Проблемы обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа № 2 шляхова исправлена.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Низкий уровень. Не классифицирует предметы, не знает способов сравнения численности множества, знает один из способов упорядочивания множеств, не устанавливает математические связи, неточно употребляет математические термины; затрудняется в установлении числового равенства и неравенства, владеет одним способом составления числа, называет часть и целое, допускает ошибки при выполнении математических действий, называет отдельные математические знаки.

Диагностическая методика № 4.

«Решение задач  на сравнение «больше на», «меньше на».

Цель: определить представление ребенка о понятиях «больше на», «меньше на» в процессе решения  арифметической задачи, понимать математическую зависимость между понятиями, пользоваться математическими знаками при решении задачи.

Процедура: решение задачи по вопросам, составленным педагогом.

- Что изображено на  первой картинке?

- Что изображено на  второй картинке?

- А что растет на  этих деревьях?

- Одинаковое ли количество яблок растет на двух деревьях?

- Посчитай и скажи,  сколько яблок растет на первом  дереве?

- А теперь, посчитай  и скажи, сколько яблок растет  на втором дереве?

- На каком дереве  больше яблок?

- Можем ли мы узнать, на сколько яблок на первом  дереве больше чем на втором?

- Какое действие необходимо  выполнить, чтобы ответить на  вопрос задачи?

- Запиши эту задачу.

- Теперь посмотри еще  раз на картинки и скажи,  на сколько яблок на втором  дереве меньше, чем на первом?

Оценка: правильно отвечает на все поставленные вопросы, дает объяснение своим ответам, самостоятельно составляет задачу, объясняет математические действия с задачей, пользуется математическими знаками, ориентируется в понимании значения «больше на», «меньше на» - высокий уровень;

Отвечает на вопросы педагога, при этом допускает небольшие ошибки, затрудняется в назывании действий над задачей, называет математические знаки, не совсем понимает значение термина «больше на», «меньше на» - средний уровень;

Отвечает на вопросы  затруднительно, только при помощи педагога, не может самостоятельно назвать действия над задачей, затрудняется допускает ошибки при выполнении математических действий, не понимает значение термина «больше на», «меньше на» - низкий уровень.

Диагностическая методика № 5 « Умение отличать арифметическую задачу от загадки, рассказа».

Цель: выявить у старших дошкольников с ОНР умение отличать арифметическую задачу от загадок и рассказа, обосновывать свои ответы.

Процедура: ребенку на слух предлагается несколько вариантов загадок, арифметических задач, рассказов, по зачтению которых он должен определить какой из предложенных вариантов являются арифметической задачей и почему он так решил.

  1. На одной тарелке 6 яблок, а на другой 4. Какого цвета тарелка? Это задача или нет? Почему ты так решил(а)?
  2. На одном столе 3 книги, а на другом 2 куклы. Какие книги стоят на столе? Как ты думаешь, в этой задаче задан правильный вопрос?
  3. Катя съела печенья и конфеты. Сколько конфет съела Маша? Как ты думаешь, это задача или что - нибудь другое? Почему ты так думаешь?
  4. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
  5. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
  6. Сто одежек и все без застежек.

Оценка:

Высокий уровень: дети умеют отличать  арифметическую задачу от загадок и рассказа, самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, могут самостоятельно формулировать условие и вопросы к задачам.

Средний уровень: дети затрудняются в ответе на поставленные вопросы, не всегда отличают арифметическую задачу от рассказа и загадок, испытывают трудности в постановке правильных вопросов к задаче.

Низкий уровень: дети не умеют отличать арифметическую задачу от загадки и рассказа, не могут самостоятельно (без подсказок педагога) отвечать на вопросы.

1. Анализ учебно  – воспитательных  планов по обучению дошкольников  с ОНР решению арифметических задач показал, что педагоги МДОУ № 3 комбинированного вида планируют обучение детей с ОНР решению арифметических задач начиная с марта. Вначале даются первоначальные представления о задаче, способах составления и решения арифметических задач на сложение, а в дальнейшем на вычитание. Проводится определенная работа по изучению структуры арифметических задач, а на последующих занятиях закрепляют изученный материал, вводят новые понятия, ранее неизвестные детям. Все последующие занятия по обучению детей с ОНР 3 уровня решению арифметических задач на занятиях по ФЭМП  основываются на постепенном  приобщении детей к самостоятельной работе над составлением и решением задач.

Нами изучался календарно - тематический план по ФЭМП у детей с ОНР 3 уровня за 2011 - 2012 год.

В частности брался период с марта по май, где воспитателем ставились следующие задачи:

  • Подготовить детей к решению задач.
  • Познакомить детей с понятием арифметической задачи, ее структурой, действиями над задачей.
  • Учить решать арифметические задачи, приучать рассуждать «в уме».
  • Закрепить знания детей о знаках «+», «- », учить складывать.
  • Формировать представление об арифметической задаче.

         На занятиях по ФЭМП при  решении арифметических задач  дошкольниками с ОНР 3 уровня воспитатель дает детям представления  об арифметической задаче, учит составлять задачи на сложение, правильно формулировать ответы на вопрос задачи. Для лучшего усвоения темы использует упражнение «Сколько кружков, если…», которое опирается на ранее полученный опыт детей о знании числового ряда, проводит работу с раздаточным материалом на составление задач (числовые фигуры с количеством кружков 1,2,3,4, 5, карточки со знаком «+», наборы счетных палочек).

       При  обучении решению арифметических задач воспитатель продолжать учить дошкольников составлять задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче;  дает понятие о вычитании, вводит новый знак и дает ему обозначения, используя дополнительный материал – карточку со знаком «-», учит давать развернутый ответ на вопрос задачи. При этом использует такие формы работы как:

  • Игра «Сколько нас без одного?» (Демонстрационный материал: 6 флажков, карточки с цифрами 2 набора, арифметические знаки.)
  • Составление задач на вычитание по своим действиям, заданию (дети рассказывают условие задачи; отвечают на конкретный вопрос задачи).
  • Работа с раздаточным материалом по составлению задач (карточки с 2 полосками, мелкие игрушки).

        При  знакомстве со структурой  арифметической задачи  воспитатель  знакомит детей со структурой  задачи: понятия: условие, вопрос ;  продолжает учить давать точный развернутый ответ на вопрос задачи, закрепляет знаки «+», «-», «=» . Использует такие формы работы как: упражнение «Сколько игрушек спрятано?», придумывание задач детьми с опорой на наглядный материал, на наводящие вопросы педагога; решение задачи с использованием цифр и математических знаков. Дополнением служат средства обучения: демонстрационный материал: коробка с набором игрушек двух видов (4 и 5 штук); 5 елочек; 5 цветных карандашей; цифры, математические знаки.

      Раздаточный  материал:  карточки с 2 полосками, мелкие игрушки, цифры, математические знаки.

      При  закреплении представлений о структуре арифметической задачи обобщаются ранее полученные знания: педагог учит детей составлять арифметические задачи и решать их,  раскрывает арифметическое значение вопроса задачи, используя при этом демонстрационный (10 плоскостных елочек; 1 гриб; 5 воздушных шаров; персонажи сказки «Теремок») и раздаточный материал (карточки с 2 полосками, пеналы с набором геометрических фигур).

         При составлении арифметических  задач на сложение и вычитание  воспитатель учит дошкольников  составлять задачи на сложение и вычитание, самостоятельно формулировать арифметические действия. В обучении использует игру  «Сколько нас еще с одним?».

           Включает работу с раздаточным  материалом. На составление задач,  на сложение и вычитание (с  геометрическими фигурами, монетами, математическими знаками). Проводит игру «Угадай, по сколько камешков в правой и левой руке».

           В дальнейшей работе учит составлять  задачи по сюжетным картинкам,  выделять числовые данные, учит  самостоятельно придумывать тему и содержание задачи по указанным числовым данным, делать рисунок задачи, упражнять в составлении задач по рисунку, развивает умения детей решать задачи –загадки.

          Вся последующая работа ведется  по отработке навыков решения  арифметических задач детьми с ОНР, при использовании разнообразных форм и методов работы, а также наглядного дидактического материала.

Использование разнообразных  средств обучения дает возможность  каждому ребенку учиться правильно  и поло отвечать на вопросы задачи, формулировать условие задач (по наличию наглядного материала), выполнять действия и решать арифметические задачи по наводящим вопросам воспитателя.

           Педагог строит работу по ФЭМП  у детей с ОНР 3 уровня таким  образом,  чтобы они учились  рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, понимать, что нужно сложить, а что вычесть. Именно это, часто скрытая сторона должна стать явной для ребенка с нарушенным речи. Свою работу педагоги строят поэтапно: начиная со знакомства с арифметическими задачами на элементарных примерах, и заканчивая постепенным включением дошкольников с ОНР в обучающую среду. При планировании работы педагоги в первую очередь ориентируются на индивидуальные особенности детей, так как дети с нарушением речи имеют определенные трудности при овладении навыков решения арифметических задач. В своей работе воспитатели используют разнообразные виды, формы и средства обучения. Только лишь при наличии всего вышесказанного учебный процесс может достигать определенного результата.

 

 

2.Анализ анкетирования педагогов.

По результатам анкетирования  проведенного с педагогами ДОУ нами была проанализирована эффективность  работы педагогов с детьми с ОНР 3 уровня, а также были получены следующие  данные.

При обучении дошкольников с ОНР 3 уровня решению арифметических задач педагоги используют такие виды задач, которые, в силу своих индивидуальных способностей, ребенок может не только воспринимать, но и решать как с помощью педагога, так и самостоятельно. Воспитатели данного ДОУ на занятиях по ФЭМП используют следующие виды арифметических  задач:

Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием):

- задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

- задачи на нахождение неизвестных компонентов:

а)   нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому

б)   нахождение второго  слагаемого по известным сумме и  первому слагаемому.

в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

г) нахождение вычитаемого  по известным уменьшаемому и разности .

- задачи, связанные с  понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц .

б) уменьшение числа на несколько единиц

Имеются и другие разновидности  простых задач, в которых раскрывается новый смысл арифметических действий, но с ними, как правило, дошкольников с ОНР не знакомят, поскольку в детском саду достаточно подвести детей к элементарному пониманию отношений между компонентами и результатами арифметических действий - сложения и вычитания.

Также часто практикуются задачи-драматизации, задачи-иллюстрации и задачи – картинки.

Эти виды задач, по мнению воспитателей, являются наиболее доступным  и легким способом по усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.

         При определении методических приемов необходимых для обучения дошкольников с ОНР воспитатели учитывают физические и психические особенности ребенка и ведут обучение с помощью дошкольных форм воспитательно-образовательной работы, где широко используются дидактические игры, наглядно-предметные занятия, различные виды практической деятельности.

             На начальном этапе обучения  решению задач используются приемы  показа (педагог демонстрирует условия  задачи с объемными предметами) и объяснения (педагог сам решает  задачу, сопровождая процесс решения  комментариями, давая соответствующие пояснения). Используется также такой словесный прием, как повторение с целью закрепления в словаре ребенка традиционных слов и фраз, используемых в тексте задач («Было…», «Стало…», «Осталось…», «Сколько стало..?», «Сколько осталось..?»). При необходимости дошкольникам поясняется смысл данных формулировок.

Информация о работе Проблемы обучения дошкольников