в групповые формы работы более 2 000 детей, проводить мониторинг подростково-молодежного сообщества29.

Для эффективной  работы реализации социального проектов «Сыны полка», «Уличная социальная работа» и других необходимо более  тесное взаимодействие с Министерством  образования, Военным комиссариатом  Республики Татарстан, Министерством  здравоохранения, Министерством социальной защиты населения.

Таким образом, необходимость  гарантированного ребенку реального  права на решение его проблем  закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования  государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время правовое регулирование  проблем беспризорности установлено  Федеральным Законом «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154. Следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого  разграничения оснований для  лишения свободы несовершеннолетних. В ряде случаев в Законе отсутствует  четкое указание на обязательность судебного  контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и  представительной власти регионального  и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем  детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения – их недостаточное количество и локальность действия.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой  во многом зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных»  социальных работников.

 

Раздел 3.

Отношение населения к проблеме детской  беспризорности: анализ результатов  социологического исследования

 

Как свидетельствуют  результаты и всероссийского, и регионального  исследований, отношение россиян  к проблемам детей-сирот, к усыновлению  этих детей можно охарактеризовать как неоднозначное. С одной стороны, явно существует осознание актуальности, остроты этих проблем и даже чувство  тревоги за их современное состояние. С другой стороны, судя по результатам  проведенных опросов, общество сегодня  не готово обсуждать конкретные меры и пути решения проблем детей-сирот. Несколько иная картина фиксируется  исследованием в отношении беспризорных и безнадзорных детей30.

Информация о работе Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения