Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.
Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности………7
Раздел 2.
Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности
в РФ и РТ……………………………………………………………………….25
Раздел 3.
Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования…………………………….35
Раздел 4.
PR-проект «Детской беспризорности – НЕТ!!! »……………………….55

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников и литературы………………….

Работа состоит из  1 файл

рабочий материал.docx

— 138.55 Кб (Скачать документ)

- случайный беспризорник, волею злодейки-судьбы выкинутый на улицу, а вовсе не специально убежавший. Он шляется первое время просто так, пока не приобретает специальность, а его измученное лицо не превращается во вполне упитанное.

- "семейный" беспризорник, который бомжует вместе со своей мамой, братьями и сестрами. Они живут на вокзальном гранитном полу. Он, может быть, и рад вернуться домой, но там то ли - война, то ли - сумасшедшие родители тому помеха. Помыкавшись с годок, "семейный" беспризорник рано утром встает, забирает у спящей мамаши ее последнее барахло и отчаливает в неизвестном, даже ему самому, направлении.

Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.

 

Тяжелое социально-экономическое  положение, в котором оказалась  Россия в результате проводимых в  последнее десятилетие "реформ", одним из своих последствий имеет  колоссальный рост числа беспризорных детей. По данным Генеральной прокуратуры  РФ сейчас в России насчитывается  два миллиона беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У  других родители потеряли жилье и  сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены  были уйти из дома. Причины детской  бездомности могут быть разными, но результат общий - дети вынуждены  месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального  питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных  мер для решения проблем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не

получают даже положенного  по бюджету финансирования. Массовый характер имеют случаи воровства  и нецелевого использования бюджетных  средств администрациями детских  домов22.

Воспитанникам государственных  детских домов не хватает одежды, школьно-письменных принадлежностей, а часто и питания. В ряде регионов у детей по 2-3 года не бывает медосмотров. В результате среди воспитанников  детских домов много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Часто дети подвергаются грубому обращению и побоям со стороны воспитателей. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.

Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают  различные общественные организации. Они организуют питание детей  на улице и в столовых, оказывают  медицинскую и психологическую  помощь беспризорным детям, создают  свои детские дома и приюты, в  том числе семейного типа. Эта  деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

15 сентября 1990 года, 10 лет назад, Россия ратифицировала  Конвенцию ООН о правах ребенка.  В 1992 году представила в Комитет  ООН по правам ребенка свой  первый Государственный периодический  доклад о том, как наше государство  эту конвенцию выполняет. "Выяснилось", что выполняет очень даже хорошо, правда, все еще есть "отдельные  недостатки".

Члены комитета оказались  умнее финансистов МВФ - на слово  не поверили. Мало того, выработали свои рекомендации, надо сказать, достаточно жесткие.

Нам было рекомендовано "провести всеобъемлющую судебную реформу, что касается отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних" (ювенальная юстиция).

Россия эту рекомендацию не просто проигнорировала, но и официально отклонила. 18 мая 2000 года (заметьте: 7 лет  спустя) правительство РФ направило  в Госдуму отрицательное заключение на проекты законов о ювенальной юстиции (документ №1591 п-п4 за подписью Виктора Христенко).

Нам было рекомендовано "активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях" за детьми, "лишенными семейного окружения". Похоже, что у нас несколько иное понятие семейного окружения, ибо дело тоже не сдвинулось с мертвой точки.

Нам было рекомендовано "разработать процедуры и механизмы  для рассмотрения жалоб детей  на грубое и жестокое обращение с  ними". Реакция - нулевая. Дети по-прежнему бесправны.

Нам было рекомендовано "оказывать поддержку неправительственным  организациям в целях активизации  их работы в области прав ребенка". Но и в этом вопросе никаких  подвижек. По-прежнему царствует госмонополия на решение проблем детства - вернее, на их нерешение. А ведь проблемы подобного рода в развитых странах решаются как "социальный заказ". Причем не только решаются, но и финансируются из бюджета.

Уяснив, что на официальный  документ ООН попросту наплевали, Комитет  по правам ребенка был вынужден повторить  все свои рекомендации и дополнительно  выразить озабоченность отсутствием  реакции со стороны Правительства  РФ. И снова оказался не услышанным.

А между тем только за 1995-1999 годы детское и подростковое население России сократилось на 3 625 000 человек. Катастрофически возросло социальное сиротство. Число безнадзорных детей исчисляется миллионами, а  детьми-правонарушителями по-прежнему занимается "взрослая" юстиция, которая  в принципе не приспособлена для  профилактики и реабилитации. Продолжают процветать избыточная диагностика  умственной отсталости и применение психотропных средств по отношению  к детям в качестве метода "поддержания  дисциплины"23.

Самое "смешное", что на сегодняшний день в России нет ни одной государственной  структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи. В отношении  же детей-сирот преобладает установка  на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко - применять к ним насилие.

Что же касается ООН... Похоже, в нашем правительстве  просто не знают о существовании  подобной организации.

В нашей стране все  не так – принятые в цивилизованных странах законы не соблюдаются, и  за последние пять лет число беспризорников только увеличилось, а детское население  России сократилось больше чем на три с половиной миллиона человек. Защищать детей, похоже, никто не собирается.

Проблема в том, что общественным организациям, как  это принято в западном мире, наше государство-“участник” не помогает. А Госдума и Минобрнауки отчаянно сопротивляются тому, чтобы не только беспризорные дети, но и дети, сбегающие из “вполне благополучных семей”, обрели поддержку, и в первую очередь правоохранительных органов.

В то же время о  правоохранительных органах Борис  Альтшулер отозвался так: “Три недели назад в Москве милиция провела рейд, в результате которого было задержано 215 безнадзорных детей, и 179 из них были выброшены обратно на улицу без оказания им какой-либо помощи”. Все эти дети, как оказалось, были иногородними. “Такое немыслимо ни в одной цивилизованной стране”, — сказала Любовь Кушнир. И привела ряд фактов – в Швеции, США, Германии, Франции первую помощь беспризорным детям оказывают именно правоохранительные органы, которые затем передают детей либо в попечительные органы, либо во временные, так называемые, “патронатные” семьи.

 

Таким образом, безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Беспризорность  возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой  сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская  эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.

 

Раздел 2.

Правовое  регулирование безнадзорности и  беспризорности в РФ и РТ

 

В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существует, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием организационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого социального характера24.

Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явилось постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 г. и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 июня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению детской беспризорности. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достигло 50 тысяч.

В 1952 г. Совет Министров  СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О  мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 г.

Положение об особенностях воспитания современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка»25 и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание.

Необходимость гарантированного ребенку реального права на решение  его проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 № 1).

 

В настоящее время  правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью  по профилактике безнадзорности, установлено  Федеральным законом «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154.

Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множество  организаций различной ведомственной  подчиненности, данные нормативные  документы определяют основные направления  деятельности и устанавливают ответственность  всех структур за организации профилактической работы.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и  представительной власти регионального  и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем  детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.

Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его  положений противоречит требованиям  Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения  оснований для лишения свободы  несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает в качестве основания для помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по существу, для лишения свободы) заявление родителей ребенка или его законных представителей.

Информация о работе Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения