Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа
Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.
Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности………7
Раздел 2.
Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности
в РФ и РТ……………………………………………………………………….25
Раздел 3.
Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования…………………………….35
Раздел 4.
PR-проект «Детской беспризорности – НЕТ!!! »……………………….55
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы………………….
- случайный беспризорник, волею злодейки-судьбы выкинутый на улицу, а вовсе не специально убежавший. Он шляется первое время просто так, пока не приобретает специальность, а его измученное лицо не превращается во вполне упитанное.
- "семейный" беспризорник, который бомжует вместе со своей мамой, братьями и сестрами. Они живут на вокзальном гранитном полу. Он, может быть, и рад вернуться домой, но там то ли - война, то ли - сумасшедшие родители тому помеха. Помыкавшись с годок, "семейный" беспризорник рано утром встает, забирает у спящей мамаши ее последнее барахло и отчаливает в неизвестном, даже ему самому, направлении.
Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.
Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результате проводимых в последнее десятилетие "реформ", одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа беспризорных детей. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
В сложившейся ситуации
государство не предпринимает эффективных
мер для решения проблем
получают даже положенного
по бюджету финансирования. Массовый
характер имеют случаи воровства
и нецелевого использования бюджетных
средств администрациями
Воспитанникам государственных детских домов не хватает одежды, школьно-письменных принадлежностей, а часто и питания. В ряде регионов у детей по 2-3 года не бывает медосмотров. В результате среди воспитанников детских домов много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Часто дети подвергаются грубому обращению и побоям со стороны воспитателей. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.
Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
15 сентября 1990 года,
10 лет назад, Россия
Члены комитета оказались умнее финансистов МВФ - на слово не поверили. Мало того, выработали свои рекомендации, надо сказать, достаточно жесткие.
Нам было рекомендовано
"провести всеобъемлющую судебную
реформу, что касается отправления
правосудия в отношении
Россия эту рекомендацию
не просто проигнорировала, но и официально
отклонила. 18 мая 2000 года (заметьте: 7 лет
спустя) правительство РФ направило
в Госдуму отрицательное
Нам было рекомендовано
"активно развивать
Нам было рекомендовано
"разработать процедуры и
Нам было рекомендовано
"оказывать поддержку
Уяснив, что на официальный документ ООН попросту наплевали, Комитет по правам ребенка был вынужден повторить все свои рекомендации и дополнительно выразить озабоченность отсутствием реакции со стороны Правительства РФ. И снова оказался не услышанным.
А между тем только
за 1995-1999 годы детское и подростковое
население России сократилось на
3 625 000 человек. Катастрофически возросло
социальное сиротство. Число безнадзорных
детей исчисляется миллионами, а
детьми-правонарушителями по-
Самое "смешное",
что на сегодняшний день в России
нет ни одной государственной
структуры, ответственной за социально-психологическое
состояние семьи. В отношении
же детей-сирот преобладает
Что же касается ООН... Похоже, в нашем правительстве просто не знают о существовании подобной организации.
В нашей стране все не так – принятые в цивилизованных странах законы не соблюдаются, и за последние пять лет число беспризорников только увеличилось, а детское население России сократилось больше чем на три с половиной миллиона человек. Защищать детей, похоже, никто не собирается.
Проблема в том, что общественным организациям, как это принято в западном мире, наше государство-“участник” не помогает. А Госдума и Минобрнауки отчаянно сопротивляются тому, чтобы не только беспризорные дети, но и дети, сбегающие из “вполне благополучных семей”, обрели поддержку, и в первую очередь правоохранительных органов.
В то же время о правоохранительных органах Борис Альтшулер отозвался так: “Три недели назад в Москве милиция провела рейд, в результате которого было задержано 215 безнадзорных детей, и 179 из них были выброшены обратно на улицу без оказания им какой-либо помощи”. Все эти дети, как оказалось, были иногородними. “Такое немыслимо ни в одной цивилизованной стране”, — сказала Любовь Кушнир. И привела ряд фактов – в Швеции, США, Германии, Франции первую помощь беспризорным детям оказывают именно правоохранительные органы, которые затем передают детей либо в попечительные органы, либо во временные, так называемые, “патронатные” семьи.
Таким образом, безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.
Раздел 2.
Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности в РФ и РТ
В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существует, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием организационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого социального характера24.
Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явилось постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 г. и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 июня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению детской беспризорности. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достигло 50 тысяч.
В 1952 г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 г.
Положение об особенностях воспитания современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка»25 и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание.
Необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 № 1).
В настоящее время
правовое регулирование отношений,
возникающих в связи с
Учитывая, что проблемами
защиты прав детей занимается множество
организаций различной
В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.
Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его положений противоречит требованиям Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает в качестве основания для помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по существу, для лишения свободы) заявление родителей ребенка или его законных представителей.
Информация о работе Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения